Политические процессы в обществе сами по себе не происходят, их катализатором являются стихийные волнения масс или спланированные действия элит. Стихийные народные движения всегда заканчиваются безрезультатно, если управление ими не перехватывают элиты и не направляют в нужное им русло. Поэтому движущими силами политических процессов в обществе являются не народ, а элиты. Именно элиты определяют направление движения общества и государства.
Так и на Украине независимость была получена в результате не народного движения, а сговора советских элит, значительная часть которых была готова предать советский строй, стать независимыми «князьями» на своих территориях и под лозунгом «обогащайтесь» строить либеральное общество без всяких социалистических ограничений.
Украинские элиты, как и российские, выросли из советской партийной и хозяйственной номенклатуры и именно они определяли на начальном этапе государственную идеологию и вектор развития Украины. Как ни странно, бывшие коммунисты в качестве государственной приняли идеологию галицкого национализма, с которой они боролись во времена Советского Союза.
Почему? Новой элите необходимо было обосновать законность своей власти и образование независимого от России украинского государства. Поэтому, отбросив коммунистическую идеологию, они приняли взращенную Западом в Галиции идеологию украинства, построенную на идее сепарирования юго-западной ветви русского народа под видом «украинцев», отрицания ее русских корней и противостояния с Россией.
Украинская элита управленцев, возглавивших государственную, региональную и местную власть, сформировалась на основе советской партийной номенклатуры, а из хозяйственных руководителей возникали новые собственники, растаскивающие и присваивающие государственную собственность под лозунгами приватизации.
И первым и вторым было глубоко наплевать на интересы строящегося государства и тем более общества, среди них не было государственников. Изначально они рассматривали страну как средство удовлетворения своих властных амбиций и накопления капитала, а галицких националистов использовали в качестве инструмента для идеологического обеспечения своих интересов.
Для удержания власти сформировавшаяся элита должна была соблюдать баланс интересов как внутри элитных группировок, так и между элитами и населением. При нарушении этого баланса противоречия среди элит или в обществе неизбежно вели к катаклизмам в государстве и потере устойчивости власти. Постсоветская элита на Украине эти балансы умело соблюдала.
При поддержке власти в процессе приватизации громадные капиталы и ресурсы сосредотачивались в руках бывшего советского партхозактива и криминалитета. Они стали объединяться в кланы и внедрять во власть своих людей для лоббирования групповых интересов. Это привело к формированию олигархических групп, которые начали создавать свои политические партии, перехватывать власть и влиять на политику государства в интересах своих кланов. Со временем они сами стали властью.
На основе промышленного капитала сформировались кланы Ахметова и Пинчука, на основе нефтегазового комплекса – кланы Фирташа и Лазаренко (Тимошенко), на основе финансового капитала – клан Коломойского.
Становлению национал-олигархической системы правления на Украине в значительной степени способствовал второй президент Украины Кучма. Он умело стоял над схваткой, обеспечивал баланс интересов олигархии и общества, являлся арбитром при возникающих спорах. Так, усилившиеся в 90-е группа «днепропетровских», от имени которой во главе правительства стоял Лазаренко, он заменил на клан «донецких», выдвинувших на пост премьер-министра Януковича.
Сформировавшаяся национал-олигархическая система правления на Украине была выгодна и Западу, стремившемуся сделать из Украины русофобское государство и плацдарм давления на Россию в глобальном противостоянии с ней. Украинские элиты и олигархат в процессе формирования либерального государства на Украине накопили серьезные капиталы, и им нужна была «спокойная гавань» для их вывода. Запад все это предоставил, взяв под жесткий контроль собственников капиталов, поскольку все их средства были получены незаконным путем.
В стратегию Запада естественным образом вписывалось продвижение на Украине идеологии украинства с ее патологической ненавистью ко всему русскому и стремлением как можно дальше дистанцироваться от России. Таким образом, интересы постсоветских и олигархических элит и Запада в вопросе продвижения галицкого национализма совпадали, и кто бы ни находился у власти на Украине, национализм всегда был краеугольным камнем украинской политики.
В процессе дележа собственности и власти вопросы государственной идеологии элиты отдали на откуп националистам. В своей книге «Украина – не Россия» Кучма писал, что главной его целью была экономика, идеологии внимания практически не уделялось. Этим воспользовались националисты и с помощью государственной машины пропаганды навязывали украинство всему населению.
Становлению такой системы правления на Украине в значительной степени способствовала и либерально-западническая правящая элита России, формировавшая либеральную систему ценностей в российском обществе.
Политика российских элит строилась на признании независимости Украины, а проживающие там русские не рассматривались в качестве объекта российских интересов. В них видели только граждан другого государства.
Россия фактически «ушла» с Украины и даже не попыталась определять и отстаивать там свои интересы. Российские элиты не стремились отстаивать государственные интересы России на Украине, их волновало только получение прибыли от совместного бизнеса с «партнерами» на Украине и транспортировка энергоносителей через ее территорию.
Послы России на Украине Черномырдин и Зурабов решали только вопросы бизнеса и «газовой трубы», на этом государственная политика заканчивалась.
Российская элита ориентировалась только на действующую украинскую элиту, которая была априори антироссийской. С ней пытались договориться, идя на всевозможные уступки, и не получали ничего в ответ. Украинской национал-олигархической элите оказывалась широкая экономическая и политическая поддержка, которая действовала во вред интересам России, формируя на Украине антироссийское общество.
При поддержке российских элит украинский бизнес наращивал капиталы и спонсировал не пророссийские партии, а их оппонентов, пропагандирующих интеграцию в структуры Запада. Совместными усилиями украинских и российских элит все пророссийские общественные движения и политические силы были маргинализированы и не оказывали никакого влияния на политическую жизнь Украины. Идеология общерусскости, способная бороться с украинством, никак не использовалась и вытеснялась из сферы российско-украинских отношений. Этим воспользовался Запад и через свои структуры целенаправленно формировал в украинском обществе прозападные элиты и антироссийские настроения. Общими усилиями Украину отталкивали от России.
Если в начале 90-х первые украинские элиты получали еще мандат от народа, то по мере становления кланово-олигархической системы этот мандат стали выдавать главы кланов, а после установления США контроля над элитами Украины этот вопрос стал решаться уже в Вашингтоне. Независимо от того, кто был во власти, политика государства оставалась неизменно национал-либеральной с неизбежным дрейфом от России в сторону Запада.
Несмотря на все эти усилия, в украинском обществе образ…
Полностью читать ЗДЕСЬ
Свежие комментарии