На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Как выживала Венеция, часть II: Установление господства

Часть 1



Salvete, читатель! В первом эпизоде моего рассказа я поведал тебе о раннем периоде и становлении города с удивительной и славной историей. О том, как загнанные в угол и напуганные люди своею волей и смекалкой не только нашли спасение, но и закалились во множестве битв. Но наступили новые времена, зарождается высокое средневековье, история подготовила Венеции новые испытания и новые возможности.

Конец одиннадцатого века в исторической хронологии символизирует завершение «темных веков», времена, когда произошло множество знаковых событий, самым ярким из которых стал Первый Крестовый поход. Столь масштабное событие затронуло весь христианский мир: воспламененные призывами, ищущие спасения души воины отправились отвоевывать Гроб Господень, а богатые феодалы — новые земли. У всех были свои мотивы, и Венеция отнюдь не осталась в стороне от общего рвения, но её конечные цели совершенно отличались от всех прочих.


Меркантильных венецианцев вовсе не интересовал ни крест, ни меч — только их положение и их кошелек. Дело в том, что к моменту становления республики многие города Северной Италии, такие как Пиза и Милан, не только восстановились, но и начали экономический подъем, угрожая нарушить господство Венеции в этом регионе. И для венецианцев представлялось совершенно неприемлемым упустить возможность расширить торговые связи с Сирией и Египтом, когда конкуренты наступают на пятки. К тому же, налаженные связи с владениями крестоносцев на Святой Земле стали бы источником неисчислимых коммерческих выгод.

Итак, летом 1100 года флот из двухсот венецианских кораблей прибыл в Яффу, главный город-порт Святой Земли.


Яффа. Современная фотграфия

Венецианские полководцы согласились помочь крестоносцам при условии, что купцы их города получат право свободной торговли во всех владениях, захваченных у сарацинов. Отвергать такое щедрое предложение было бессмысленно и опасно, так что условия были приняты.

Пока крестоносцы шли на Иерусалим, венецианцы отправились осаждать город Каиф и, добившись его сдачи, вернулись в свою лагуну до конца года. Несмотря на то, что Священный Город вскоре был взят, а многие ближневосточные земли стали христианскими королевствами, достижение такой быстрой и единственной победы венецианцам показалось недостаточным. Финансировавшие поход горожане хотели получить больше прибыли от участия в священном деле. Они стали устанавливать торговые точки в сирийских портах и организовали прибыльный бизнес по перевозке паломников в недавно отбитый Иерусалим.


Штурм Иерусалима

Венецианская республика зиждилась на идее торговой гегемонии, разрушая стереотипы о необходимости огромных земельных владений. Никогда здесь не был в почете культ средиземноморской континентальной империи. Их триумфы венчали лишь ворота в городские арсеналы и господство на всех рынках. Здесь всегда царствовал дух коммерции.

Временами такое самоопределение играло с венецианцами злую шутку. Те купцы, что жили и торговали в чужих странах, становились все более непопулярными, их считали высокомерными и жадными. Более того, сами торговцы вдали от родины нередко превращались в капризных и неуверенных людей. В свою очередь венецианцы презирали соседей, называя тех слабыми и ленивыми.

Рациональность граждан Венеции ярко отражается и в истории противостояния Папского Рима и Германской Империи. Когда император Фридрих Барбаросса и Папа Александр III столкнулись в противостоянии за итальянские земли, венецианцы в значительной степени держались в стороне от военных действий на том разумном основании, что в любой битве между могущественными врагами лучше оставаться нейтральным.


Фридрих Барбаросса

Республике не было дела до Италии, если ее собственные интересы не затрагивались напрямую. Таким образом, самый безмятежный город в конце конфликта стал наиболее подходящим местом для примирения Барбароссы и Александра, что поспособствовало рекламе силы Венеции. Кроме того, император даровал торговые привилегии Венеции на территории всей своей империи, а папа предоставил венецианской церкви владычество над Далмацией.

Как мы видим, внимание дожа и Совета республики не ограничивалось княжествами и королевствами Ближнего Востока — они считали целесообразным поддерживать и укреплять свое присутствие в Европе. Так, Венеция взяла под контроль города Феррару и Фано и двинулась против Падуи. В ходе этой кампании венецианцы восстановили свои права на основные речные узлы. По другую же сторону Адриатики они боролись с венграми за прибрежные районы Далмации.

Города материка теперь завидовали богатству Венеции и справедливо боялись её власти. Появившееся в это же время нормандское Королевство Сицилия издавна считало Венецию врагом, а германская Империя Гогенштауфенов претендовала на Север Италии. Врагов у Венеции стало куда больше.

Рушились и старые договоры: в 1119 году новый византийский император не просто лишил венецианских купцов всех привилегий, но устроил на них гонения по всей Империи. Усугублялось всё тем, что Константинополь поддержал притязания венгров на Далмацию. Реакция возмущенной республики была жесткой и уверенной. Венецианский флот огнем и мечом прошелся по ряду византийских островов: Родосу, Хиосу, Самосу, Лесбосу. Венеция намеревалась доказать, что теперь она является единственным морским гегемоном в регионе, который ранее контролировался Константинополем. В итоге император вынужден был возобновить торговлю и подписать новое соглашение в 1126 году.

Однако в 1171 году гонения на венецианских торговцев в Византии продолжились, посланный для мести флот потерпел неудачу. Командир провалившейся экспедиции по возвращении в Венецию был растерзан горожанами. Так расправлялись со всеми неудачниками, город львов не терпел слабых. Византийский император тогда послал сообщение дожу, в котором отметил, что те были «когда-то бездомными, тонувшими в крайней нищете», и ныне в «наглом» стремлении завладеть миром сделались «посмешищем».


Константинополь. Буколеон - византийский императорский дворец на берегу Мраморного моря

Наступило время большого кризиса, и настоящая вражда между Константинополем и Венецией только начиналась. Разоренный неумелыми правителями Константинополь умирал, а венецианцы с нетерпением ждали удобного момента, чтобы окончательно добить конкурента.

В последующие годы Венеция вступила в другую, наиболее значительную фазу своей торговой власти. Она покорила и лишила Византию сердца — Константинополя.

Как бы иронично это не звучало, но уничтожение конкурента началось с очередной священной войны, когда Папа Иннокентий III объявил четвертый крестовый поход против неверных. Изначально направлявшиеся в Египет, крестоносцы прибыли в Венецию, дабы просить о перевозке их на берега Александрии — судостроительные верфи города к тому времени стали славиться во всей Европе. Неспособные уплатить за транспортировку князья умоляли предоставить им флот, и, следуя лучшим традициям города, венецианцы воспользовались случаем. Старый, слепой, но не потерявший хватки дож Энрико Дандоло готов был предоставить корабли, но в обмен на одну услугу.


Энрико Дандоло - 41-й венецианский дож. (1107-1205)

Крестоносцы должны были помочь Венеции покорить мятежный город Зара на побережье Далмации. Хотя город был христианским, иного выхода лидеры похода просто не видели. В октябре 1202 года Зара после пятидневной осады сдалась. Мечи крестоносцев поднялись против своих единоверцев. Папа, возмущенный таким бессовестным поступком, отлучит все воинства и полководцев от церкви. Всех, за исключением венецианцев…

Когда венецианцы полностью овладели городом, они были удивлены прибытием неожиданного гостя — сын свергнутого византийского императора Алексей Ангел прибыл к Дандоло в поисках справедливости. Он хотел, чтобы крестоносцы свергли узурпатора на троне империи и восстановили династию его отца. Со своей стороны, он обещал финансировать и иным образом помогать армиям в их назначении. Это было предложение, от которого нельзя было отказаться.

В историографии считается, что Энрико Дандоло имел целью взять город на Босфоре с самого начала похода. Нет никаких сомнений в том, что пожилой дож увидел прекрасную возможность для обогащения в этой войне за счет Константинополя. В результате нового похода 1204 года великий город, впервые за всю историю, был варварски разграблен и сожжен, и самую большую роль в его падении сыграл венецианский флот.


Взятие Константинополя крестоносцами

Однако вскоре выяснится, что Алексей не собирается платить за помощь, за что поплатится головой.

Воспользовавшись ситуацией политического вакуума, французские князья-крестоносцы захватят трон империи себе. Вскоре власть греков над регионом будет уничтожена, империя так никогда и не оправится от такого удара в спину, а крестоносцы так и не достигнут Святой Земли.

В любом случае, все согласятся с тем фактом, что венецианцы всегда умели использовать случайность и обстоятельства в собственных целях.

Большая часть награбленного направилась в Венецию. Статуи коней, которые ныне украшают базилику Святого Марка, являются частью плода той жестокой победы. Достались республике и многие земли Греции, в их числе самые богатые острова Эгейского моря. Таким образом, Венеция, некогда бедный захолустный городок, теперь контролировала торговлю чуть ли не во всем Средиземноморье.

История этого древнего города может стать примером виртуозного и неординарного выхода из бедственного положения. Секрет республики заключался лишь в стремлении обрести морское владычество. Основав сильнейший флот и заложив морские традиции, её граждане добились небывалого могущества, имея за собой лишь малость ключевых портов. Они умом, огнем и мечом добыли себе господство.


Стоит, однако, учесть, что, победив «дракона», вы сами становитесь им. На месте разрушенной Византии вскоре появится гораздо более могущественный и смертельный враг, Османская империя, который не потерпит конкуренции с венецианскими выскочками. В течение следующих столетий безмятежный город будет вести почти постоянную войну со своими недовольными подданными и соперниками, итогом которой станет упадок Венецианской республики.

Но это уже другая история…

Автор: Эдуард Комнин
источник



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх