На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Джигарханян, Армен Борисович

Армен Борисович Джигарханян (3 октября 1935, Эривань — 14 ноября 2020, Москва) — советский, российский и армянский актёр, театральный режиссёр и педагог; народный артист СССР (1985), лауреат двух Государственных премий Армянской ССР (1975, 1979). Один из основателей, президент и художественный руководитель Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (1996—2020).

Биография

Армен Джигарханян родился в Ереване в семье Бориса Акимовича и Елены Васильевны Джигарханян. Происходил из старинного рода тифлисских армян. Отец ушёл из семьи, когда его сыну был всего месяц от роду. Впервые он увидел отца, уже став взрослым, когда гостил у бабушки на Новый год, но они почти не общались; перед самой смертью уже тяжело больной Борис Акимович говорил, что скучает по сыну и хочет извиниться перед ним. Армена воспитывал отчим, с которым у мальчика сложились тёплые отношения.

Рос в русскоязычной среде, учился в русской школе и с одинаковым старанием постигал азы армянской и русской культур. Мать Елена Васильевна работала в Совете министров Армянской ССР, была заядлой театралкой и не пропускала ни одного драматического и оперного спектакля.

По словам Джигарханяна, его ранние годы пришлись на Великую Отечественную войну, и детства у него, по сути, не было; семья снимала комнату в доме на улице Спандаряна, и в памяти у него отложилось, как всей семьёй они рубили дрова в подвале, как мать плакала, потеряв хлебные карточки.

В школьные годы увлёкся театром и кино, а после окончания школы в 1952 году отправился в Москву и пытался поступить в ГИТИС, но неудачно. Вернувшись в Ереван, устроился на киностудию «Арменфильм» помощником оператора.

В 1954 году поступил в Ереванский художественно-театральный институт на актёрское отделение на курс Вартана Аджемяна, руководителя Армянского театра имени Сундукяна. Но набор оказался слишком велик, и Джигарханян перешёл на курс Армена Гулакяна, который окончил в 1958 году.

На сцену актёр впервые вышел в январе 1955 года в спектакле по пьесе Виктора Гусева «Иван Рыбаков» Ереванского русского драматического театра имени К. С. Станиславского. В труппу этого театра, где актёр проработал более десяти лет, его пригласили ещё студентом-второкурсником.


В 1960 году актёр дебютировал в кино в фильме «Обвал», а известность ему принесла одна из лучших его киноролей — молодой учёный-физик Артём Манвелян из картины «Здравствуй, это я!». Вскоре после выхода этого фильма последовали новые работы, демонстрирующие широту актёрского диапазона, психологическую достоверность и мастерство перевоплощения — кузнец Уста Мукуч в «Треугольнике», Левон Погосян в драме «Когда наступает сентябрь», штабс-капитан Овечкин в популярнейших «Новых приключениях неуловимых», чекист Артузов в телевизионной ленте «Операция „Трест“», левый эсер Прошьян в исторической картине «Шестое июля», Михаил Стышной в «Журавушке». Запомнился зрителям и горбатый главарь банды «Чёрная кошка» Карп из фильма «Место встречи изменить нельзя». Свой прорыв к международной звезде он совершил в 1981 году с «Тегеран-43». Он сыграл убийцу в 1943 году, который опубликовал свои мемуары в 1980 году. Его партнерами были французская актриса Клод Жад в роли его любовницы и немецкий актёр Курд Юргенс в качестве его адвоката.

Армен Джигарханян стал одним из самых снимаемых актёров (более 250 ролей в кино- и телефильмах) и, по слухам, был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как самый снимаемый отечественный актёр (правда, на официальном сайте Книги рекордов Гиннесса такой информации нет, в то время как его коллега Любовь Соколова, как известно, сыграла 389 ролей в кино). На счету актёра разноплановые роли в фильмах лучших советских и российских режиссёров, в лентах различных жанров, в комедийных и приключенческих картинах, в драмах и музыкальных фильмах. Много работал на дубляже, озвучивал мультфильмы. О последних своих ролях в кино, часто эпизодических, говорит «понизил требовательность» и «деньги хорошие».

В 1967 году Анатолий Эфрос пригласил актёра в Московский театр имени Ленинского комсомола, но вскоре был отстранён от руководства и ушёл работать вторым режиссёром в Театр на Малой Бронной, взяв с собой десять актёров-единомышленников; Джигарханян в их число не входил и продолжил играть в «Ленкоме.

В 1969 году по приглашению Андрея Гончарова перешёл в Московский театр имени Владимира Маяковского, где вскоре стал ведущим актёром. Он, в частности, играл роли Левинсона в спектакле «Разгром» в постановке Марка Захарова, Стенли Ковальского в «Трамвае „Желание“» и Большого Па в «Кошке на раскалённой крыше» Теннесси Уильямса, Сократа в «Беседах с Сократом» Эдварда Радзинского, генерала Хлудова в «Беге» и других. Покинул театр в сентябре 1996 года, но продолжал выступать на сцене в спектаклях других театров и в антрепризных постановках.

С 1989 по 1997 годы преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (профессор).

В 1996 году со своим курсом основал Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна, став художественным руководителем, а с 2005 года — директором. Театр Джигарханяна (Театр «Д») сразу занял особое место в ряду небольших театров Москвы. На сцене своего театра сыграл яркие роли в спектаклях «Возвращение домой» и «Последняя лента Крэппа»: «…Я играю Крэппа — полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал — до такой степени гниёт и разлагается этот человек… Я играю его без зубов — свои протезы снимаю…».

Помимо этого был занят в антрепризных спектаклях. Играл на сцене «Ленкома» (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле «Варвар и еретик» по роману «Игрок» и главный герой пьесы «Филумена Мартурано» — спектакль идёт под названием «Город миллионеров»).

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

В 2006 году принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».

В 1999 получил грин-карту по квоте правительства США для выдающихся деятелей искусства. Семикомнатный дом в Америке подарил его поклонник. До 2015 года жил на две страны: три-четыре месяца в году — обычно лето и начало осени — в Гарленде под Далласом (штат Техас), а с сентября по май — в Москве.

5 марта 2016 года, в связи с сахарным диабетом, был госпитализирован в НИИ имени Н. В. Склифосовского с подозрением на инфаркт миокарда.

17 января 2018 года был госпитализирован из его театра, где он в последние дни занимался подготовкой к новому спектаклю, в Пироговскую клиническую больницу в Москве в состоянии средней тяжести. По предварительным данным, у Джигарханяна были выявлены проблемы с сердцем. Кроме того, у него был диагностирован гипертонический криз, а также имелось подозрение на невралгию и вирусную инфекцию. 26 апреля 2018 года госпитализирован с инфарктом и впал в кому, но позднее вышел из неё.

Скончался в Москве 14 ноября 2020 года на 86-м году жизни.


Подробнее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх