На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Новгородская модель современной России. Часть I

“Россия, бранная царица,
Воспомни древние права !”
А.С. Пушкин

А.И. Потапов

XX век стал для России самым сложным в её истории. Выход из коммунизма в 1991 году не мог быть осуществлён быстро, не было общего понимания того, что такое наша страна. В этих условиях конституция 1993 года, принятая без обсуждения, а даже бы и обсужденная, не могла быть вполне соответствующей природе страны. Однако многие вопросы в конституции 1993 года решены, и люди в целом с ними согласны.

Целью настоящей программы является участие различных сил общества в президентских выборах в целях инициирования изменений в конституцию. Поскольку итоги выборов предопределены, задачей является достижение 20…30 % голосов, от
которых избранный президент не сможет отмахнуться. После конституционных преобразований станет возможным каждому вернуться к своим делам, как это случилось после 1612 года, а различные политики продолжат свою деятельность уже в новой системе.

Если бы темпы прироста населения России после 1991 года были такими же как в США, то сегодня наше население составляло бы свыше 190 млн. человек, вместо этого мы имеем около 146 млн. человек вместе с Крымом против 148 млн. человек в
1991 году без Крыма. За этот же промежуток времени население США выросло на 71 млн. человек. Способность удерживать высокие темпы прироста населения и благосостояния в США гарантирует достижение ими в 2050 году отметки 450 млн. че-
ловек, а к 2100 году 740 млн. человек. Население Китая и Индии возрастёт до 2…2,5 млрд. человек. Россия при консервации нынешней системы не сохранит даже и 130 млн. человек, что приведёт к неспособности удержать территорию, разделу страны
сильными государствами, растворению русской нации завоевателями.


Территория России и её природные богатства позволяют создать миллиардную русскую цивилизацию примерно за 250 лет. Предлагается поставить перед нацией эту задачу, а средством её решения сделать изменения в конституции. Указанная
цель вбирает в себя смысл заголовка и содержания письма М.В. Ломоносова основателю и куратору МГУ И.И. Шувалову “О сохранении и размножении российского народа“, 01.11.1761 г.

Создать одну молекулу ДНК намного сложнее и важнее, чем всё огромное разнообразие биосферы Земли, которое можно было наблюдать по крайней мере последние 500 млн. лет. Возможно, на Земле была лишь одна первая молекула ДНК, от которой появилась вся живая материя. В истории России была такая молекула (код), она и сегодня есть, от которой могла вырасти самая успешная в мире страна, находись она не на Волхове в Великом Новгороде, а в Волго-Камском бассейне, природной среде русского капитализма. Эта молекула – красота и эффективность. Они были у нас задолго до христианства, но максимальное развитие получили после усвоения великого учения. Монгольский вирус инфицировал молекулу, и спустя 780 лет воплощения Чингисхана в различных сферах жизни с особой ненавистью реагируют на эти два исконно русские свойства: красоту и эффективность. Логика Троицы (тезис, антитезис, синтез и другие примеры троичности) требует замыкания третьим явлением русской триады, оно – благодать. Красота и эффективность порождают благодать и ею же воспроизводятся. Задача конституционных изменений – устранить монгольский вирус, утвердить Святую Троицу, затем молекула сама разовьётся до великолепной формы.

Христианство в 325 году было установлено в качестве государственной идеологии в Византии ввиду того, что христианские общины в свободной конкурентной борьбе побеждали во всех государственных тендерах Константинополя (закупки пи-
тания, вооружения, одежды, обуви, строительные подряды и прочее), они оказались более эффективны в ведении хозяйства, чем различные языческие или иные монотеистические общины. Вопрос был решён деньгами – государству нужны деньги,
вооружения и могущество. Это могли дать только христиане. Шаг за шагом Новгород с 988 года по 1136 год реализовывал потенциал Нового Завета в государственном устройстве и ведении хозяйства. 150 лет потребовалось, чтобы построить, веро-
ятно, самую эффективную в истории человечества систему. В 1136 году демократический переход к ней состоялся.

Несмотря на древность и ограниченность во времени в Новгородской республике были решены практически все ключевые вопросы устройства русской нации. Да, она молекула, очень маленькая. Возможно. Но она – русская ДНК. Основой общест-
ва и экономики Новгорода был свободный, деятельный гражданин, практически всё население республики было грамотным, включая женщин и детей, а научно-технические достижения Новгорода, раскрытые за последние 60 лет благодаря при-
менению в археологии современных методов анализа, не оставляют сомнений в технологическом лидерстве республики в Европе к концу XII века. В Новгороде был разработан не имеющий аналогов бухгалтерский учёт, отражавший весь комплекс
экономических операций, свойственных самому развитому типу производства. Уникально было государственное устройство, на 640 лет предвосхитившее реализацию идей Монтескье в США. В Новгороде впервые сложились две современные конку-
рирующие западные партии: партия Софийской стороны (государственники, левая, аналог американских демократов) и партия Ярославова дворища (предприниматели, правая, аналог американских республиканцев). Святая Троица в государственном
устройстве имела двойную структуру в отличие от обычной троицы современных демократий: всенародно и по отдельности избираемые князь, посадник и архиепископ составляли триединую государственную власть, она противостояла парламенту
и рассуживалась с ним посредством подобия современного конституционного суда. Эту систему предлагается восстановить в России.

Эффективность данной системы подтверждается также величиной территории, которая была присоединена и освоена с её помощью – свыше 2 млн. км 2. Такие большие демократии и сегодня редкость.

I. Государственная власть

1. Полномочия князя (президента) – главы военно-политической ветви госвласти – прописаны в современной конституции (ст. 80). Место дислокации – город Москва. В триединой системе символов эта ветвь знаменует благодать. В новгородской
традиции после 1136 года установлен запрет князю селиться в центре экономических интересов страны (см. ниже), быть связанным с ними. Князь интегрирует страну, присоединяет территории, обеспечивает безопасность, гарантии христианских
прав и обязанностей, чем и достигается благодать на государственном уровне.

2. Полномочия посадника (премьер-министра) – главы хозяйственной ветви госвласти – предлагается сократить на величину полномочий архиепископа (в данный момент нет должности). Место дислокации – предлагается построить новую эффек-
тивную экономическую столицу России на Урале, Уфа-реке в Свердловской области (Красноуфимский район) или на Алтае. Население её составит примерно 200…300 тыс. человек, стоимость строительства 5 млрд. долларов, срок – 5 лет. Пример но-вая столица Анголы Киламба с населением 500 тыс. человек, построенная Китаем за 5 лет при инвестициях около 4 млрд. долларов. Во время ВОВ правительство размещалось на Урале, что существенно способствовало Победе.

В триединой системе символов эта ветвь знаменует эффективность России, равную устремлённость на Запад и Восток. В свободном от коррупции городе будут осваиваться новые методы и средства управления, а также стандарты градостроительства, которые затем будут применяться по всей России. Экономическую столицу России предлагается назвать по имени равноапостольной княгини Ольги (имена Владимира-крестителя и Ярослава Мудрого уже использованы в названиях русских городов).

Молодая Москва в 1238 году оказала самое ожесточённое сопротивление монголам и была за это ими истреблена: “Взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша”. В течение следующих столетий монголы планомерно превращали Москву в свой главный духовный символ, и сегодня
этот чуждый, коррумпированный город не способен возглавлять антимонгольские реформы в экономике и управлении. Потребляя до 50 % ВВП РФ, Москва не производит товаров на экспорт и внутрь страны, высасывает людские ресурсы с окраин. В 30 раз меньший Сакраменто справляется с управлением сложнейшего штата Калифорния, ВВП которого больше ВВП России, а в 20 раз меньший Вашингтон справляется с управлением США, ВВП которых в 10 раз больше ВВП России. Принцип
дистанционного разнесения экономических интересов и центра управления США позаимствовали, вероятно, в Новгороде (князю было запрещено селиться в городе, входить в экономические интересы), он блестяще себя зарекомендовал. Поэтому в
новой экономической столице нельзя будет также размещать штаб-квартиры корпораций и банков.

Региональный процесс.

Его основой является бюджетный процесс. Предлагается восстановить принцип княгини Ольги: одна треть всех сборов на территории направляется в соответствующий бюджет, а две трети – в федеральный бюджет. Также и общефедеральные
сборы (таможня, НДПИ и прочее) зачисляются в пропорции 1 к 2 в региональные (по числу населения) и федеральный бюджеты. Таким образом, объём регионального бюджета не может быть меньше одной трети всех публичных отчислений. Вы-
равнивание уровней регионов и финансирование федеральных задач будет производиться за счёт двух третей всех публичных отчислений. Эта древнейшая система позволяет осуществлять баланс между единством страны и стимулированием регионов
к самостоятельной деятельности.

3. Полномочия архиепископа (условное наименование) – главы духовной ветви госвласти – предлагается распространить на управление:

1) министерством образования;
2) министерством культуры;
3) министерством массовых коммуникаций;
4) министерство здравоохранения;
5) РАН;
6) РПЦ, экуменическими и другими религиозными советами.

Министерство спорта РФ предлагается разделить в соответствии нормами Нового Завета. В христианстве спорт запрещён ввиду разжигания им страстей, однако физическая культура благословляется: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живуще-
го в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои ? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии” (Первое послание апостола Павла коринфянам, 6:19,20). Таким образом, культура создания здорового и сильного тела, способного быть храмом для Святого Духа, является зоной ответственности главы духовной власти. Спортивные аспекты физического состояния человека должны быть отнесены к княжеской власти, так как замещают собой реальные войны посредством международных соревнований. В частный спорт государство не имеет право вмешиваться.

Публичное пространство России и её система ценностей исторически имеют христианское основание, но в частной жизни граждан могут использоваться различные религии и учения, не нарушающие прав других людей. В Конституции предлагается
определить христианство как явление, включающее в себя научные, производственные (корпорация Генри Форда), управленческие, экономические, нравственные, религиозные (РПЦ), правовые и прочие аспекты, выведя его таким образом из-под определения религии и зоны ответственности какой-либо церкви.

Троицу предлагается реализовать и в части исторических личностей России. Обычно к Ольге-равноапостольной люди обращаются за защитой, к Владимиру равноапостольному – за верой, а к Ярославу – за истиной. Эти три потребности являются ключевыми для людей. Ярослав Мудрый установил в России систему науки, образования, права и социальной защиты. Необходим референдум о наделении его равноапостольным статусом. В этом случае сформируется полная русская параллель с Новым Заветом, пригодная для целей совместного христианского и исторического образования: Ольга, принёсшая впервые христианство в государственную систему России, будет поставлена в соответствие с Иоанном Предтечей, Владимир-
креститель – с самим Иисусом, а Ярослав – апостолом Павлом. Школьники и студенты получат богатую пищу для размышлений о степени сравнения трудов персонажей, общих законах развития общественной мысли, темы для работ по философии.

В триединой системе символов эта ветвь знаменует красоту России, местом пребывания этой ветви госвласти должен стать город святого Петра, т.е. Санкт-Петербург. В порядных грамотах (древних технических заданиях на строительство
церкви) нередко указывалось: “…а строить высотою как мера и красота скажет”. Религия ислам была разработана Мухаммедом для обеспечения собственного господства, личного и наследуемого семейного благополучия, она по природе своей служит государству. Иисус не имел выгоды от своей деятельности, поэтому христианство от самого зарождения служило обществу, а не царю, все попытки поставить его на службу государству и императору приводили к разрушению духовной среды.

Христианство – это общественное явление, и руководитель, реализующий его нормы, не может находиться в подчинённом государственном положении. Наиболее тяжёлый удар по христианству в России нанесли монголы, когда освободили церковь от финансовых и социальных обязанностей перед обществом (указ хана Менгу-Тимура от 1267 года), однако взамен обязали её вести пропаганду верховенства монгольского хана. С этого времени митрополиты стали назначаться ханом (за исключением избираемого новгородского архиепископа), а христианство превратилось в православие, точнее отдел пропаганды власти. До монгольского нашествия слово “православие” в летописях, кажется, не встречается: “пишюче домы християньскыя” (не говорится “православныя”, из описи монголами имущества новгородцев в 1259 году).

Выработка всех нормативных документов госвласти (указы, постановления, распоряжения) будет производиться и исполняться по подведомственности (князем, посадником или архиепископом), но исходящий документ государственной власти будет подписываться всеми тремя её участниками. Архиепископ может возразить на предложения князя или посадника, также и они. Тогда нужно договариваться. При невозможности договориться консенсусом решение принимается двумя голосами против одного. Это несколько напоминает совместные решения ЦК КПСС и Совета министров СССР, а в некоторых случаях и Президиума Верховного Совета СССР. Советская система была частично позаимствована в древнем Новгороде, так как
включала в себя духовно-идеологическую ветвь. Для успешного действия государственный документ должен быть обеспечен волей князя, материально-техническими ресурсами посадника и интеллектуально-духовной поддержкой архиепископа. В Ус-
таве Владимира-крестителя материальное обеспечение третьей ветви государственной власти установлено в размере одной десятой части всего бюджета. В нынешних условиях оно может иметь другое значение, но не меньше.

Назначение министров. Глава ветви госвласти вносит кандидатуры подведомственных ему министров на утверждение в Совет Федерации (аналог Сената США). Бюджетный процесс. Госвласть вносит в парламент (Думу) величину доходной части бюджета. Парламент после дебатов делает разбивку её на три доли для каждой из ветвей госвласти. Далее ветви готовят свои планы в пределах выделенных им ресурсов, обобщают их и вновь совместно вносят в парламент. Далее идёт обычный
бюджетный процесс второго и третьего чтений.

Срок полномочий князя, посадника и архиепископа предлагается сделать равным 6 лет, не более двух раз. Федеральные выборы могут производиться раз в два года по одному руководителю ветви госвласти. На выборах могут подниматься и рас-
сматриваться лишь вопросы, отнесённые к компетенции той ветви госвласти, глава которой избирается. Также предлагается одновременно на одну треть обновлять Госдуму и Совет Федерации. Выборный период на региональном и местном уровне
можно принять 4 года, так как местная жизнь более динамична.

Американская практика показала, что президент не может быть компетентным во всех областях, над которыми он поставлен американской конституцией. Новгородская система в этом смысле была более совершенной. Первый князь был уволен в
1078 году, избирался с 1136 года. Посадник избирался с 1126 года. Архиепископ избирался с 1156 года. Вот некоторые характеристики избранных архиепископов:

Аркадий – “муж свят”;
Антоний – “муж добр и зело боящийся Бога”;
Феоктист – “муж добр и смиренный”;
Григорий (Калика) – “добрый, кроткий и смиренный”;
Алексий – “муж добр, разумен и о всемь расмотрелив”;
Иоанн – “муж добрый, тихий и смиренный”.

Коррупции при таких руководителях в Новгороде в принципе быть не могло: за нравственную чистоту общества отвечали лучшие люди, не связанные с деловыми полномочиями. Выборными архиепископами были, как правило, не карьерные клирики, а успешные, отошедшие от дел бизнесмены, завоевавшие своим жертвенным трудом доверие граждан и умеющие решать проблемы.

За 400 лет своего существования в Новгородской республике не было ни одного госпереворота или распада государственности. Согласно исследованиям В.О. Ключевского в период от Ярослава Мудрого до монгольского нашествия в Новгороде случилось 12 политических кризисов, в 10 из которых князя меняли, от нашествия монголов до Ивана III случилось 20 кризисов, в которых князя меняли уже 4 раза. Если князь не справлялся, то его увольняли, и так случалось 58 раз в период с 1095 по 1304 годы. Т.е., в среднем князь работал 3,6 года. С учётом небольшой продолжительности жизни в то время и обилия войн этот срок можно считать соответствующим предлагаемому сроку 6 лет.

Выборная система в Новгороде была многоступенчатая, аналогичную предлагал А.И. Солженицын в статье “Как нам обустроить Россию ?”: улицы избирали свои вече, те делегировали представителей в вече концов, концы делегировали представителей в вече земель (пятин), земли – в главное вече Новгорода в количестве 300 человек. В урезанном виде система выборщиков действует в США. Оптимальность будущей системы выборов необходимо отдельно обсудить. Возможно, систему непосредственного делегирования следует совместить с системой выборщиков, так как посредством выборщиков возможно придать больший вес голосам выдающихся людей нации.

II. Вечевая (парламентская) власть.

Парламент не предлагается серьёзно реформировать за исключением избирательного цикла и частичного обновления в целях устойчивости и преемственности. Основные функции парламента: утверждение бюджета, принятие законов прямого
действия, разделение сфер деятельности ветвей госвласти, парламентские расследования, утверждение кандидатур на ответственные посты в госвласти и другое. Вотумов доверия быть не может, так как лидеры ветвей госвласти будут избираться
народом на 6 лет работы. Это обеспечит устойчивость управления. Импичмент возможен по отдельной сложной процедуре.

Местом пребывания законодательной власти должен стать Великий Новгород.

III. Правдивая (судебная) власть.

Предлагается Конституционный Суд ввести отдельной палатой в Верховный Суд, сформировав таким образом единую судебную власть. Такие предложения давно сформулированы в президентских структурах, но решения по ним нет. В рамках
концепции двойной троицы не может быть раздвоения судебной власти. Систему организации судебной власти можно во многом перенять от американской, имея ввиду, что суд присяжных в Новгороде существовал задолго до принятия в 1215 го-
ду “Великой хартии вольностей” в Англии, которая начала применяться лишь спустя ещё 100 лет. В Русской Правде Ярослава Мудрого от 1016 года статьёй 15 введён суд присяжных в количестве 12 человек, что стало основой мировой практики через
много столетий. Суды присяжных в Новгороде были самыми разнообразными в зависимости от дел и значимости людей, вовлечённых в них. Это слишком обширная тема, нам достаточно самого принципа – независимость судов и коллегиальное принятие решения. Прецедентное право как таковое зародилось в Новгороде, и было впоследствии наименовано англосаксонским правом. Предлагается приступить к постепенному переходу от континентального права (римское имперское право) к народному новгородскому прецедентному праву. Получив основу в виде Русской Правды от 1016 года, новгородцы наполняли затем свою систему прецедентными решениями, которые время от времени оформляли судными грамотами. Право было настолько хорошо отработано судебной практикой, что охотно принималось во всех княжествах.

В связи с тем, что судебная власть тесно связана с духовной ветвью госвласти, получая от неё нравственные координаты, местом пребывания её должен стать Санкт-Петербург.

Герб. Важнейшим мировоззренческим символом христианства является Троица, троичность во всяком явлении, в том числе в организации государства. Троица исключает авторитаризм и тоталитаризм, служит гарантией демократии вне зависимости от того, одно- или многопартийная система функционирует в данный момент. По этой причине на гербе не может быть возвышающейся центральной короны как символа единоличной власти императора: все три короны должны иметь равный
размер. Вместо герба Москвы, символа монгольской деспотии над Россией, предлагается разместить крест Ярослава Мудрого – адаптированную копию креста главного купола Софийского кафедрального собора в Великом Новгороде. Новгородский
крест увенчан голубем, оберегающим русскую нацию от истребления. Известна легенда о его появлении на кресте после массового геноцида 1570 года, устроенного московской властью. Увеличенное в центре креста солнце символически свяжет
этот герб с гербом СССР. Солнце в разных значениях входило в символы России в дохристианское, христианское и послехристианское время. Несмотря на чудовищную сущность монгольского режима, в СССР также было много хорошего, и преемственность необходима.

Демократия пришла в Россию вместе с племенами Рюриков, наследниками славянского демократического государства вендов, разбитого Карлом I на северо-востоке современной Германии. Близость традиций восточных словен Новгородской земли и полабских славян выражалась и в символах: сокол (по-старославянски “рерик”) был символом Рюриков и любимой птицей русских людей из-за своей стремительности (“красные соколы” – лётчики во время ВОВ). Следовало бы на гербе заменить византийского орла, чуждого нам символа южных гор и степей и народов, на  нашего сокола. Двуглавость можно сохранить и продолжать использовать как символ Европы и Азии.

Флаг. Предлагается оставить понимание белого цвета как символа чести и достоинства, красного – как страсти и горячего сердца, а синему цвету придать символ “синих воротничков” – рабочей интеллигенции, а в более широком смысле – пре-
данности России научно-техническому прогрессу. Все исторические этапы развития человечества справедливо обозначены по типу преобладающего производства: каменный, медный, бронзовый, железный, энергетический, информационный и т.д. век, поэтому приверженность развитию должна быть отражена на флаге. Троица реализуется в виде троичности цветов государственного флага, здесь менять ничего не потребуется. Красный цвет будет символом князя, синий – посадника, а белый – архиепископа.

Демократия и право как принципы государственного и общественного устройства утверждены Иисусом Христом. В общественной жизни Учитель применяет право, а не силу: “Разве я не властен в своём делать, что хочу ? или твой глаз завистлив оттого, что я добр ?” (Мф. 20:15) – гарантия права частной собственности. В государственном устройстве отрицается абсолютизм царя: “Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились ему” (Мк. 12:17) (сравнить с
Ветхим Заветом: “…поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой”, Втор. 17:14-15). Иисус впервые уравнял в правах мужчину и женщину: “Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха,
первый брось в неё камень” (Ин. 8:7). И так далее. Практически все современные права человека – это христианские права, происхождение их – Евангелие. Мы вполне можем гордиться, что два фундаментальных права – неприкосновенности част-
ной собственности и жилища – утверждены в статье 38 Русской правды Ярослава Мудрого от 1016 года – первой русской конституции, с которой началось строительство в России гражданского общества.

(...)

Часть II, Часть III


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх