На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Годовщина первого перелета через континент

viber image

13 июля 1925 года успешно завершился первый перелет наших авиаторов и самолетов через почти всю территорию Евразии — от Москвы до Пекина

В наши дни перелетом из столицы России в столицу Китая никого не удивить, ежедневно по такому маршруту выполняется более 30 авиарейсов. Однако почти 90 лет назад это была крайне сложная и неисследованная воздушная трасса для авиации того времени.

Впервые планы воздушного перелета через всю Россию с запада на восток рассматривались еще весной 1914 года. Тогда основой для прокладки маршрута Москва — Владивосток предполагалась Транссибирская магистраль. Но с началом Первой мировой войны мечты о таком небывалом трансконтинентальном перелете пришлось оставить.


Вернулись к подобным планам лишь в 1923 году, когда Совет по гражданской авиации СССР постановил приступить к разработке проекта перелета по маршруту Петроград — Москва — Владивосток. В том году рожденный революцией Советский Союз еще не имел дипломатических отношений с окружающими странами. Но пока разрабатывался трансконтинентальный воздушный маршрут, такие отношения появились. И в советском правительстве решили использовать небывалый перелет в том числе и для внешней пропаганды успехов нашей страны и авиации.

Поэтому первый в истории трансконтинентальный авиаперелет решено было провести из Москвы в Пекин, с которым как раз в 1924 году установили дипломатические отношения, ранее прерванные революциями и Гражданской войной. Поэтому в состав комиссии для организации рекордного события вошли не только руководители отечественной авиации, но и представители Народного комиссариата иностранных дел.

В апреле 1925 года комиссия утвердила официальную задачу перелета Москва — Пекин:
«Установление культурно-экономических связей с восточными окраинами, проверка воздушного пути на Восток, тренировка личного состава Гражданской авиации и проверка достижений авиапромышленности».

Первоначально для перелета были отобраны три самолета только что созданных в СССР типов — два Р-1 и один Р-2. Изначально это были разведывательные самолеты и легкие бомбардировщики для Красной армии, поэтому их перекрасили из защитного в серебристый цвет. Но, по свидетельству очевидцев, кое-где из-под свежей «гражданской» окраски все-таки проступали нанесенные ранее красные звезды.

В ходе подготовки трансконтинентального перелета весной 1925 года в состав участников решили добавить и первые пассажирские самолеты, использовавшиеся тогда в нашей стране на только что созданных маршрутах пассажирской авиации, — два самолета «Юнкерс» и первый отечественный пассажирский четырехместный самолет АК-1 конструкции инженеров Александрова и Калинина.

viber image
Самолет «Ак-1».

Таким образом, общее количество участников перелета Москва — Пекин составило шесть машин, которые пилотировали талантливые и опытные летчики: М.М. Громов, М.А. Волковойнов, А.И. Екатов, Н.И. Найденов, И.К. Поляков и А.И. Томашевский. Руководителем «летной части» этой трансконтинентальной «воздушной экспедиции» был назначен Михаил Александрович Волковойнов, георгиевский кавалер, получивший награды за победы в воздушных боях Первой мировой войны. Этому назначению не помешало даже то, что во время Гражданской войны он служил в авиации белой армии и лишь в 1920 году перешел на сторону красных, чтобы воевать с польскими интервентами.

Всего же в кабинах шести аэропланов «воздушной экспедиции» Москва — Пекин разместились 20 человек: летчики, штурманы и пассажиры, которыми стали журналисты советских газет и кинооператоры. Никогда ранее число участников подобных воздушных экспедиций не превышало десяти человек, то есть это был и первый в истории человечества массовый авиаперелет на такое расстояние. Также впервые среди участников трансконтинентального перелета была женщина — корреспондент газеты «Известия» Зинаида Владимировна Рихтер.

Почти 90 лет назад самолеты могли пролететь маршрут Москва — Пекин только с многочисленными промежуточными посадками для дозаправки и профилактики авиамоторов. Поэтому на всем маршруте от Москвы вплоть до границы с Монголией для «воздушной экспедиции» было подготовлено 19 аэродромов. Далее предполагались уже неподготовленные посадки в степях Монголии и Северного Китая.

Вылет шести самолетов «воздушной экспедиции» состоялся в 8 часов утра 10 июня 1925 года с Ходынского аэродрома в Москве. Летели по маршруту Москва — Нижний Новгород — Казань — Сарапул — Красноуфимск — Курган — Омск — Каинск (ныне Куйбышев в Новосибирской области) — Ново-Николаевск (ныне Новосибирск) — Мариинск (ныне город в Кемеровской области) — Красноярск — Нижнеудинск — Иркутск — Верхнеудинск (ныне столица Бурятии город Улан-Удэ).

Во всех этих городах, расположенных на расстоянии от 280 до 600 км, были промежуточные посадки. Поэтому перелет от Москвы до Бурятии занял три недели — учтем, что в то время самолеты могли летать только в хорошую погоду.

5 июля 1925 года все шесть самолетов «воздушной экспедиции» благополучно достигли столицы Монголии — Урги (ныне этот город называется Улан-Батор). Здесь наших летчиков торжественно встречали все руководители монгольского государства. Большинство монголов тогда жили еще вполне средневековым кочевым хозяйством, и массовый по тем временам прилет авиации открывал для них новый XX век.

Всего на территории Монголии было три промежуточные посадки, а 9 июля «воздушная экспедиция» приземлилась в Китае на маленьком аэродроме Миао-Тань. По сути, это была лишь земляная площадка между возделанными полями. И самолет «Юнкерс» летчика Полякова при посадке въехал на одно из них, сломав шасси. Двумя днями ранее вынужденную посадку в степях Монголии совершил самолет АК-1 летчика Томашевского.

Трое суток на маленьком аэродроме недалеко от современного китайского города Чжанцзякоу наши авиаторы проверяли свои самолеты и ждали разрешения правительства Китая на вылет в Пекин. Лишь 13 июля 1925 года, спустя 33 дня после старта из Москвы, четверка одолевших весь маршрут самолетов приземлилась в Пекине.

В поле на окраине китайской столицы их встречали огромные толпы народа, многие из которых видели самолеты впервые в жизни. На встрече присутствовали многочисленные иностранные корреспонденты и высшие представители правительства Китая Чжанцзякоу ведь в то время такой небывалый перелет казался чем-то из области фантастики.


Наши самолеты преодолели 6553 км, проведя в воздухе в общей сложности 59 часов 51 минуту. Бипланы отечественного производства Р-1 и Р-2 и их моторы, выпущенные в Москве и Ленинграде, прошли этот путь без поломок и проблем. Для того времени перелет из Москвы в Пекин, завершившийся 13 июля 1925 года, стал небывалой технической победой, имевшей большое значение для развития нашей авиации и укрепления международного престижа нашей Родины.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх