На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Анастасия Вяльцева

Анастасия Вяльцева родилась в 1871 году в в селе Алтухово Брянской губернии. Мать, Мария Тихоновна, работала в имении графа Орловского прачкой, а отец был лесником. После смерти мужа Мария Тихоновна вместе с детьми перебралась в Киев , при чем денег на дорогу не было, сердобольные соседи помогли соорудить плот - так и отправились в путь по реке.


Дом Вяльцевой в Брянской губернии. Картина художника Решетнёва. 1994 год

В Киеве 8 летнюю Настю устроили в мастерскую дамских платьев мадам Ивановой, где девочка с утра до вечера разжигала утюги, убирала за мастерицами, радуясь тому, что может хоть прикоснуться к дорогим нарядам.

В 13 лет Настю взяли помощницей горничной в одну из гостиниц на Крещатике. Убираясь, Настя любила напевать и попалась на глаза одной из постоялиц, оперной диве, Серафиме Бельской. Ей так понравился голосок зеленоглазой девочки, что уже на следующий день Серафима Александровна отвела Настю в театр. Заинтересованный антрепренёр Сетов оглядел девчушку с ног до головы и предложил ей что-нибудь спеть . Она покраснела, закрылась платком и сказала, что при всей труппе петь не будет, и лишь убедившись, что в комнате никого нет , глубоко вдохнула и запела свою любимую песню "Взяли меня, травушку, скосили". Иосифа Яковлевича глубоко поразил голос и хорошенькое лицо Насти - он сразу назначил ей оплату 35 рублей в месяц.


Девять лет Настя играла второстепенные роли, но талант требовал большего. В 1893 году она переехала в Петербург и устроилась хористкой. Возможно, ей пришлось бы всю жизнь прозябать в хористках оперетты и кануть в безвестность, но как водится вмешалась судьба . В конце XIX века в России в моду вошла цыганская культура, цыгане не только пели в ресторанах, но и выступали на театральной сцене. Отдавая дань этой моде режиссёр Сергей Пальм решил поставить в своём театре оперу "Цыганские песни в лицах ", и зная как Настя увлечена цыганскими песнями дал ей небольшую роль.

Анастасия проснулась знаменитой после дебюта в роли цыганки Кати. Романс " Захочу полюблю " зазвучал как поэма о любви. Публика разразилась восторженными овациями, а юная Вяльцева - слезами счастья.


А. Блок : Низкий голос твой, дивный и странный ,славит бурю цыганских страстей

Концерты Вяльцевой нередко длились по пять часов. Все, кто был хоть раз на ее концерте, говорили ,что в ней мерцала роковая и загадочная красота Сирены. Она манила , притягивала, волновала и заставляла забыть о времени.


Выступала Вяльцева всегда в одном и том же костюме, похожем на платье её мечты из мастерской мадам Ивановой- белое, шёлковое, с розовой лентой, на плече цветок белой гортензии, только.. у этого платья весь корсаж был усыпан бриллиантами и жемчугом .


В 1901 году в моду вошёл вальс с поцелуями. Это был обыкновенный танец, во время которого партнёры обязательно должны были поцеловаться. Это обстоятельство вызвало бурю протестов со стороны моралистов , и нападки на поцелуи вобще. Однако, Анастасия не видела в этом ничего предосудительного и выступила в защиту танца : " Поцелуй освящен столетиями, и уничтожение его было бы печальным."

С 1904 года жизнь Анастасии Дмитриевны стала постоянной гастролью . Она отправлялась в длительные турне по российским городам и жила в вагоне, который был оборудован по ее специальному проекту. О его роскоши ходили легенды. Внутри все было отделано с царским размахом: спальня, будуар, комната для репетиций. Вместе с ней путешествовали личный повар и парикмахер.

Сила концертов Вяльцевой была в соединении парижского монмартра и истинно русской глубинки. Постепенно сложился и особый репертуар. Темами её романсов были ухарство, щемящая тоска , пьяная радость и неистовая любовь.

Вяльцеву прозвали Несравненной, её имя гремело по всей России на ряду с именами Шаляпина, Блока и Горького. На гастролях в Павловске поклонники отняли у нее газовый шарф и разорвали на сувениры, старшины клуба в Елизаветграде взялись за руки и упали перед ней на колени , а в Варшаве , чтобы поцеловать ей руку, мужчина спрыгнул на сцену с балкона.

Поклонники воспринимали песни Вяльцевой как самовыражение личных переживаний и пристально следили за ее личной жизнью . Со своим мужем Анастасия познакомилась на одном из концертов. Василий Бискупский - потомок старинного дворянского рода обвенчался с Вяльцевой тайно, потому как не пристало блистательному офицеру женится на артистке. Женитьба на дочери крестьянина сделала его дальнейшую службу невозможной и Василий Викторович , бывший начальник охраны государя , стал организатором концертов жены.



Их счастье не было долгим, вскоре отставной офицер отправился на Дальневосточный фронт в Харбин - началась война с Японией. Узнав, что муж тяжело ранен, Анастасия Дмитриевна не раздумывая прервала гастроли и поехала за ним ухаживать.


Должность организатора и администратора Бискупского не особо устраивала. Василий стал заядлым картежником и любителем выпить

Болезнь впервые заявила о себе когда Анастасия отдыхала в замке "Ласточкино гнездо" в Крыму, но местный доктор поставил диагноз плеврит. . В этот же год заболела и умерла её воспитанница, которую она любила как родную. Своих детей у Анастасии Дмитриевны не было, и увидев на улице замерзшую сиротку, она привезла её в гостиницу и оставила у себя.

- Смерть моей девочки подорвала мои силы,- говорила она матери,- не буду больше гастролировать, съезжу ещё весной и закончатся мои скитания по стране.

На гастролях в Курске, во время исполнения романса, Вяльцевой стало плохо. Она упала прямо на сцене, но зрители были в восторге, думая, что это актерская игра и певица так показала свои чувства . Последним городом, где она пела, стал Воронеж. Публике, как всегда до отказа заполнившей зал, пришлось ждать до десяти вечера, а занавес никак не открывали, потому что Анастасия Дмитриевна, вконец обессилев, не могла подняться с дивана .

Вяльцева медленно угасала. Врачи поставили страшный диагноз - лейкемия. Уже не могли помочь ни миллионное состояние, ни лучшие заграничные врачи, ни тибетская магия Бадмаева - знахаря Распутина, ни жертвенность мужа, давшего ей свою кровь для переливания . Неудачное переливание крови едва не стало причиной смерти Бискупского, не оправившись полностью после ранения он долгое время оставался в больнице , бредя в горячке. А тем временем роскошный особняк на набережной Петербурга терял свою хозяйку. Февральским утром 1913 года возле нее собрались врачи, родные и прислуга. Она последний раз обвела всех глазами и сказала: "Теперь вы можете идти, прощайте". К вечеру 42 летняя Анастасия Дмитриевна скончалась.

Её похоронили рядом с Никольской церковью, в двух шагах от Комиссаржевской, ещё одного кумира серебряного века.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх