На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Миссия Путина. Часть 8

Пул олигархов «ельцинского призыва» Путин начал постепенно, но неуклонно «разбавлять» новыми людьми, выстраивая оптимальную систему сдержек и противовесов. Этих людей потом будут называть «питерскими», пытаясь вложить в это выражение уничижительный смысл. На самом деле это был круг наиболее доверенных соратников Путина, сделавшего их «ответственными за ряд стратегических отраслей, которые удалось вырвать из рук старой ельцинской олигархии, связанной с истеблишментом США. Тем самым эти отрасли и их ключевые предприятия, став потом госкорпорациями, основой экономической политики Путина, были сохранены для России от уплывания в руки западных ТНК и их финансовых хозяев» (38).

Многие обратили внимание, как в одном из первых своих выступлений президент Путин, выступая перед высшим командным составом ФСБ на Лубянке, словно бы отчитался перед ними коротким донесением: «Задание выполнено, внедрение прошло успешно». Шутка вызвала дружный смех, но, как говорится, в каждой шутке — лишь доля шутки…

Кадровый вопрос был одним из наиболее острых в начале президентства Путина. Политическая элита 90-х не внушала доверия, находилась в значительной зависимости от западных «покровителей» и «учителей демократии», была ориентирована на иные, далекие от строительства сильной независимой России, цели, была замешана в скандалах, могла предать. Нужны были новые люди, которые бы разделяли убеждения Путина, его твердое желание вывести Россию в число самых мощных и авторитетных стран, люди проверенные, на которых можно было опереться. Узок их круг, огромная на них ответственность, и Путин не мог допустить ошибку в том, каких людей он в этот круг допустил.

Первые значительные кадровые перестановки в правительстве пришлись на 28 марта 2001 г. (день празднования 225-летия Большого театра). Изменения коснулись так называемого силового блока. Министром обороны назначен Сергей Иванов (первый в истории страны штатский министр обороны), МВД возглавил лидер думской фракции «Единство» Борис Грызлов, секретарем Совбеза стал Владимир Рушайло, руководителем налоговой службы — Михаил Фрадков.


(38) Халдей А. Эпоха Путина // Газета «Завтра». 2019. 3 авг. / URL: http://zavtra.ru/blogs/epoha_putina

В ноябре 2001 г. первым заместителем министра финансов РФ — главой Комитета по финансовому мониторингу Минфина назначен Виктор Зубков (с Путиным знаком по КВС мэрии г. Санкт-Петербурга: Путин был председателем, Зубков — его замом).

Последовательно и методично, опираясь на поддержку своей команды,Путин создал условия, при которых олигархи лишились возможности влиять на принятие управленческих решений в масштабах всей страны, как это было при президентстве Ельцина. Сведя на нет всевластие олигархов в политике, российское государство частично возвратило себе контроль над рядом
стратегически важных отраслей экономики — главным образом, нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета. Именно «нефтянка» рассматривалась как драйвер экономического развития. За счет ней планировалось обеспечить исполнение социальных программ и создать условия для развития экономики.

Укрепление вертикали власти. Восстановление внутреннего суверенитета

Возвращение Чечни в конституционное поле РФ оказалось первым шагом к «собиранию» страны, которая в конце 1990-х гг. находилась фактически на грани распада. В результате воплощения в жизнь известного принципа Ельцина — «берите суверенитета столько, сколько сможете унести» — федерация превратилась в конгломерат феодальных княжеств, в
каждом из которых действовали свои законы. Российской Конституции противоречили как минимум 50 из 89 конституций и уставов российских регионов, а также около половины из проверенных Министерством юстиции 44 тысяч региональных законодательных актов.

Децентрализации власти и, соответственно, снижению административного потенциала государства способствовала
распространившаяся практика двусторонних договоров о разграничении полномочий между субъектами федерации и центром (в 1990-х гг. было заключено 42 договора с 47 субъектами) и предоставления особых прав национальным республикам (Татарстан, Башкортостан). Под контроль регионов была передана часть государственной собственности и до 60% бюджетных средств. Региональные власти получили возможность самостоятельно назначать руководителей федеральных структур, включая силовые, что нередко происходило под давлением местного олигархата и криминала. Главы этнических республик гордо именовали себя президентами и таковыми себя и ощущали, позволяя себе высокомерный тон и политику шантажа в отношении федеральных властей.

Сохраняя (хотя и с известными оговорками) внешний суверенитет, т.е. независимость государственной власти от всякой иной власти вне страны, Россия фактически утратила суверенитет внутренний: центральная власть не обладала правом окончательного решения, поскольку источником власти и «сам себе центром» являлся каждый регион и каждая республика (39).

8 июля 2000 г. Путин выступил с первым ежегодным посланием к Федеральному собранию, где сделал акцент на необходимость укрепления вертикали власти. Первым шагом на этом пути стало образование в мае 2000 г. семи федеральных округов, ставших дополнительным звеном государственно-административного управления. Такие территориальные
образования не имеют статуса субъектов, но выполняют контрольные функции и находятся в ведении полномочных представителей президента, формально имеющими более высокий статус, чем губернаторы. Одной из важнейших функций полпредов было приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Менее чем за год из более
чем 3500 принятых в субъектах Федерации нормативных актов, не соответствовавших Конституции России и федеральным законам, были приведены в соответствие порядка 2800.


(39) Разделение внешнего и внутреннего суверенитетов восходит к философии права Гегеля, отмечавшего, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью же были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному, согласно Гегелю, в монархе.

Создание федеральных округов позволило сделать работу федеральных служб в регионах более эффективной, улучшить работу правоохранительных органов, вернуть многие субъекты федерации в границы конституционного поля, сократить административное расстояние между регионами и центром.

Преграду децентрализации власти должна была поставить и реформа Совета Федерации. Прежде в этот орган входили губернаторы и главы региональных парламентов, что позволяло им контролировать законодательную деятельность на федеральном уровне. Согласно подписанному 5 августа 2000 г. Путиным федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» членами верхней палаты российского парламента становились рядовые представители региональных исполнительных и законодательных органов. Таким образом возможности влияния губернаторов на центральную власть существенно уменьшались.

За счет этих и других мер (наведение порядка в межбюджетных отношениях, отказ от системы договоров об ограничении полномочий между регионами и центром, реформа выборной системы, вовлечение региональных элит в партстроительство, деятельность Госсовета, личный авторитет президента и пр.) Путин восстановил управляемость регионами, пресек «парад суверенитетов» и приструнил региональные элиты, которые погрязли в коррупции и во всех своих провалах и неудачах обвиняли Москву.

Уже 3 апреля 2001 г. в своем втором президентском послании к Федеральному Собранию Владимир Путин объявил, что период
«расползания государственности» — позади, дезинтеграция государства — остановлена (40).

Важными факторами укрощения стихийного сепаратизма стали рост благосостояния населения, стабильность, повышение авторитета России на международной арене. В результате «самостийнические» настроения находили в народе все меньше поддержки.

Важное политическое и символическое значение имел прошедший 23 марта 2003 г. референдум в Чечне по проекту новой конституции республики в связи с возвращением в правовое пространство России и законам о выборах президента и парламента республики. Явка составила 88,41%. 95,97% проголосовавших высказалось в поддержку проекта конституции, дав четкий ответ на вопрос, повисший в воздухе еще со времен хасавюртовских соглашений: входит ли Чеченская Республика в состав России? Безусловно, входит!

Таким образом, суверенитет российского народа был восстановлен на всей территории Российской Федерации, равно как и территориальная целостность страны.

Консолидация центристских сил. «Единая Россия» — первая общенациональная партия

Равноудаление олигархов, с которого начался первый президентский срок Путина, в тактическом плане означало существенное ограничение их экономической базы и уменьшение их влияния в политической и экономической жизни страны.


(40) Путин В. В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 3 апреля 2001 г. // Президент России. Официальный сайт / URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21216

Однако финансовые магнаты продолжали оставаться мощнейшим фактором политической жизни, сохраняя контроль над представительной властью — некоторые из олигархов в буквальном смысле слова покупали целые фракции и депутатские группы, которые откровенно лоббировали интересы крупного капитала в Государственной Думе. Правительство, не обладая поддержкой парламентского большинства, вряд ли способно было решительно проводить антиолигархическую политику. Стало очевидно, что без партии центра, объединяющей здоровые силы общества, невозможно решить масштабные задачи по наведению порядка в стране, восстановлению разрушенной реформаторами экономики.

Однако, все попытки, начиная с 1993 г., создать такую организацию, которая бы, законодательно и политически обеспечивала курс президента, формировала правительство, в парламенте оказывала ему поддержку и отвечала за результаты его деятельности, были безуспешны.

В свое время на роль правящей прочили гайдаровскую партию «Демократический выбор России», но либералы с треском провалились на выборах в Госдуму первого созыва в 1993 г. Неудачей для правящей верхушки обернулась и вторая попытка, когда «под» премьера Черномырдина чисто административными методами была создана политическая организация «Наш дом — Россия». НДР, потерпев поражение на думских выборах, вскоре сошла с политической сцены.

Путин, проводя иную, чем его предшественник, политику, так же как он нуждался в подобном политическом партнере. Вся условно и ошибочно называемая «правой» составляющая политического спектра была решительно настроена против его политики. Не мог новый президент опереться и на левых. Во-первых, из-за полной архаичности и бесперспективности их
позиции, сводившейся, по сути, к бесконечной эксплуатации образов и идей прошлого; во-вторых, потому что действия значительной части левых в Думе, по сути, являлись подрывом «с другого конца» государственности
страны. Пытаясь бороться за власть, эта часть политиков осознавала полное отсутствие для себя и своих организаций какой-либо исторической перспективы: они понимали, что если не удастся свалить руководство страны в 1990-е, к власти они не придут никогда.

Хаос на политическом поле страны добавляли действия олигархов, которые, фактически, уничтожали сам смысл существования политических партий, пачками скупая их представителей и превращая партийную принадлежность в простую фикцию. Вместо коммунистов, либералов и проч. в Думе заседали «люди Березовского», «люди Гусинского». Таким образом,
создание новой политической организации, строящейся на новых принципах, являлось одним из условий выживания страны и проведения нового курса.

История создания «Единой России» — наглядный пример того, насколько продуктивным для нации может стать компромисс элит и их консолидация вокруг лидера, поддержанного народным большинством.

В 1999 г. к очередным выборам в ГД сформировались политические организации, декларировавшие центристские позиции — «Единство», «Отечество», «Вся Россия» (последние две вскоре объединились).

«Единство» выступало как «партия Владимира Путина», заявляло о своей поддержке Путина еще в бытность его премьер-министром, а затем и президентом РФ. Одновременно «Единство» пользовалось значительной финансовой и административной поддержкой Кремля.

Еще осенью 1999 г. ОПОО — Партия «Единство» и ОПОО «Отечество» находились в суровой конфронтации, и казалось, что им суждено стать всего лишь инструментами в противостоянии олигархических кланов. Необходимость объединения была осознана руководством этих организаций после президентских выборов 2000 г., когда российское общество недвусмысленно продемонстрировало, каким ценностям оно в большинстве своем привержено и каким, по ее мнению, путем должна идти
Россия.

Начало процессу партии «Единая Россия» было положено совместным политическим заявлением лидеров «Единства» и «Отечества» — Сергея Шойгу и Юрия Лужкова от 12 апреля 2001 г. о необходимости согласования позиций организаций по содержательным и организационным вопросам для практической реализации интеграционного процесса. 12 июля 2001 г.
состоялся Учредительный съезд Общероссийского союза «Единство» и «Отечество». Союз возглавили два сопредседателя: Шойгу и Лужков. В соответствии с начавшимся процессом консолидации центристских политических сил в Государственной Думе был образован Консультативный совет четырех депутатских объединений: фракций «Отечество — Вся Россия» и «Единство», а также депутатских групп — «Регионы России» и «Народный депутат». Таким образом, в парламенте было образовано пропрезидентское центристское большинство, и впервые в истории современной России сложилась ситуация, считающаяся нормой демократического правления: глава государства получил возможность опираться не только на исполнительную, но и на законодательную власть.

В парламенте появилась реальная сила, на которую президент и правительство могли опереться при решении масштабных задач по выводу страны из кризиса и преодолению последствий почти десятилетнего правления горе-реформаторов.

1 декабря 2001 г. состоялся третий съезд Союза, принявший решение о преобразовании организации во Всероссийскую партию «Единство и Отечество» — Единая Россия. Сопредседателями Высшего совета партии были избраны Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. Партия получила полную поддержку российского руководства, примечательно, что на ее учредительном съезде Партии выступил президент Путин.

В ноябре 2002 г. Председателем Высшего совета Партии избран Борис Грызлов.

То, что проводимый курс нашел полную поддержку у большинства россиян, стало очевидно после впечатляющей победы единороссов на следующих выборах в Государственную думу 4-го созыва в 2003 г., когда ЕР обеспечила себе парламентское большинство. В числе проигравших оказались и левые — коммунисты вдвое ухудшили свой результат по сравнению с выборами 1999 г., и правые — демократические партии «Яблоко» и СПС вообще не прошли в Госдуму.

24 декабря 2003 г. IV съезд партии принял решение о переименовании Всероссийской политической партии «Единство и Отечество» — Единая Россия во Всероссийскую политическую партию «Единая Россия». Съезд принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Путина на выборах президента Российской Федерации и принял соответствующее обращение к гражданам России.

«После нейтрализации главных ельцинских олигархов Путин смог консолидировать элиту в партии власти, которая все годы выполняла роль политического стержня, каркаса вертикали власти. При всех претензиях к партии “Единая Россия”, она сделала главное: связала разношерстную элиту, вырвавшуюся из-под власти КПСС, единой партийной дисциплиной, сделав
ее заодно громоотводом для всех инициатив либералов в правительстве»(41) .


Часть 7, Часть 9



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх