IPBES: Сеть жизни планеты под угрозой

Print Friendly Version of this pagePrint Get a PDF version of this webpagePDF

IPBES: Наука и политика для людей и природы

Тревожными научными докладами о надвигающейся экологической катастрофе, подписанными сотнями ученых со всего света, уже сложно удивить. Похожие исследования, доклады и обращения выпускались и в прошлом году, и в позапрошлом. Не обошёлся без подобного доклада и этот год.

Несмотря на все произносимые на официальном уровне слова и предпринимаемые формальные меры, ситуация продолжает ухудшаться. И уже даже довольно аполитичные ученые явно отчаиваются и разочаровываются в возможности поменять курс, оставаясь в рамках существующей социально-экономической системы.

Все чаще озвучиваются мысли о том, что нужны не просто очередные поверхностные реформы, а некая коренная трансформация всей экономики, общества и уклада жизни.

Именно к такому выводу пришли авторы вышедшего совсем недавно крупнейшего доклада о положении в сфере биоразнообразия и экосистемных услуг, перевод пресс-релиза которого мы приводим ниже.

Новый доклад Межправительственной научно-политической платформы по биологическому разнообразию и экосистемным услугам (IPBES) показывает: разрушение окружающей среды по всему миру идет беспрецедентными для человеческой истории темпами, а вымирание биологических видов ускоряется, что делает неизбежными серьезные последствия для человечества. Итоговый текст доклада был утвержден на 7-й пленарной сессии IPBES, которая закончилась 4 мая 2019 года в Париже.

Председатель IPBES Роберт Уотсон заявил:

Многочисленные свидетельства из разных областей науки, представленные в «Оценке ситуации в мире», подготовленной IPBES, рисуют весьма зловещую картину. Здоровье экосистем, от которых зависим мы и все другие биологические виды, ухудшается быстрее, чем когда бы то ни было. Мы разрушаем самое основание нашей экономики, продовольственной безопасности, здоровья и качества жизни во всем мире.

Доклад также говорит о том, что еще не слишком поздно изменить ситуацию, но только если на каждом уровне — от местного до глобального — будут проведена «коренная трансформация», которая поможет сохранить природу, восстановить ее и использовать ее устойчивым образом в дальнейшем. Под «коренной трансформацией» подразумевается фундаментальная реорганизация всей социально-экономической системы, включая ее цели, парадигмы и ценности.

Члены пленарного комитета IPBES понимают, что по самой своей природе коренная трансформация вызовет противодействие тех, кто заинтересован в сохранении статус кво, но считают, что это противодействие может быть преодолено ради блага всего общества.

Доклад IPBES по оценке ситуации с биоразнообразием и экосистемными услугами в мире — наиболее масштабное из всех когда-либо предпринимавшихся исследований подобного рода. Он был составлен 145 экспертами из 50 стран на протяжении 3 лет, в соавторстве с еще 310 учеными, и оценивает изменения, произошедшие с экологией планеты за последние 50 лет, чтобы получить наиболее полную картину взаимоотношений между путями экономического развития и их воздействием на окружающую среду. Он также содержит несколько возможных сценариев развития событий на ближайшие десятилетия.

По словам профессора Сандры Диаз из Аргентины, которая была одним из главных соавторов доклада вместе с профессором Йозефом Сеттеле (Германия) и профессором Эдуардо С. Брондизио (Бразилия/США):

Биологическое разнообразие и прочие природные ресурсы, которыми пользуются люди — это наше общее наследие и наиболее важный «страховочный трос», поддерживающий существование человечества. Но сейчас этот «страховочный трос» натянут почти до точки разрыва. Внутривидовое, видовое и экосистемное разнообразие, а также многие фундаментальные ресурсы, которые мы извлекаем из природы, быстро деградируют, хотя у нас еще есть возможность обеспечить устойчивое будущее для людей и планеты.

Авторы доклада обнаружили, что около миллиона видов животных и растений в настоящий момент находится под угрозой вымирания — больше, чем когда-либо за всю историю человечества.

Численность аборигенных видов в большинстве наземных сред обитания упало как минимум на 20% с 1900 года. Более 40% видов амфибий, почти 33% всех рифообразующих кораллов и более трети всех морских млекопитающих находятся под угрозой.

В случае с видами насекомых, картина менее ясная, но имеющиеся данные позволяют оценить пропорцию угрожаемых видов в 10%. По меньшей мере 680 видов позвоночных были доведены до вымирания с 16 века, более 9% всех пород одомашненных млекопитающих, используемых в сельском хозяйстве, исчезло к 2016 году, а еще более тысячи пород находятся под угрозой.

Экосистемы, виды, дикие популяции, местные породы и сорта одомашненных растений и животных редеют, деградируют и исчезают. Жизненно важная сеть жизни на Земле становится меньше, и в ней появляются все большие прорехи. Эти потери — прямой результат человеческой деятельности, и представляет непосредственную угрозу человеческому благополучию во всех регионах мира.

— говорит профессор Сеттеле.

Чтобы повысить наглядность доклада для политиков, его авторы, основываясь на дотошном анализе данных, впервые выстроили пять основных причин деградации природы в порядке убывания важности:

1. Море- и землепользование
  2. Непосредственное использование организмов
  3. Изменение климата
  4. Загрязнение среды
  5. Инвазивные биологические виды

Доклад отмечает, что с 1980 года выбросы парниковых газов увеличились в два раза, повысив среднюю глобальную температуру минимум на 0,7 градуса Цельсия. Изменение климата уже действует на природу от целых экосистем до генов, и это воздействие лишь возрастет в ближайшие десятилетия, потенциально опередив землепользование и другие факторы в вышеприведенном списке.

Несмотря на весь прогресс в области сохранения окружающей среды, авторы доклада обнаружили, что глобальные цели по устойчивому развитию не могут быть выполнены, если мир продолжит двигаться по текущей траектории, а поставленные на 2030 год и далее задачи могут быть выполнены только путем коренного преобразования социальной, экономической, политической и технологической сфер. Большинство так называемых Айтинских целей на 2020 год по сохранению биоразнообразия не будут выполнены. Текущие негативные тенденции подрывают выполнение 80% (35 из 44) целей по устойчивому развитию, включая те, что относятся к бедности, голоду, здравоохранению, водоснабжению, градостроению, климату, океанам и суше. Потеря биоразнообразия, таким образом, оказывается не только экологической проблемой, но и угрозой развитию, экономике, безопасности и обществу в целом.

Профессор Брондизио заявил:

Чтобы лучше понимать и, что важнее, уметь бороться с основными причинами урона биоразнообразию и природным ресурсам, мы должны понимать историю и глобальную связность сложных демографических и экономических факторов, а также социальных ценностей, которые лежат в их основе. Ключевыми непрямыми факторами являются рост населения и потребления, технологические инновации, которые в некоторых случаях помогли снизить урон окружающей среде, а в других — увеличили его, и самое главное — вопросы управления и ответственности. Мы наблюдаем систему, проникнутую глобальными связями, в которой извлечение ресурсов и производство идет в одной части мира, чтобы удовлетворить запросы потребителей в другой.

Прочие результаты, полученные авторами доклада, говорят о том, что:

• Три четверти наземной среды и примерно две трети морской было существенно изменено действиями человека.
  • Более трети поверхности суши и почти 75% пресной воды отведено под сельское хозяйство.
  • Суммарная стоимость продукции сельского хозяйства с 1970 года возросла на 300%, объемы добываемой древесины — на 45%. Каждый год добывается примерно 60 миллиардов тонн возобновляемых и невозобновляемых ресурсов — почти вдвое больше, чем в 1980 году.
  • Деградация почв уменьшила производительность 23% площади суши, каждый год потеря опыляющих насекомых ставит под угрозу урожай на общую сумму в 577 миллиардов долларов США, от 100 до 300 миллионов человек находятся под растущей угрозой наводнений и ураганов из-за утраты прибрежных экосистем, предоставлявших защиту от них.
  • В 2015 году 33% морских рыбных ресурсов эксплуатировалось на уровне выше устойчивости, 60% — на грани устойчивости, и только 7% — ниже того уровня, на котором запасы рыбы возобновляются быстрее, чем их вылавливают.
  • Площадь городов удвоилась с 1992 года.
  • Загрязнение пластмассой увеличилось в 10 раз с 1980 года, 300-400 миллионов тонн тяжелых металлов, растворителей, токсичных жидкостей и прочих отходов ежегодно сбрасывается в воду. Все эти загрязнения вместе с удобрениями, попадающими в прибрежные экосистемы, привели к появлению более 400 «мертвых зон» в океане, которые по площади уже превосходят 245 тысяч квадратных километров — больше, чем вся территория Великобритании.
  • Отрицательные тенденции в экологии будут продолжаться до 2050 года и далее во всех сценариях, изложенных в докладе, кроме тех, которые включают в себя фундаментальные преобразования.

Итоговую выжимку из доклада, подготовленную авторами для политиков и снабжённую красочной инфографикой, можно прочесть на английском языке здесь или скачать у нас:

Резюме доклада IPBES

Мы с интересом наблюдаем за идейной эволюцией тех ученых, кому небезразлична судьба нашей планеты и всего человечества. Постепенно осознавая тот факт, что либо человечество похоронит рыночную экономику, либо рыночная экономика похоронит человечество, а рассчитывать на помощь и сотрудничество правящего класса и покорных ему политиков не приходится, многие из них начинают всерьез рассматривать варианты, решения и мысли, которые еще лет 10-15 назад они бы себе не позволили.

Первой пала вера в то, что рынок «сам всё решит», в силу своего полного несоответствия реальности. За ней через некоторое время отправились на свалку надежды на то, что удастся обойтись ограниченными реформами, предпринимаемыми имеющимися правительствами и не затрагивающими основы системы.

Теперь ученые говорят о необходимости коренной трансформации, но пока не решаются признать, что осуществить такую трансформацию экономики и общества в условиях власти собственников капитала невозможно. Пока они еще питают иллюзии насчет демократии в «развитых» странах, которая-де позволит правительствам и избирателям сообща умерить аппетиты правящего класса и заставить его пойти на необходимые меры — точно так же, как они 10 лет назад еще надеялись на то, что рынок, регулируемый должным образом, будет поощрять «хороших» собственников, наносящих меньше ущерба окружающей среде, и наказывать «плохих».

Неспособность текущей системы решить эту важнейшую для человечества проблему, которую эта же система и породила, по всей видимости, будет и далее подталкивать научное сообщество к идее о необходимости кардинального переустройства общества, пока его позиция не станет по многим пунктам совсем схожей с нашей. Будем надеяться, что это произойдет не слишком поздно.

Источник Проект Будущее