На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

BlackRock — Тайная сила, контролирующая деньги — Обзор книги


Обзор книги Хайке Бухтер о BlackRock.

Goldman Sachs, J. P. Morgan, Bank of America – эти имена титанов Уолл-стрит знакомы всем. Но имя BlackRock мало кому известно. А ведь именно эта фирма является крупнейшей инвестиционной компанией, под управлением которой находятся активы стоимостью 4,6 триллиона долларов. Для сравнения, капитал, которым управляет вторая по величине инвестиционная компания, Allianz, оценивается лишь в 2 триллиона. Сегодня BlackRock, штаб-квартира которой расположена на Манхэттене, имеет отделения в 100 странах и тесно связана с крупнейшими финансовыми регуляторами, такими как министерство финансов США, Федеральная резервная система (ФРС) США, Европейский центральный банк (ЕЦБ). Это стало возможным благодаря тому, что компания является мажоритарным акционером J. P. Morgan, Citigroup, Bank of America, ExxonMobil, Chevron, Apple, McDonalds и Nestle. В Германии BlackRock является акционером (и нередко самым крупным) всех предприятий, входящих в индекс DAX. Так, во владении компании по состоянию на сентябрь 2014 года находились 3,4% акций BMW, 5,2% акций Adidas, 6% акций Siemens и почти 6% акций Daimler.


Основные идеи книги

BlackRock – крупнейшая в мире компания по управлению активами, о которой практически никто не знает. Инвестиционные фирмы, подобные BlackRock, – новые властители финансовых рынков. BlackRock была основана в 1988 году как подразделение инвестиционной компании Blackstone. После отделения от Blackstone компания, возглавляемая Ларри Финком, начала стремительный путь к успеху. Изначально компания сосредоточилась на управлении ценными бумагами. Огромный шаг вперед она сделала, выкупив у Barclays подразделение iShares, управлявшее семейством биржевых инвестиционных фондов. В разгар финансового кризиса BlackRock, как признанный эксперт на рынке ценных бумаг, стала консультантом ряда центробанков и правительств, приобретя огромное влияние. Привлечение частной фирмы в качестве советника государственных структур привело к возникновению конфликта интересов. Биржевые инвестиционные фонды представляют опасность, так как в кризисных ситуациях они могут ускорить падение фондовых рынков. BlackRock до сих пор успешно избегает внимания регулирующих органов. Крупные акционеры играют важную роль в рыночной экономике. Однако BlackRock не интересуется бизнесом компаний, акциями которых она владеет.

“BlackRock – компания, управляющая активами. Но сказать это – все равно что сказать, что Версальский дворец – это летний домик или что египетские пирамиды – груда надгробных камней”.

При этом BlackRock – довольно молодая фирма. Она была создана в 1988 году и первоначально входила в состав инвестиционной группы Blackstone. Глава BlackRock Ларри Финк получил от основателей Blackstone Питера Петерсона и Стивена Шварцмана в качестве начального капитала пять миллионов долларов. Финк, которому на тот момент было 36 лет, пришел на Уолл-стрит с дипломом политолога и степенью MBA. Его первым местом работы стала должность трейдера в одном из крупнейших инвестиционных банков First Boston. Он быстро поднимался по карьерной лестнице и в начале 1980-х годов совершил настоящий прорыв, став одним из создателей и пионеров рынка ипотечных ценных бумаг. Эти бумаги, позже ставшие причиной одного из самых разрушительных финансовых кризисов в истории, в то время были новинкой. Подобных финансовых инструментов, обеспеченных недвижимостью, на тот момент в США еще не существовало.

“Пресловутое почти параноидальное нежелание основателя рисковать было возведено в BlackRock в ранг системы, стало ее кредо, которым компания известна своим клиентам”.

Прорыв сделка с GE

Однако в 1986 году возглавляемое Финком подразделение First Boston понесло большие убытки из-за сделанного им неверного прогноза относительно процентных ставок. Финк остался в компании и усвоил урок говорят, он дал себе обещание никогда не рисковать, если риск не поддается прогнозированию. И тем не менее его дальнейшая карьера в First Boston оказалась под вопросом. Поэтому полученное от Blackstone предложение оказалось как нельзя кстати. Шварцман и Петерсон, решившие наряду с инвестированием заняться и торговлей облигациями, предложили Финку основать Blackstone Financial Management, совместную компанию, половина которой будет принадлежать соучредителям Blackstone, а половина – Финку. В 1992 году пути Blackstone и Blackstone Financial Management (на тот момент уже BlackRock) разошлись из-за возникших разногласий. Шварцман продал свою долю, получив за нее 25 миллионов долларов, о чем он впоследствии не раз пожалел. Финка между тем ожидал его первый значительный успех в 1994 году General Electric поручила BlackRock проанализировать и подготовить к продаже портфель “токсичных” ипотечных бумаг приобретенного ею скандально известного банка Kidder Peabody. Задача была непростая, но BlackRock успешно с ней справилась. После этого у компании не было отбоя от крупных клиентов.

“Стремительный успех Финка и его команды настолько тесно связан с финансовыми кризисами в США и Европе, что трудно даже представить, что компания смогла бы добиться такого влияния и такого положения в иной ситуации”.

После отделения от Blackstone ее долю в BlackRock приобрел Pittsburgh PNC Bank. Позже, в 1999 году, после того как BlackRock вышла на биржу, у Финка осталось 16% акций, а PNC стала основным акционером. Уже через три года после заключения сделки с PNC инвестиционный капитал BlackRock увеличился более чем в два раза, и компания стала пятой по величине инвестиционной компанией, котируемой на бирже. Главным направлением бизнеса оставались облигации. И даже лопнувший в начале 2000-х “пузырь доткомов” не нанес BlackRock ущерба – наоборот, инвесторы стали искать альтернативы акциям для вложения средств.

“Финк стал ближайшим советником недавно назначенного на пост министра финансов США Тимоти Гайтнера, перед которым стояла задача практически в считанные дни спасти американские банки и американскую экономику от краха”.

Политическая власть

Настоящий “золотой век” для BlackRock настал, когда разразился мировой финансовый кризис. Никто так хорошо не разбирался в сложностях рынка долговых бумаг с ипотечным покрытием, как Финк. В 2008 году, когда инвестиционный банк Lehman Brothers объявил себя банкротом, а Merrill Lynch был продан Bank of America, компания BlackRock заключила важный контракт с ФРС США. Как независимый эксперт, не вовлеченный в скандалы, она получила заказ на анализ “токсичных” активов – сначала банка Bear Stearns, а затем страховой компании AIG. В дальнейшем BlackRock также проводила анализ ценных бумаг для программы ФРС под названием TALF (Term Asset-Backed Securities Loan Facility), направленной на стимулирование потребительского кредитования. Кроме того, BlackRock заключила с ФРС контракты на анализ принесшего миллиардные убытки инвестиционного портфеля Citigroup, а также ипотечных ценных бумаг на балансе двух крупнейших ипотечных агентств США Fannie Mae и Freddie Mac.

“Для команды BlackRock Греция была колоссальной по сложности задачей, сравнимой с полным сносом Акрополя и отстройкой его заново”.

В Европе BlackRock также играла роль авторитетного консультанта в 2010 году к Финку обратился ЕЦБ, и BlackRock было поручено вместе с Boston Consulting Group и Barclays изучить балансовые отчеты ирландских банков. В 2011 году компания заключила контракт с центробанком Греции на анализ финансового состояния греческих банков. Два года спустя BlackRock опять привлекли к решению “греческой проблемы”. Ей поручили определить потребность греческих банков в финансовых средствах, и BlackRock стала важным игроком на политической арене.

“BlackRock со своим анализом банковской сферы [Греции], проводившимся за кулисами европейского кризиса, могла склонить чашу весов в любую сторону”.

Во многом своими успехами в получении крупных контрактов Финк был обязан Тимоти Гайтнеру, сначала президенту Федерального резервного банка Нью-Йорка, а затем министру финансов США, с которым он поддерживал хорошие отношения. Не менее полезной оказалась и дружба с Филиппом Хильдебрандом, занимавшим пост главы Швейцарского национального банка и перешедшим в BlackRock в 2012 году. Именно он, по-видимому, и наладил контакты между BlackRock и ЕЦБ, благодаря чему в 2014 году Финку и его команде было поручено разработать программу выкупа ценных бумаг, обеспеченных активами, которая была призвана улучшить кредитный климат в Европе.

“Всего за несколько лет благодаря ловкости и прозорливости Финка его маленький офис по управлению активами превратился в глобального игрока отрасли, который за сценой нажимает на тайные пружины”.

ETF биржевые инвестиционные фонды

Но самым существенным прорывом для BlackRock стало приобретение в 2009 году iShares – подразделения биржевых инвестиционных фондов (ETF) группы Barclays. Такие фонды пассивного инвестирования, структура которых копирует состав того или иного биржевого индекса, стали одним из самых успешных инструментов финансового сектора за последние десятилетия. В их основе лежит простая идея в отличие от фондов активного управления, где решения о покупке или продаже каждой конкретной бумаги принимаются управляющими, ETF просто в точности воспроизводит один из фондовых индексов.

“В 2014 году на долю BlackRock приходилась треть от всего притока инвестиций в биржевые инвестиционные фонды – почти 103 миллиарда долларов”.

Причиной успеха ETF, в частности, стал тот факт, что активно управляемые фонды лишь в редких случаях показывают доходность выше рынка. Кроме того, так как в случае с ETF отпадает нужда в услугах управляющих, эти фонды обеспечивают возможность инвестирования с более низкими издержками. iShares был и остается самым успешным брендом на быстрорастущем рынке биржевых инвестиционных фондов. Благодаря ему доля BlackRock в общем объеме этого рынка составляет 40% в США и 45% в Европе. Более того, в 2013 году в iShares был интегрирован соответствующий бизнес Credit Suisse, что придало успеху BlackRock дополнительный импульс.

“В эпоху финансового капитализма 2.0 связь между владельцами и предприятием приняла вид цепочки со множеством звеньев”.

Конфликт интересов и риски инвестирования в ETF

Получение контрактов от центробанков и правительств принесло BlackRock не только огромную репутационную и имиджевую выгоду. С финансовой точки зрения консалтинговые контракты также были весьма прибыльными. Однако такие тесные связи неизменно вызывают вопросы, которые стали задавать и по поводу BlackRock, получившей ряд контрактов без проведения тендера. Кроме того, неизбежно возникал конфликт интересов в общественных интересах компания должна была продавать “плохие” активы по наиболее выгодной цене, и она же была заинтересована в их покупке от имени своих частных клиентов – естественно, по самой низкой цене.

“Самая главная проблема, связанная с растущим могуществом портфельных управляющих, состоит в их значительном влиянии на развитие предприятий, чьи акции находятся у них в управлении. Опасность заключается в том, что менеджеров не так уж и волнует судьба большинства этих компаний”.

Программа ЕЦБ по выкупу ценных бумаг, обеспеченных активами, также вызвала критику, так как, по данным Bloomberg, BlackRock является крупным инвестором европейского долгового рынка. Сама компания всегда подчеркивала, что ее корпоративные правила исключают возникновение возможного в таких случаях конфликта интересов, и ссылалась на так называемые великие китайские стены между своими подразделениями. Однако соблюдаются ли эти правила на самом деле, не ясно.

“Как «капитализм без капиталистов» вписывается в нашу реальность, в которой мы все активнее требуем от компаний решения вопросов устойчивости и социальной ответственности бизнеса”

Кроме того, успешность концепции ETF, особенно привлекательной для мелких инвесторов, несет в себе и значительный риск. Так как биржевые фонды копируют структуру индекса один к одному, в случае кризиса возникает опасность возникновения цепной реакции. Видя снижение котировок, инвесторы могут начать активно выходить из ETF, что, в свою очередь, может вызвать масштабную распродажу акций, входящих в соответствующие индексы. Именно поэтому Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Oversight Council, FSOC), надзорный орган министерства финансов США, в своем отчете в 2013 году отметил, что ETF могут усилить колебания котировок акций в моменты турбулентности и снижения уровня ликвидности на фондовых рынках. Именно с ETF связывают печально известный Flash Crash – обвал на фондовом рынке США, произошедший 6 мая 2010 года, когда индекс Доу-Джонса рухнул почти на 1000 пунктов.

“Aladdin – это электронный джинн BlackRock. Подобно сказочному джинну из лампы, Aladdin принес компании успех и процветание”.

Теневой банкинг

Влияние инвестиционных компаний, таких как BlackRock, растет, а финансовый рынок по большей части остается нерегулируемым. Поэтому сохраняется опасность, что в случае серьезных проблем у одной из крупных управляющих компаний начнется масштабная распродажа акций и облигаций, которая спровоцирует цепную реакцию и приведет рынок к коллапсу. Хотя в банковском секторе после финансового кризиса были введены жесткие регулирующие правила, но на сектор управления активами эти правила не распространяются. Для устранения этого пробела Совет по финансовой стабильности предлагал отнести крупнейшие инвестиционные компании к числу системообразующих участников рынка, на которых должны распространяться более высокие требования относительно капитала и более строгий надзор. В исследовании Совета 2013 года отмечалось, что крупные инвестиционные фонды могут представлять собой угрозу. Поднимался этот вопрос и на заседаниях Совета, в котором представлены центробанки, надзорные органы и министерства финансов “большой двадцатки”. В настоящее время, правда, благодаря лоббированию со стороны BlackRock и других управляющих компаний требования к этим организациям больше не обсуждаются.

“Миссия BlackRock – управлять активами, избегая риска. Но старательно выполняя эту миссию, Финк и его команда сами создают все новые угрозы”.

BlackRock также вторгается в области, которые относят к традиционному банковскому бизнесу. Так, когда в 2012 году оператор оптоволоконных сетей компания Zayo столкнулась с трудностями при размещении своих облигаций, BlackRock выкупила значительную долю этого выпуска в обмен на участие в определении условий эмиссии (обычно эмитенты ведут такие переговоры лишь с организовывающим размещение банком, но не с покупателями облигаций). BlackRock неоднократно помогала предприятиям привлекать капитал напрямую от инвесторов, избегая банковского посредничества. Еще одной практикой “теневого банкинга” стал выпуск ценных бумаг, обеспеченных кредитами, выданными через P2P-платформы.

Вызывает вопросы и гигантская платформа Aladdin, созданная BlackRock для управления активами и во многом обусловившая ее успех. Система ежесекундно отслеживает стоимость акций, облигаций и других активов, находящихся под управлением компании, а также рассчитывает, как влияют на их котировки различные события, такие как рост цен на нефть. BlackRock открыла доступ к этой системе и другим участникам рынка клиентами Aladdin уже являются около 150 институциональных инвесторов, включая крупнейших в мире. Опасность заключается в том, что, во-первых, пользуясь такой аналитической системой, инвесторы полагаются на нее и не проводят собственного анализа, а это создает вероятность тиражирования ошибок. Во-вторых, если слишком большое число инвесторов придерживаются единой стратегии, это усиливает риски финансовые рынки в принципе функционируют только в том случае, если их участники имеют разные мнения по поводу стоимости торгуемых инструментов и делают разные прогнозы на будущее.

Отсутствие заинтересованности в судьбе предприятий

Главная же проблема состоит в том, что BlackRock является мажоритарным акционером в огромном количестве компаний. За немецкий рынок в BlackRock отвечает лондонская команда. BlackRock строго следит за соблюдением всех формальных предписаний, например о так называемом периоде ожидания, когда вышедший из состава правления немецкой компании топ-менеджер не может войти в ее наблюдательный совет до истечения определенного срока. Но сверх этого BlackRock практически ничего не делает. А между тем для функционирования рыночной экономики чрезвычайно важно, чтобы акционеры постоянно держали руку на пульсе событий в своих предприятиях и критически оценивали политику менеджмента.

До финансового кризиса властителями финансового рынка считались инвестиционные банки. Однако рост могущества BlackRock ознаменовал начало новой эры. В 1989 году частные инвестиционные фонды управляли активами стоимостью более триллиона долларов, а к 2014 году эта цифра выросла до 15 триллионов. К концу 2012 года 49% рынка капитала контролировали 20 крупнейших управляющих компаний, 14 из которых – из США. Будущее этого сектора, как и в случае с множеством других областей бизнеса, – за развивающимися рынками, где растет многомиллионный средний класс. И BlackRock уже закрепляется на этом рынке в 2012 году Финк и его команда получили лицензию для осуществления прямых инвестиций в китайский фондовый рынок.

Об авторе: Хайке Бухтер – корреспондент Die Zeit в Нью-Йорке. С 2001 года она специализируется на материалах об Уолл-Стрит.

источник



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх