На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Удалившиеся в пустыню

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

Качурка Хорнби Oceanodroma hornbyi

Качурка Хорнби Oceanodroma hornbyi

Хотя часто думают, что колониальность у птиц возникает как способ защиты яиц и гнёзд от хищников, орудующих в том же ландшафте, слишком часто оказывается, что даже активнейшие атаки, как в колониях озёрных чаек, реально не могут разорителям помешать.

Это у факультативно-колониальных видов; у облигатно-колониальных, вроде чаек черноголового хохотуна Larus ichtyaetus и морского голубка Larus genei её нет вовсе. Радикальным, хотя и трудным, решением проблемы разорителей, у ряда околоводных видов птиц оказывается «вынос» гнёзд в принципиально иной ландшафт, где «привычных» для предковых видов хищников просто нет — в безжизненные береговые пустыни, вроде Атакамы и Намиба, и подальше от моря. Один из таких — серая чайка — известен давно.

«Обязательное условие в выборе места для размножения чаек – наличие по соседству водоема, ведь это птицы, имеющие на лапах перепонки. И тем не менее в этом правиле есть одно исключение. Это южноамериканская серая чайка, которая гнездится в нескольких десятках километров от тихоокеанского побережья, в знойной андской пустыне Атакама среди камней и песка. Английский киносценарист М. Эндрюс, снимавший серую чайку с птенцами в 60 км от моря, в книге “Полет кондора” пишет:

“На всем необозримом просторе долины с дрожащими в жарком мареве берегами лишь пыльные вихри создавали какое-то движение. Один из птенцов встал и зарылся головой в тело матери, спрятавшись под крылом, которым птица с нежностью прикрывала его… Чайка будет находиться здесь целый день, пока солнце не поднимется к зениту и снова зайдет. Тогда она повернется навстречу двадцатиузловому юго-западному ветру, который внезапно задует после полудня, принося облегчение от пятидесятиградусной жары. Не ранее чем в десять часов вечера вернется ее супруг с кормом для птенцов, а сама она до наступления рассвета отправится на целый день к морю”.

Феномен серой чайки вполне объясним. Она своеобразная “жертва гнездового консерватизма”. Современные пустынные гнездовья ее в прошлом располагались на берегах прибрежных озер-лагун. Сначала с ростом Анд эти озера были подняты, а затем они высохли. Серые чайки, приспособившись гнездиться без воды, не захотели или не сумели освоить новые места у передвинувшегося побережья».

В.П.Шунтов. Трудная профессия альбатроса. М.: Наука, 1990.

Серая (1) и Магелланова (2) чайки в летнем оперении. В.П.Шунтов. Трудная профессия альбатроса

Серая (1) и Магелланова (2) чайки в летнем оперении. В.П.Шунтов. Трудная профессия альбатроса

Другой, качурки Хорнби, стал известен недавно, с открытием тайны их гнездования в пустыне:

«Качурка Хорнби (Oceanodroma hornbyi или Hydrobates hornbyi ) — загадочная птица. До нынешнего времени никто не знал, где они гнездятся. При том, что птицы вовсе не редкие. В Тихом океане возле Перу, Чили и Эквадора они довольно обычны, по данным морских учётов они исчисляются десятками тысяч. Качурки относятся к экологической группе морских птиц, которые большую часть жизни проводят в открытом океане, вдали от берегов, и для гнездования соприкасаются с сушей. Пищу себе они  добывают, что-то ловя над водой и выхватывая с ее поверхности. Впрочем, что именно едят Качурки Хорнби – неизвестно. И это далеко не единственная загадка.
До нынешнего года никто никогда не видел их гнезд, и совершенно непонятно, где они гнездятся. Предполагали, что, как и многие другие морские птицы, они могут селиться на скалистых островах и утесах на труднодоступных участках суши. Судя по частоте встреч в потенциальный гнездовой период, это должно быть где-то между 20 и 25 градусами южной широты, в Чили и, вероятно, к северу до южного Перу. Но в этих широтах на побережье мало островов, а скалы – без расщелин, где птицы могли бы устраивать гнезда.
А, может быть, они гнездятся не на побережье, а глубже на континенте, пустыне Атакама? Такое трудно себе представить, поскольку Атакама – самая сухая пустыня Земли. Дождь здесь выпадает раз в несколько десятков лет, а некоторые метеостанции вообще никогда не его регистрировали. Причина экстремальной сухости – в холодном Перуанском течении, которое охлаждает нижние слои атмосферы и создаёт температурную инверсию: верхние слои атмосферы оказываются теплее, чем нижние, что препятствует вертикальным перемещениям воздуха. В результате вся влага концентрируется возле морской поверхности и не перемещается на материк. Жить в этой пустыне совершенно невозможно. Правда, бывали сообщения о находках качурок в пустыне Атакама в 50 км от берега на высоте 1.5 км над уровнем моря, как старых птиц, так и молодых, недавно вставших на крыло, но в мумифицированном виде.
061617-KSmugaOtto_StormPetrels_2
Так или иначе, но качурка Хорнби долгое время была одной из самых интригующих тайн неотропической орнитологии в числе немногих видов птиц на нашей планете, у которых ничего не было известно о местах гнездования. Найти гнездовья было мечтой многих орнитологов. Особенно для Чилийского общества бердвочеров, которые развернули целевой проект «Пустынные ласточки» («Golondrinas del Desierto») и многие годы искали. Почему «ласточки»? Потому что качурки немного их напоминают вилочкой на хвосте и легким полетом.
И нашли! Действительно в пустыне Атакама.В 70 км от побережья совсем рядом с чилийским городом Диего-де-Альмагро. В самой сухой пустыне мира, под коркой соли, в мае 2017 года были обнаружены отверстия, которые ведут в естественные пещерки – там-то и устраивают гнезда эти морские птицы! Нет ничего удивительного в том, что прежде их не находили: в этих местах никто не живет. И нет никаких хищников. Идеальный способ защиты! Но, ведь, птенцов нужно чем-то выкармливать…
Теперь чилийские орнитологи планируют следующую экспедицию по поиску новых колоний и для изучения стратегии размножения и выживания качурок Хорнби в столь экстремальных условиях.
061617-KSmugaOtto_StormPetrels_3
Из-за недостатка информации о размножении этих птиц, они были занесены в Красную книгу как крайне малоизученный вид (BirdLife International 2017). Открытие чилийских орнитологов, возможно, позволит качуркам Хорнби покинуть красный список. Видовое название они получили в честь британского адмирала Фиппса Хорнби (XIX век).
Несколькими годами раньше чилийскими орнитологами в Атакаме найдены колонии близкого вида — качурок Маркхама Oceanodroma markhami. Там же гнездятся пингвины Гумбольдта, в сходной береговой пустыне Намиб — капские. Иными словами, «удаляются» в пустыню представители самых разных неродственных групп птиц, в том числе нелетающие, для которых «путь к морю» за кормом особенно труден и возможет лишь по ночам.
Интересный эволюционный вопрос — как вид может проникать в новый ландшафт, и приспосабливаться, подвергаясь отбору, если он чужероден примерно в той же степени, что суша для рыбы? Понятно, что особи постоянно «выплёскиваются» за границы ареала и «пробуют» проникать в новые зоны, особенно когда вид стабилен или на подъёме численности.
Так дендрофильные виды в период дисперсии появляются в нелесных и малолесных ландшафтах — степях, тундре, благодаря чему заселяют появившиеся там «острова» и лесополосы. Однако местные хищники (скажем, сапсаны) быстро истребляют большую часть птиц в таких выплесках, лесные виды, например, большие пёстрые дятлы составляют непропорционально большую часть в их поедях. См. работу В.М.Галушина по Тиманской тундре, 1962.
Условия Атакамы для птиц морских побережий куда более экстремальны, чем тундра и лесотундра для лесных видов. Почему проникавшие туда особи не погибли все? как они «наугад» подыскали удобные для гнездования пещерки, размещающиеся в пустыне довольно локально?
Наконец, успешное размножение в новом ландшафте — только полдела; чтобы возникла гнездящаяся популяция там, молодёжь должна возвращаться на место рождения, а не уходить из новых, изначально травмативных местообитаний в прежние и привычные. Между прочим, такой уход — важнейший барьер на пути становления специализированных городских популяций, хотя урболандшафт менее экстремален и нов, в том смысле что включает в себя «острова» привычных для диких видов птиц биотопов, надо лишь приспособиться к аномально повышенной их изменчивости в пространстве и нестабильности во времени.
Согласно современным исследованиям, способность возвращаться на место рождения, и гнездиться там, филопатрия, у птиц появляется благодаря запечатлению местности, в которой родился, при широких кочёвках молодняка в позднелетний период (т.н. первичный гнездовой район), сравнимому с другими видами импринтинга. Но тут-то подобные кочёвки невозможны, окрестности гнезда непригодны для жизни! Тем не менее устойчивые популяции возникают — как? как при становлении они решили проблему «утечки приплода назад»?
Всё это ещё предстоит выяснить.

Рекомендуем прочесть!

Let's block ads! (Why?)

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх