На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Проблема девяти яиц



Блогеры сейчас возмущаются, что в магазинах появились упаковки из 9 яиц. Суть жульничества понятна: на 9 яиц можно сделать цену меньше, чем на 10 яиц, и тогда лентяи, каковых большинство, будут непроизвольно выбирать «самую дешёвую» упаковку.

Вот несколько моих соображений по этому поводу.

1. Сам производитель, разумеется, ничего не решает. Сколько яиц будет в «десятке», решают торговые сети. Производитель полностью от зависит от сетей: скажут фасовать по 8 яиц, будет фасовать по 8 яиц, скажут фасовать по 12, будет фасовать по 12.

2. Торговые сети проблемами производителей, покупателей и общества в целом не озабочены в принципе, это бесконечно далёкие от них материи. Торговые сети озабочены продажами.

Продажи идут бодрее, если покупателей обманывать. Закон позволяет обманывать покупателей, засовывая в «килограммовый» пакет сахара 900 грамм песка, следовательно, с точки зрения торговых сетей, так и надо делать.

3. Если даже какой-нибудь производитель или какая-нибудь торговая сеть решат принципиально не участвовать в обмане, это ничего не изменит — они просто будут проигрывать конкуренцию тем, кто не гнушается грязных трюков. Такая патовая ситуация называется «трагедия ресурсов общего пользования», мы недавно её обсуждали:

https://fritzmorgen.livejournal.com/1476228.html

4. Некоторым кажется, будто никакой проблемы тут и нет. Надо дескать, внимательнее читать мелкий шрифт, а кто не читает, пусть расплачивается за свою лень.

Это, разумеется, огромная ошибка. Государство по целому ряду причин должно защищать граждан от мошенников — от финансовых пирамид, гомеопатов, форекс-клубов, продавцов «Кирби» и так далее. Мало того: неправильные веса не просто дезинформируют граждан, они ломают механизм здоровой конкуренции, лишая покупателей возможности сравнивать.

Почему народ живёт при капитализме лучше и богаче, чем при других жалких общественных формациях? Прежде всего потому, что капитализм построен на конкуренции. Выигрывает тот производитель стирального порошка, который предлагает лучшее соотношение цена-качество.

Торговые сети и без того калечат механизм конкуренции, выставляя регулярно к себе на полки всякую дрянь, а недовешенные упаковки ещё и усугубляют эту заразу. Чтобы капитализм работал, у покупателя должна быть возможность сравнивать. Чтобы у покупателя была возможность сравнивать, упаковки должны быть стандартными.

5. Хоть советскую торговлю и сложно вспоминать иначе, как с содроганием, однако в СССР была такая замечательная штука, как стандартизация. Стандартные бутылки, стандартные банки, стандартные упаковки.

Со всех точек зрения будет правильно ввести такие стандарты и сейчас. Кроме разных очевидных плюсов типа возможности удобно принимать обратно стеклянную тару, стандартная упаковка позволит продвинуться в решении главной проблемы — дать покупателям возможность ориентироваться в ценах.

Допустим, килограмм сахара от «Медозадова» стоит 45 рублей, а килограмм сахара от «Красной Свёклы» стоит 48 рублей. Единицы измерения понятны, можно уже сравнивать, выбирать.

6. Разумеется, прямой запрет на упаковку в 900 грамм будет слишком груб и потому неэффективен. Сразу же развопятся, например, производители подвальных вин, выезжающие за счёт мутных бутылей необычной формы.

Решить эту проблему можно очень просто: обязать торговые сети добавлять на ценники таких предметов пометку: «Осторожно! Нестандартная тара!». В законе, понятно, надо будет точно прописать, как пометка должна выглядеть: не менее 50% от площади ценника, прямоугольным куском, такие-то цвета, такой-то шрифт и так далее. Технически ничего сложного тут нет.

7. Следующим этапом стоит вплотную заняться банками и сотовыми операторами. Сейчас у каждого сотового оператора есть десятки запутаннейших тарифов, в тонкостях применения которых совершенно невозможно разобраться даже опытным людям, которым это нужно по работе.

Смысл существования неудобоваримой тарифной дряни понятен — операторы ломают таким образом механизм конкуренции, лишая тем самым потребителей возможности выбирать. Говоря простыми словами, сотовые операторы цинично дурят людям головы, оставаясь при этом приблизительно в рамках закона.

Излишне пояснять, что обществу не нужно, чтобы его обманывали. Закон о стандартных тарифах для сотовых операторов давно уже назрел и перезрел: покупатели имеют право сравнивать, и лишать их этого права не менее преступно, чем уклоняться от уплаты налогов.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх