На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Китай ― Россия: союз, партнерство или симбиоз?

Российско-китайские отношения прошли различные этапы: от «союзнических» отношений и безудержной «дружбы» между Сталиным и Мао Цзэдуном, что имело чисто декларативный политический смысл и не опиралось ни на какие иные обстоятельства, которые сближали бы союзников. Собственно, никто другой ни у нас, ни в Китае не мог определить характер межгосударственных отношений. У Сталина была уверенность, что Китай при этом встанет на путь истинно коммунистических преобразований.

Потом наступило время критики культа личности Сталина, инициированное Н. С. Хрущевым. И Великий Мао, уже прочно обосновавшийся на вершине китайского политического олимпа, абсолютно не смог принять эту критику. В противном случае ему следовало бы выступить с основательной самокритикой, а значит, подорвать свои позиции и запустить политические процессы, которые могли выйти из-под его контроля.

Естественно, при таком раскладе Хрущев не согласился с просьбой китайского руководства о передаче «братской стране» ядерного оружия, что еще больше обострило ситуацию.

Пиком роста недружественного характера отношений стало вооруженное противостояние на Дальнем Востоке вокруг острова Даманский.

Так закончился первый этап «союзнических» отношений между СССР и Китаем. Второго этапа не случилось.

Более полувека Китай наблюдал битву Сверхдержав, что, по словам самих китайцев, позволило этому государству стать Поднебесной, исполняя завет Мао Цзэдуна «Умная обезьяна сидит на вершине холма и наблюдает, как в долине дерутся два тигра (США и СССР)».

Сегодня обе стороны: Российская Федерация и Китайская Народная Республика, ― несмотря на самое позитивное развитие политических и экономических отношений, не торопятся возводить их в ранг союзнических.

И на то есть свои веские политические причины. Россия не хочет обременять себя союзническими обязательствами, поскольку у Китая продолжаются, мягко скажем, «специфические» отношения с соседями: Индией, Вьетнамом и Индонезией, ― с которыми мы поддерживаем тесные экономические и политические связи.

Китай, в свою очередь, не намерен пересматривать экономические и политические отношения со странами, с которыми у России имеются существенные противоречия.

Критики бурного развития отношений с Китаем в нашей стране упрекают руководство страны в том, что оно не реагирует на установление экономических отношений Поднебесной с Украиной, а также с Казахстаном и Белоруссией, в то время как именно там наметились националистические тенденции, имеющие определенную антироссийскую направленность.

С другой стороны, эти критики не реагируют отрицательно на то, что Украина имеет с Россией свой самый большой внешнеэкономический товарооборот. И Россия является самым крупным зарубежным инвестором в украинскую экономику.

Как говорится, ничего личного – просто бизнес. Конечно, у России при этом имеются и политические цели, но это уже другой вопрос.

Почему же Китаю не покупать, например у «Мотор Сич» Украины, ее продвинутую промышленную продукцию по конкурентным международным ценам?

Китай развивает интенсивные контакты с Великобританией, несмотря на весьма сложные британо-российские отношения. Договоренность о координации китайской и британской политики («золотой эры» в двусторонних отношениях) была достигнута в апреле с.г. между Си Цзиньпином и Терезой Мэй.

Как все это соотносится с обострением отношений между США и Китаем и Россией и Великобританией? В этом предстоит еще разобраться.

Вероятно, не последнюю роль здесь играет реализация Китаем стратегии «Пояса и пути», в ходе которой отрабатываются все варианты доставки произведенных в Поднебесной товаров на европейский рынок.

Ну а Великобритания, скорее всего, и в этот раз отрабатывает роль агента США, разыгрывающего свою китайскую карту с очевидным антироссийским уклоном.

Китайское руководство постоянно подчеркивает, что «Пояс и путь» является сугубо экономической инициативой, а не идеей создания геополитического альянса или военного союза.

По информации китайской стороны, товарооборот Китая со странами маршрута достиг 5 трлн долларов, а объем прямых инвестиций КНР в эти страны – 60 млрд долларов. Благодаря этому вдоль «Пояса и пути» создано более 200 тыс. новых рабочих мест.

Как бы там ни было, но осуществление такого масштабного экономического проекта не может не иметь политического измерения!

Чтобы обезопасить себя на перспективу, Китай создает транспортный коридор из множества параллельных линий.

Около 40% будет перевозиться через Индийский океан и Суэцкий канал в Средиземное море. Еще 45–50% предполагается направлять через Северный морской путь.

По сухопутной линии пойдет порядка 5–7% грузов. Ключевыми являются три маршрута: через Россию параллельно Транссибу; через Казахстан и Россию; отдельно по южному пути через Турцию.

Как видно, Китай проявляет огромную заинтересованность в…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх