На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Киса-актриса, дочь Куприна



«Куприн? А вы, случайно, не родственник знаменитой Кисы?» - услышал однажды от парижского таксиста великий наш писатель, автор «Олеси» и «Гранатового браслета».

Ксения «Киса» Куприна, которую родители ребенком увезли в эмиграцию, стала прославленной французской актрисой немого кино и моделью, затмив известностью отца. Однако слава ее, увы, была недолгой.

Ксения – дочь писателя в его втором браке, дитя большой любви. В десятилетнем возрасте она уехала с родителями за границу, в эмиграции Куприны поселились в Париже. Во Франции семья Александра Куприна жила бедно - редкие гонорары, непостоянные заработки, долги.




Отец звал дочку Кисой, Александр Иванович вообще очень любил кошек. С ранней юности Киса поражала красотой – высокая стройная девушка, полностью во вкусе своего времени. Благодаря эффектной внешности шестнадцатилетняя Ксения получила возможность поправить материальное положение семьи — устроилась манекенщицей в Дом моды Поля Пуаре.

Уже в восемнадцать лет Ксения получает свои первые роли в кино, и сразу становится заметной звездой экрана, хотя почти все ее роли – второго плана. Ее партнеры по фильмам – Жан Маре и Жан Габен, ее имя на афишах, ее подруга Эдит Пиаф посвящает ей свою пластинку.



Сам Иван Бунин был в числе поклонников таланта молоденькой красотки. Псевдонимом Ксения взяла домашнее прозвище, чуть поменяв его на французский манер: Кисса Куприн, с ударением на последние слоги. Популярность ее росла, к ней приглядывался Голливуд, будущее казалось лучезарным.

Кисе Куприной не было и тридцати, когда ее родители засобирались обратно в Россию. Александр Иванович был очень болен, в эмиграции жизнь не сложилась, умереть писатель хотел на родине. Но Ксения, подумав, уехатьотказалась, хотя и было понятно, что с родными она расстается навсегда – актриса ждала контракта с Голливудом, да и жених появился, француз.



Вернувшийся в СССР Куприн вскоре умер, а в войну погибла и мать Ксении. У самой Кисы с отъездом родителей жизнь рассыпалась как по волшебству – контрактов не вышло, подросло новое поколение звезд экрана, а французские студии, к тому же, перестали приглашать актеров-эмигрантов на роли. Еще и эмигрантское сообщество обвинило ее в том, что она «продала родителей большевикам», уговорив их вернуться и получив за это от Советов деньги – особенно усердствовала в клевете на Кису Зинаида Гиппиус.

Свое сорокалетие Киса Куприна встретила в одиночестве и забвении – большие гонорары, которые она получала в юности, давно были потрачены на роскошную жизнь, жених погиб в автокатастрофе. Оставшаяся без ролей бывшая звезда играла немного в театре, а потом закончила курсы и устроилась работать костюмером.



После войны Ксения Александровна стала подрабатывать переводчицей, часто сопровождала в поездках советских спортсменов и делегатов. Узнав о ее неустроенной жизни, Союз писателей СССР пригласил ее вернуться в Москву, пообещав помощь с работой и жильем.

Со стороны Союза был и свой интерес – ожидалось, что Киса привезет отцовский архив, всю эмигрантскую работу Куприна, которая за границей никому не была нужна. Рукописи, письма, публицистические статьи, очерки – все это хотелось получить советским исследователям наследия великого писателя.

Ксению не обманули – дали советское гражданство, небольшую квартиру на Фрунзенской набережной и место в театре. Предложили неплохие деньги за архив Куприна - это не дало Кисе прежнего звездного положения, но позволило вполне достойно прожить свои последние годы. Она играла в театре, писала книги о своем отце и участвовала в создании его музея, правда, семьей так и не обзавелась.



В 90-е годы о Кисе Куприной вышла телепередача, в которой журналисты описали ее годы жизни в СССР как беспросветную нищету и прозябание, и даже сообщили, что архив отца был у дочери то ли украден, то ли изъят обманом. Однако остались интервью и записи театральных работ Ксении Александровне, а также и фильм о ней, свидетельствующие об обратном – об оставленной французской жизни бывшая звезда не сожалела.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх