На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Бренд Петербурга



Был вчера на стратегической сессии Смольного, обсуждали бренд Петербурга. Не картинку, которую будут печатать на футболках, и которую далёкие от маркетинга люди путают обычно с «брендом», а куда как более важную вещь — тот образ, который должен возникать у людей в голове при слове «Петербург».

С составом участников повезло. Ника Стрижак сразу попросила предать анафеме безвкусное словечко «Питер», которое режет уши всем старым жителям города, и длинное, канцелярски-пафосное «Санкт-Петербург». Просто «Петербург» — вот так должен называться наш город в обычных обстоятельствах и, желательно, в официальных документах.

Сессию вёл знаменитый Дмитрий Гавра, профессор СПбГУ. Я был приятно удивлён: вместо ожидаемой болтовни «за всё хорошее против всего плохого» получилась реальная работа — генерация идей, голосование, защита вариантов развития… примерно такого уровня я ожидал бы не от российского города, пусть даже столь выдающегося, как Петербург, а, например, от крупной международной компании.

Посконный традиционализм к моему большому облегчению не поддержал никто: общество уже достаточно цивилизованно, чтобы уйти от канцелярских штампов XX века с вечным страхом леностных аппаратчиков «как бы чего не вышло». Превращаться в город-музей, в котором нет ничего, кроме толп туристов перед входом в Эрмитаж и вереницы сувенирных лавок на Невском, мы категорически не хотим. Хоть туристические города и приятны (иногда) для визитов, однако жители этих городов отнюдь не пышат восторгом от своего сомнительного статуса: в городе-музее, таком как Венеция, приятно бывать, но не жить.

Мысль двигалась в сторону привлечения всего нового, умного, молодёжного. Известный вам своими книгами и передачами Лев Лурье, у которого я имел удовольствие учиться истории 30 лет назад, выдвинул очень важную мысль: ботаники должны войти в моду. Кое-что в этом направлении уже делается, однако работы ещё предстоит непочатый край.

У Петербурга есть сейчас уникальная возможность — без особых усилий со стороны властей город завоевал в России репутацию «города для души», в котором, возможно, не получится зарабатывать деньги с московской скоростью, но в котором живут умные и интеллигентные люди, которые создают что-то новое, в котором по кафешкам сидят тёплые ламповые няши с густыми ресницами и томиками Мандельштама, а по улицам бродят, засунув руки в карманы, романтичные юноши со стильными шарфами и горящими взорами.

Лично я, понятно, говорил про стартаперов, ибо, во-первых, тема стартапов мне близка, а во-вторых, я чувствовал себя ответственность за тех читателей, которые в последние годы много писали мне по этому поводу.

Вот, что я сделал бы, если бы мне доверили привлечение IT-стартаперов в Петербург.

1. Для начала я решил бы проблему юрадресов. Эта проблема опытным бизнесменам кажется мелкой, однако для молодого стартапера она может стать барьером, перед которым он опустит голову и уедет, сгорбатившись, из Петербурга.

Представьте, приехал к нам молодой человек из медвежьего угла с пятью тысячами рублей в кармане и с идеей стартапа на миллиард. Проблемы найти жильё нет — в Петербурге полно модных студенческих хостелов на любой вкус. Проблемы найти единомышленников также нет, Петербург сейчас очень популярен среди родившихся в нулевые и девяностые. Место для работы также не представляет проблемы: в кафе, в антикафе, в коворкингах, в библиотеках… где угодно.

Наконец, наступает этап, когда надо зарегистрировать фирму, чтобы получить деньги за первый заказ. Стартапер идёт в Налоговую и выясняет, что ему нужен… физический адрес. Ему надо не только снять тысяч за 20 рублей реальный офис с почтовым ящиком, а потом ещё и переселиться в этот скучный офис из своих весёлых кафешек, чтобы инспектор, придя в гости, непременно нашёл его на месте. Как вы понимаете, перспектива выкинуть в никуда четверть миллиона рублей в первый же год работы вводит многих начинающих стартаперов в ступор: если сумму ещё можно найти, то вот избавиться от ощущения, что «государство мешает работать», уже гораздо сложнее.

2. Дальше я решил бы вопрос с местом. Нам нужно наше петербургское Сколково, некий аналог Силиконовой долины. Сейчас рассадники высоких технологий разбросаны по разным местам города типа зданий переехавшего «Ленполиграфмаша» на проспекте Медиков, при этом условный стартапер, приезжающий к нам из Дальнехолмска, даже не подозревает об их существовании.

Очевидно, что для начала цепной реакции нужно объединять все новые технологии в одном небольшом районе. Как вариант, город может взять пару заброшенных заводских кварталов на Васильевском и переселить все важные площадки туда — сделав, разумеется, минимальный ремонт зданий и взяв общее руководство территорией на себя, чтобы основные технопарки не перессорились друг с другом.

На Васильевском много университетов, там всё хорошо с пешим транспортом, там есть очень красивые улицы и исторические места, там полно всяких разводных мостов и прочих создающих атмосферу объектов.

3. Третьим действием я бы создал два центра для работы с прибывающими в город стартаперами, один на Московском вокзале и один в аэропорту Пулково. Важно, чтобы приехавший к нам айтишник с пухлой от планов головой не погрязал в бытовых вопросах, но сразу приступал к реализации своих идей.

Цена вопроса копеечная — просто снять небольшие помещения и посадить туда команду опытных людей, которые будут отвечать на все стандартные вопросы: где найти хороший хостел, где снять комнату, где найти тусовку любителей химии, где взять кредит и как открыть юрлицо… все эти нудные мелочи, на которые в начале рабочего пути люди тратят обычно столько сил, почти всегда можно решить чуть ли не щелчком пальцев — главное, чтобы рядом был кто-то, кто подскажет, как это сделать и, возможно, окажет какую-то минимальную помощь.

Идея в том, чтобы по через неделю после приезда в Петербург стартапер мог написать в соцсети: «у меня всё замечательно устроилось, работаю над своим гениальным приложением, скоро обо мне услышите». Может быть, конечно, этот стартапер и потерпит в итоге неудачу, однако город должен по крайней мере приложить усилия, чтобы возможная неудача не была связана, например, с квартирными мошенниками, взявшими деньги за поиск несуществующих в природе вариантов сдающихся в аренду студий.

Как видите, все три пункта моего плана вполне решаемы — была бы только организационная воля. Конечно, некоторые ресурсы при этом городу затратить придётся, однако возможный приз, — собственная Силиконовая долина, — однозначно стоит того.

Пока же я могу только порадоваться, что в Петербурге начали всерьёз, по-взрослому думать над такими вопросами, причём думать в современном ключе, со всеми этими скрам-канбанами и прочими атрибутами настоящего большого планирования. Теперь мне остаётся только наблюдать за работой команды SPN Communications, на которой сейчас лежит ответственность за подготовку полноценного проекта, и надеяться, что в ближайшие месяцы я наконец-то увижу первое с петровских времён полноценное брендирование моего города.

Само собой, дорогие коллеги, наши с вами комментарии разработчики бренда тоже будут читать. Если у вас появятся мысли о направлении, в котором Петербург должен формировать свою репутацию, пожалуйста, напишите. Это важно.

PS. Предвосхищая реплики блогеров из США. Господа американцы, я знаю, что на английском языке говорят «Кремниевая долина», в честь кремния, 14-го элемента таблицы Менделеева. По-русски однако грамотно будет всё же именно «Силиконовая долина»:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Силиконовая_долина

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх