На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Мозаики и фрески Хоры. Нартекс. Христос Вседержитель. Часть 2.

Оригинал взят у vladimirdar

Часть 1
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Всего 52 фото

Это по сути будет все же первая часть моего рассказа о мозаиках Хоры. В начальной части мы разобрались с архитектурным устройством церкви Христа Спасителя в Полях, узнали его историю, сориентировались в архитектурных объемах, осмотрели основные значимые мозаики и фрески, а также увидели наос - центральный объем храма и его уцелевшие мозаики. В этом материале начинается подробный осмотр всех этих шедевров духовной культуры Византии. Осматривать мозаики и фрески Хоры лучше всего придерживаясь хоть какой-то системы, иначе у нас в результате будет в голове "визуальная каша" от полученных ярких впечатлений. Поскольку экзонартекс Хоры посвящен Христу, а нартекс - в основном Богородице, мы после того как вошли в экзонартекс - сразу направляемся в нартекс. Нартекс Хоры, сдвинутый к северу по отношению к центральному входу в храм (см. план церкви Христа Спасителя в Полях), делится поперечными арками на четыре части (компартименты), причем две центральные перекрыты сомкнутыми сводами, а две крайние, северная и южная, куполами - именно в них и находятся самые значительные впечатляющие изображения Богоматери с Младенцем и Христа Вседержителя.

Купол с сюжетами посвященный Христу Вседержителю находится в самом южном компартименте (на фото ниже - в самой дальней части нартекса).
02.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Экзонартекс выделен зеленым (см. рис. ниже), мы же находимся сейчас над ним - в нартексе - с помещении с двумя ребристыми куполами.
Будем для начала рассматривать тот купол в нартексе, что справа от входа в него.
02-а.
Планировка церкви Христа Спасителя в Полях в Хоре

Выступающие ребра зонтичных куполов делят их на узкие сегменты, в которых двумя ярусами размещаются фигуры, исторически и символически раскрывающие тему родословия Христа и Богоматери. Для начала мы осмотрим мозаики этих двух куполов - Христа Вседержителя и Богоматери с Младенцем в нартексе и тех что непосредственно находятся рядом. Затем уже во второй части приступим к осмотру мозаик о Богородице. Таким образом мы осмотрим мозаики нартекса в этой последовательности.
03.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе). Часть простенков нижнего яруса занята окнами).
04.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
05.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Христос Вседержитель

Рассмотрим подробно эти мозаики... и по возможности всех праотцов и потомков Иакова...
06.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Для этого приходится постоянно задирать голову "сектороно" поворачиваясь на 360 градусов)
07.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
08.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Вообще же хочется передать свои личные ощущения от пребывания и лицезрения этих мозаик. Ты как будто находишься в золотистом поле любви и невыразимой гармонии. Такое чувство очень редко проявляется в подобной концентрации и объеме. Это как раз тот самый редкий случай когда простого рассматривания фотографий совершенно недостаточно. Необходимо здесь побывать обязательно потому что обрабатывая эти фотографии и пытаясь довести их до того уровня ощущений что испытывал сам, понял что это невозможно. Эти самые ощущения непрерывно присутствовали как в каждой отдельной мозаике или фреске, так и всецело в одном большом незабываемом впечатлении. Другого слова как благодать я подобрать просто не могу.
09.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
10.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
11.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
12.
Христос Вседержитель. Праотцы и потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова в нижнем ярусе купола.
13.
Христос Вседержитель. Потомки Иакова. Мозаики и фрески монастыря Хора.

Византийские мозаики всегда поражают своей удивительной внутренней одухотворенностью и живыми эмоциями.
Образ Иисуса внимательно смотрящий на тебя инициирует заглянуть в самого себя и вопросить, - так Кто ты!?
14.
Христос Вседержитель. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
15.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Мозаичные орнаменты
16.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

В верхнем ярусе компартимента и парусах - множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа.

Мозаика "Исцеление Иисусом множества разных больных".
17.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

18.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

19.
Исцеление множества разных больных. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление Иисусом множества разных больных

Исцеление слепого и немого

«…привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть».
20.
Исцеление слепого и немого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление слепого и немого

21.
Исцеление слепого и немого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление слепого и немого

Исцеление двух слепых

«…за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас,  Иисус , сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и  Иисус  строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.»
22.
Исцеление двух слепых. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление двух слепых

Исцеление тещи Петра

Данное чудо Марк и Лука описывают в непосредственной связи с предыдущим. Выйдя из синагоги, Иисус  вошёл в дом Симона (Петра). Тёща Петрова оказалась тяжко  больной  (Лука, как врач, поясняет что это была «сильная горячка». По слову  Иисуса, горячка оставила её и «она встала и служила им».  Исцеление  в синагоге бесноватого, а затем тёщи Симона произвели сильное впечатление на народ, и к дверям дома Симона, по захождении солнца, стали приносить  больных  и бесноватых, так что «весь город собрался к дверям». Христос исцелял людей и изгонял духов. При описании данного чуда Матфей поясняет, что в этом массовом  исцелении   больных  сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».
23.
Исцеление тещи Петра. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление тещи Петра

Исцеление  кровоточивой женщины

Это чудо было совершено Иисусом по дороге в дом Иаира. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, верившая, что ей достаточно коснуться одежд Христа, чтобы выздороветь, подошла к нему и дотронулась до края его одежды. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Иисус  почувствовал, что в этот момент «вышла из Него сила», спросил, кто коснулся его. Женщина «пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Иисус  же обратился к ней со словами: «вера твоя спасла тебя».
24.
Исцеление кровоточнивой жены. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  кровоточивой жены

Исцеление  прокажённого

Прокажённый, исполненный веры, «увидев  Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Вера его была так сильна, что он нарушил закон, запрещающий ему подходить к здоровым людям. В ответ на эту смиренную просьбу Иисус коснулся его, показав, что он не связан запретом прикасаться к нечистому, и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Исполняя закон Моисея, Христос велит исцелённому пойти показаться священнику и просит никому не разглашать о совершившемся чуде.
25.
Исцеление прокаженного. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  прокажённого

Исцеление  сухорукого (Иудея)

Чудо было совершено Иисусом в субботу при фарисеях, которые упрекнули его в нарушении закона Моисея, на что Христос им ответил: «…кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».
26.
Исцеление сухорукого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  сухорукого
27.
Исцеление сухорукого. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
Исцеление  сухорукого

28.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

29.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

В центре арок нартекса размещены удивительные мозаичные медальоны с растительными мотивами. Мы в дальнейшем увидим еще и другие.
30.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

На восточной стене компартимента "с куполом" находится Деисус. В первой части мы его осматривали, но теперь рассмотрим в деталях.
31.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
32.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
33.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
34.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
35.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
36.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
37.
Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Слева, рядом с Богоматерью, - мужчина в императорском облачении и короне (согласно надписи, это “сын высочайшего императора Алексея Комнина, Исаак Багрянородный”),...
38.
Комнин. Деисус. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

...справа, рядом с Христом, - женщина, одетая в черный монашеский клобук (“… Андроника Палеолога, госпожа монголов, инокиня Меланья”). Если хочется напомнить себе кто это такие - вам к первой части моего рассказа.
39.
Мария Палеологиня. Монахиня Меланья.
40.
Мария в Святая Святых и при Храме. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
41.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Левее, к северу в смежном компартименте в верхней части свода уже знакомая нам мозаика "Феодор Метохит перед Христом". Достаточно сказать, что именно стараниями этого человека мы и лицезреем эти удивительные мозаики. Феодор Метохит был ктитором монастыря Хоры, правой рукой императора и одним из самых богатых людей того времени. О нем также подробно мзложено в первой части моего рассказа.
42.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
43.
Феодор Метохит прподносит Христу церковь в Хоре. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
44.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Феодор Метохит преподносит Христу модель церкви Христа Спасителя в Полях...
45.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
46.
Феодор Метохит перед Христом. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

Вход из нартекса в наос.

47.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Вход в наос.

Вход в наос под патронажем Апостола Петра с ключами...
48.
Апостол Петр. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
49.
Апостол Петр. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.

...и Апостола Павла... с книгой.
50.
Апостол Павел. Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
51.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях.
52.
Мозаики и фрески монастыря Хора. Церковь Христа Спасителя в Полях. Нартекс.

Источники:

Сергей А. Иванов. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. Вокруг Света. 2011.
Википедия.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх