На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 144 подписчика

Свежие комментарии

Вера в телесное воскресение 1: Происхождение из зороастризма

«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (Εἰ δὲ Χριστὸς κηρύσσεται ὅτι ἐκ νεκρῶν ἐγήγερται, πῶς λέγουσί τινες ἐν ὑμῖν ὅτι ἀνάστασις νεκρῶν οὐκ ἔστιν; εἰ δὲ ἀνάστασις νεκρῶν οὐκ ἔστιν, οὐδὲ Χριστὸς ἐγήγερται· εἰ δὲ Χριστὸς οὐκ ἐγήγερται, κενὸν ἄρα τὸ κήρυγμα ἡμῶν, κενὴ δὲ καὶ ἡ πίστις ὑμῶν) (1 Кор. 15, 12-14)

Вера во всеобщее телесное воскресение (авест. paiti-irista-, пехл. rist-āxēz) в конце времён перед божественным судом над человечеством возникла в зороастрийской религии уже в её самый ранний период как её органическая и неотъемлемая часть и позднее была заимствована из неё в иудаизм, христианство и ислам.

Восходящие к самому Заратуштре «Гаты» нигде прямо о телесном воскресении не говорят, но общее внимание пророка к вопросам жизни и бессмертия позволяет исследователям видеть отражение такой веры в некоторых эсхатологических отрывках из них. Так, именуемая «Гатой выбора» Ясна 30 посвящена выбору между Истиной и Ложью, от которого зависит конечная судьба каждого живого существа. Виновных ждёт возмездие, лжецов – долгое мучение, а праведника «телу долговечность будет дана» (kəhrpə̄m utayūitīš dadāt̰) и он «при испытаниях [расплавленной] рудой будет первым» (aŋhat̰ yaϑā ayaŋhā ādānāiš pouruyō) (30.7). Другая Гата обещает, что в конце времён Бог праведникам «даст желанное плотской жизни» (wairīm astwaitē uštānāi dātā) (34.14).


Старшая Авеста, в состав которой входят «Гаты», датируется концом II тыс. до н.э. Следующая за ней Младшая Авеста была создана в основном в первой половине I тыс. до н.э. (ранее возникновения империи Ахеменидов, судя по отсутствию в ней упоминаний о западноиранских землях). В Младшей Авесте имеется два текста, которые прямо говорят о телесном воскресении.

Первым из них является гимн в честь Земли – Зам(йад)-яшт, в котором четырежды (19: 11, 19, 23, 89) повторяется рефрен «Мёртвые воскреснут, придёт жизнь и бессмертие» (irista paiti usəhištāt̰ / ǰasāt̰ ǰvayō amərəxtiš). В выражении irista paiti usəhištāt̰ («мёртвые воскреснут») слово irista («мёртвые») – это страдательное причастие на -ta от иранского корня raēθ-/riθ-/iriθ-, восходящего к ПИЕ корню *leikw- «покидать, оставлять», буквально «ушедшие», а paiti usəhištāt̰ («воскреснут») – инъюнктив 3-го л. мн. ч. редуплицированного ПИЕ глагольного корня *stā- «стоять» (si-sta- > hi-šta) + приставки uz «вверх» и paiti «вновь», буквально «вновь встанут». Четвёртый случай употребления этого выражения входит в состав величественного пророчества о пришествии Спасителя, который одержит победу над смертью:

89.
[Благодать], которая будет сопровождать Победоносного Спасителя и других сподвижников, чтобы он создал обновлённое бытие – нестареющее, неумирающее, нерушимое, нетленное, вечно-живущее, вечно-растущее, вольно-властное, тогда мёртвые воскреснут, придёт жизнь и бессмертие, и бытие будет обновлено по воле.
([xʷarənō] yat̰ upaŋhat̰ / saoṣ̌yaṇtəm vərəϑrāǰanəm / uta anyåsčit̰ haxayō / yat̰ kərənavāt̰ fraṣ̌əm ahūm / azarəṣ̌əṇtəm amarəṣ̌əṇtəm / afriϑyaṇtəm apuyaṇtəm / yavaēǰim yavaēsum vasōxṣ̌aϑrəm / yat̰ irista paiti usəhištāt̰ / ǰasāt̰ ǰvayō amərəxtiš / daϑaite fraṣ̌əm vasna aŋhuš)

90.
Да будут бессмертны те существа, которые следуют Истине.
(bun gaēϑå amarṣ̌aṇtiš / yå aṣ̌ahe saŋuhaitīš)

92.
Тогда Воплотивший Истину выступит от вод Кансавьи, вестник Мудрого Господа, сын Всепобедительницы…
(yat̰ astvat̰-ərətō fraxṣ̌tāite / hača apat̰ kąsaoyāt̰ / aštō mazdå ahurahe / vīspa-taurvayå puϑrō)

94.
Он взглянет очами разума, обозрит всё творение […], которое обезображено, всё плотское бытие он усердно обозрит очами, и этот взгляд даст бессмертие всем плотским существам.
(yō diδāt̰ xratə̄uš dōiϑrabyō / vīspa dāmąn paiti vaēnāt̰ / […] yō duščiϑrayayå / yō vīspəm ahūm astvaitəm / ižayå vaēnāt̰ dōiϑrabyō / darəsča daϑat̰ amarəxṣ̌yaṇtīm / vīspąm yąm astvaitīm gaēϑąm)

Вторым текстом такого рода является наск (толкование) к мантре «Арйаман», которая завершает собой Старшую Авесту. В самой мантре прямо о телесном воскресении не говорится (в переводе И.М. Стеблин-Каменского: «Арйаман, приди, желанный, / В помощь людям Заратуштры / И Благой на помощь Мысли, / Заслужить награду Веры, / Истины то воздаянье, / Что назначено Ахурой»). Однако Варштманср-наск, входящий в состав 9-й книги зороастрийской энциклопедии «Денкард» (IX в.), утверждает, что именно чтение «Арйамана» поможет Саошьянту (Спасителю) в конце времён вернуть к жизни тела умерших и воссоединить их с душами (Dēnkard 9.46.1-5). Соответствующий отрывок гласит: «С её (т.е. мантры “Арьяман”) помощью они (т.е. Спасители) дадут жизнь обратно телам, и они (т.е. люди) будут иметь души вместе с телами, ибо после этого они не умрут» (pad ayārīh ī ōy bē zīndagīh ō tan abāz dahēnd ud tanōmand gyān dārēnd kū pas nē mīrēnd). Младоавестийский оригинал этого пехлевийского перевода, дошедший до нас в нескольких рукописях (Fragment Westergaard 4.1-3), гласит: «[Спасители] поднимут мёртвых. Вместо неживых тел они будут иметь плотскую жизнь» (us irista paiti aråṇti vī.juuāhu paiti tanušu astuuå gaiiō dāraiiåṇti).

Наиболее подробно зороастрийское учение о воскресении и обретении воскресшими людьми нового тела, которое на пехлевийском именуется tan ī pasēn («последнее тело»), изложено в пехлевийских сочинениях, прежде всего в «Бундахишне» (далее цитируется в переводе О.М. Чунаковой по изданию: Зороастрийские тексты. Суждения духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тесты. М. 1997). В рассказе о Хванирате (средней части обитаемого мира, населённой ариями) говорится, что в ней «родится Спаситель, который ослабит Злого духа и вызовет воскрешение и телесное воплощение» (sōšyans andar xwanirah zāyēd, kē gannāg mēnōg a-gār kunēd ud rist-āxēz, tan ī pasēn kunēd) (с. 277).

Глава 30 «Бундахишна» носит заголовок «О сущности воскресения мёртвых и последнем теле» (abar čiyōnīh rist-āxēz ud tan <ī> pasēn). Она сообщает, что «Спаситель подготовит воскрешение мёртвых» (sōšyans rist ul wigrāsē[n]d) (с. 305), «Спаситель и (его) помощники совершат жертвоприношения ради воскрешения мёртвых» (yazišn ī pad rist wirāyišnīh sōšyans abāg ayārān kunēd) (с. 308). «Сначала поднимутся кости Гайомарда, затем – Машйа и Машйане, затем – остальных людей. За пятьдесят семь лет Спаситель подготовит всех мёртвых, и все люди восстанут: и те, кто праведен, и те <люди>, кто грешен, – каждый поднимется с того места, где уйдёт его душа» (nazdist ast ān ī gayōmart ul hangēzēd, pas ān <ī> mašī mašyānē, pas ān <ī> abārīg mardōmān. pad panjāh haft sāl sōšyans hamāg rist wigrāsēnd, hamāg mardōm abar ēstēnd, kē-iz ahlaw-iz kē-iz druwand. mardōm har kas az ānōh ul hangēzēd kū-šān gyān be šud) (с. 306).

Древнейшим внешним свидетельтвом о вере зороастрийцев в телесное воскресение является сообщение греческого историка Феопомпа Хиосского (380 – ок. 315 гг. до н.э.), сохранённое Диогеном Лаэртским: «Феопомп (в VIII книге “Истории Филиппа”)… добавляет, что, согласно магам, люди воскреснут и будут бессмертными (ὃς καὶ ἀναβιώσεσθαι κατὰ τοὺς Μάγους φησὶ τοὺς ἀνθρώπους καὶ ἔσεσθαι ἀθανάτους) и что только заклинаниями магов и держится сущее» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга I, Вступление, 9).

Это свидетельство примерно на два столетия древнее самых ранних свидетельств о вере в телесное воскресение у иудеев, которые относятся к II в. до н.э.


из блога aquilaaquilonis



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх