Несколько дней назад познакомился с философом Сергеем Иванниковым, автором нескольких книг из серии «Социализм в 21-м веке». В отличие от многих современных «левых», он не является слепым начётчиком, бездумно повторяющим старые мантры про «классовую борьбу» и «диктатуру пролетариата».
И, что ещё более редко для российских «левых», активно использует мир-системный анализ Валлерстайна и даже пытается его модернизировать/дорабатывать. Мысль должна работать.
В общем, мы с товарищем Иванниковым пообщались пару часов на одной гостеприимной кухне. Обменялись мыслями по ряду интересующих меня и его вопросов, по некоторым из них пришли к консенсусу.
- Формации не сменяют друг друга, а сосуществуют.
У нас и сейчас есть множество мест на планете, где доминирует первобытнообщинный строй. И попытки насадить там более высокую формацию искусственно (например, как в Ливии, Афганистане или некоторых странах Средней Азии) ни к чему не привели – как только внешнее влияние ослабевает или уходит, племенное устройство мгновенно восстанавливается (а местами оно и не уходило).
В разных местах присутствует и рабство (например, в ОАЭ), и феодализм.
- Формации не вытесняют друг друга, а наслаиваются.
Возьмём, к примеру, Великобританию.
Шотландские кланы – это элементы родоплеменного строя.
Королева и пэры – феодализм.
И при этом развитый финансовый капитализм, империализм.
Более того, значительная часть элит старой формации не только не оказалась уничтожена/сметена новой формацией, но освоила новый инструментарий и интегрировалась в новую формацию. В списке 500 крупнейших корпораций мира минимум четверть основана представителями дворянства (даже если малоизвестный, но используемый термин «ливрейные компании»).
В половине стран Европы короли (пусть конституционные монархи, но всё же). Среди высших чиновников ЕС и отдельных европейских стран полно людей с дворянскими фамилиями. Феодализм никуда не уходил!
- Капитализм конечен, в этом меня Маркс убедил. Ему на смену (внимание!) по мере развития производительных сил (как и в случае других формаций) придёт новая формация, отображающая изменившийся характер производственных и социально-экономических процессов.
Модель не статична, она развивается. Ленину в своё время пришлось дописывать марксистскую модель, добавив туда империализм, как высшую стадию капитализма.
Потом Валлерстайн развил тему с империализмом, создав мир-системный анализ. Но сектанты эту теорию не признают (не опровергают, даже не пытаются спорить, просто слепо отрицают, как ересь).
- И что такое «коммунизм»? Как это?
Обалдеть теперь.
Так это уже происходит. Коливинги, коворкинги, каршеринги и так далее – растёт количество людей, которые ничем не владеют. Такой себе хипстерский «неопролетариат» (они же «хомячки», слепо повторяющие все корпоративные догмы).
Но какой это к чёрту «коммунизм»? Это они ничем не владеют! А их машинами, квартирами, рабочими местами и средствами производства владеют глобальные корпорации.
Власть в таком «коммунизме» будет принадлежать не «неопролетариату», а владельцам всего – «Фининтерну» и «Бигтеху».
Мы уже увидели краешком глаза, как выглядит звериный оскал этого «дивного нового мира» после выборов в США, когда «бигтех» показал, что Америкой правит не какой-то там президент, а «глубинное государство» и корпорации.
В этом мире не будет места ни народовластию, ни демократии, ни «диктатуре пролетариата». Править там будут «владельцы всего».
Уже сегодня ФРС опосредованно владеет более чем половиной недвижимости в США (я как-то публиковал доклад «JP Morgan» на этот счёт). У значительной части американцев нет ничего, кроме долгов.
Но отсутствие частной собственности в данном случае – это вовсе не коммунизм. Это либеро-фашизм, власть «Тайных Отцов» по Стругацким.
Мы видим Марка Цукерберга, Джеффа Безоса, Джека Дорси, Илона Маска, Билла Гейтса. Но это только лица, которые нам показывают. Реальные владельцы и «приниматели решений» (decision makers) остаются в тени, мы их не знаем.
Через биткоин-кошелёк, с которого идёт основное финансирование «ФБК», прошло свыше миллиона биткоинов. Это десятки миллиардов долларов. В мире не так уж много структур, которые манипулируют такими объёмами средств.
- Кто вообще сказал, что развитие может идти только каким-то одним путём?
В этом веке мы видим, что одни страны идут по пути диктатуры финансового капитализма, либеро-фашизма (США и часть ЕС), другие идут по пути госкапитализма (Россия и Китай). И эти пути антагонистичны друг другу.
Собственно, и сами США сейчас расколоты пополам почти по тому же принципу – на «промышленных капиталистов» (государственников) и «финансовых капиталистов» (глобалистов).
Возможно существуют и какие-то ещё варианты, но они пока не проглядываются. И из этих двух вариантов госкапитализм мне, безусловно, бесконечно ближе, чем «диктатура Тайных Отцов» (deep state).
По поводу последних у меня только два вопроса.
- Что ты такое?
- Как тебя убить?
- С чего вообще некоторые взяли, что общество будущего будет безиерархическим?
При переходе из формации в формацию наблюдались два взаимосвязанных процесса:
- Для более высокотехнологичного производства нужно вовлечение всё большего количества людей (и всё большее разделение труда, оно с развитием технологий только растёт, а не исчезает).
- Чем больше людей, тем больше нужно уровней иерархии. Если почитаете учебник по основам управления, то поймёте, почему – один человек может нормально контролировать ограниченное количество объектов. При увеличении их числа нужно делегировать управление другим, то есть создавать иерархию.
Так что общество будущего не только не будет «горизонтальным», но и количество иерархических уровней и структурированности управления в нём только возрастёт.
Все попытки спорить с логикой/математикой/кибернетикой тоже заканчиваются плачевно.
Общество будет сильно отличаться от того, что сочиняли люди прошлого. Причём не важно, были ли это мыслители девятнадцатого века или фантасты двадцатого. С будущим всегда так.
Как говорил и писал Переслегин, то, что некоторые его элементы можно просчитать, не означает, что оно понравится современным людям с их текущими представлениями о желанном и комфортном.
Для описания мышления некоторых людей есть даже специальный термин «wishful thinking», принятие желаемого за действительное. Хотеть можно что угодно, хоть летать в космосе без скафандра. Реальность же гораздо более сурова.
Поэтому научная идеология должна базироваться на научных же основах, а не на чьих-то хотелках.
P.S. Меня уже неоднократно обвиняли в том, что я пытаюсь запутать и «сбить с пути истинного», задавая много вопросов. А всего-то нужно верить и читать ПСС, там есть все ответы. Другие люди то же самое говорят про Библию или Коран.
Я с верующими не спорю. А продолжаю задавать неудобные вопросы, пробуждая стремление думать.
источник
Свежие комментарии