На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Тайны витражей на станции "Новослободская"

Как придумали знаменитые витражи? Правда ли, что рисунок взяли из средневековых церковных книг? Действительно ли для украшения станции хотели использовать радиоактивный материал? И чем так не нравилось советским чиновникам панно в торце платформы? Об этом и не только расскажу сегодня. Читайте до конца, будет интересно!



Совместный проект

Станцию открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от "Курской" до "Белорусской". Название платформа получила по Новослободской улице. На её поверхности располагается вестибюль. Он, по замыслу архитекторов, должен был выглядеть, как Древнегреческий акрополь, за счёт характерных колонн.

Станция получилась, пожалуй, самой узнаваемой в Московском метро. Одним из архитекторов был Алексей Душкин. Автор таких шедевров, как "Кропоткинская", "Маяковская", "площадь Революции". В новом проекте он работал в соавторстве с молодым коллегой Александром Стрелковым. Позже он также станет знаменит благодаря проектам станций "Баррикадная", "Авиамоторная", "Китай-город" и не совсем удачной реконструкции "Лубянки".


Но тогда Стрелков ещё был студентом и просто помогал в Центральных архитектурных мастерских. Одним из руководителей там был как раз Алексей Душкин. Он долго присматривался к Стрелкову и потом предложил ему вместе поучаствовать в конкурсе проектов станции "Новослободская". Кстати, варианты платформы были различными. Например, архитектор И. Ловейко видел её такой. Листайте.




Ещё один вариант станции.

Витражи, которые сами себя подсвечивали

Во время проектирования "Новослободской" Душкин параллельно работал над зданиями вокзалов в Симферополе и Сочи, а также Высоткой на Красных Воротах. Поэтому основная нагрузка легла на плечи Александра Стрелкова.


Строительство станции "Новослободская, 1951.

То, что станцию украсят витражами, решили сразу. Правда выглядеть они должны были иначе. Их планировали сделать из уранового стекла. Его таинственное зелёное свечение придавало бы станции оригинальности. Эту идею А. Душкин "подсмотрел" в одном из Лондонских ресторанов. Благодаря стёклам из необычного материала, солнечный свет там очень красиво озарял помещение.


Так выглядит урановое стекло. Фото из открытых источников.

Для проектирования витражей на станции хотели даже привлечь известного скульптора Веру Мухину (автора "Рабочего и колхозницы"). Она в то время как раз увлекалась работой со стеклом. Однако в Госплане архитекторам сказали прямо, что золота дадут столько, сколько нужно. Но об уране можно даже не мечтать. Это стратегическое сырьё.

Откуда взялись цветочные узоры?

Витражи пришлось придумывать заново. Для этого обратились к художнику Павлу Корину. Он в то время работал над эскизами плафонов станции "Комсомольская" Кольцевой линии. Предложение Корину сразу понравилось, и он достаточно быстро придумал решение. По официальной версии, создать витражи именно такими его вдохновили одежды из парчовых тканей. Тогда как раз была выставка в Грановитой палате.


Станция "Новослободская", 1952.

Однако существует и другая гипотеза - более загадочная. Якобы за основу взяли рисунок на ризе церковнослужителей средневекового происхождения. А нашли его в одной из старых книг в Библиотеке им. Ленина. Но сами авторы станции никогда не подтверждали эту догадку.

В благодарность за проделанную Павлом Кориным работу, как вспоминал потом сам Александр Стрелков, он "выбил" золото в Госплане не только для "Новослободской", но и для "Комсомольской".


Станция "Новослободская", 1955.

Витражи делали в специальных мастерских, которые располагались в Риге. В советских городах тогда этот вид искусства не был распространён. Считалось, что он ассоциируется с церковной архитектурой. Интересно, что в Латвии витражами занимались как раз мастера, которые раньше создавали стеклянные шедевры для католических храмов.


Один из витражей на станции "Новослободская", 1952.

Большую часть композиции занимает рисунок в виде цветов, которые растут из античных ваз. Круги в верхней части посвящены труду советских людей. Там можно увидеть рабочего, музыканта, колхозницу и других. Несмотря на огромное количество витражей, станция совсем не смотрится готической. На церковь она не похожа. Этого удалось добиться за счет арок, которым придали плавную форму и украсили золотым жгутом.




Боковая платформа станции "Новослободская", 1970-е.

Пол станции уложен серым и чёрным гранитом. На боковых платформах сейчас тоже гранит, но серый. А изначально покрытие там было асфальтовым. Пилоны и путевые стены облицованы серым мрамором. Дополняется архитектурный ансамбль оригинальными лёгкими конусообразными люстрами.

Сталин и Мадонна

В торце станции - большое смальтовое (цветное непрозрачное стекло) панно на тему «Мир во всем мире». Его также придумал Павел Корин. В центре композиции изображена женщина, которая напоминает Родину-мать, с маленьким ребенком на руках. Младенец тянет руки вверх. На их фоне расположен сноп золотой пшеницы с лентой. На ней надпись «мир во всем мире» и голуби.


Панно в наши дни.

Изначально над женщиной располагалось изображение профиля Сталина. Именно к нему тянулся мальчик. Однако в середине 1960-х годов изображение заменили голубем и надписью «МИР» в рамках борьбы с культом личности вождя.


Изначальный вариант панно, 1952.

Согласно легенде, когда станцию в 1954 году осматривал Н.С.Хрущев, ему очень не понравилась босоногая женщина. По его мнению, это показывало, что советская колхозница не могла себе позволить даже купить обувь. Фигуру пришлось срочно «обувать» в древние сандалии. Но многим представителям ЦК мозаика всё равно не нравилась. Она чем-то напоминала Сикстинскую Мадонну. Для СССР это было неприемлемо.


Сикстинская Мадонна Рафаэля. Что-то общее, конечно, есть.

В итоге панно приказали снять. Но работники метро пошли на хитрость. Они закрыли композицию мраморной фальшстеной. После смещения Хрущева с должности, мозаику открыли снова. Специалисты пишут, что она стала держать ребёнка немного по-другому. Однако я, честно говоря, не вижу разницы.

Эта станция стала последней для Алексей Душкина в Московском метро. Потом он в основном занимался преподавательской деятельностью. Сама же платформа дошла до нас практически в неизменном виде.


Станция "Новослободская", наши дни.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх