На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Национальный Рейтинг Мэров (Апрель-Май, 2019)


                                       
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за апрель-май 2019 года.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).


Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В таблицах рейтинга обозначены те мэры, которые находятся на своём посту на момент обнародования исследования. Если ротация мэров произошла незадолго до публикации, эксперты имеют возможность дать положительную или отрицательную оценку происшедшему событию, определить своё отношение к новому мэру, в сравнении с предыдущим и т.п.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ


В рассматриваемый период продолжился «мэропад» — относительно массовые отставки глав региональных столиц. Правда, как и прежде, эти отставки имеют разные причины, и после определенного упрощения кадровые ротации можно разделить на несколько групп. Первая и самая очевидная — это «зачистка» прежнего градоначальника новым губернатором, относящимся к категории «молодых технократов». Прежний мэр, как правило, психологически и стилистически не «попадал» в имиджевый профиль нового руководителя региона, а также относился к команде его предшественника. Самые яркие примеры — новые руководители Курска и Липецка Николай Цыбин и Елена Уваркина соответственно. Похожая ситуация сложилась и в Забайкальском крае, где Читу возглавил Александр Сапожников. Новые губернаторы, реагируя на запрос снизу, который выражается в желании граждан (в данном случае горожан — жителей региональной столицы) иметь эффективное повседневное государство, эффективно функционирующую коммунальную инфраструктуру, демонстрируют готовность «мести по-новому», пытаясь таким образом использовать эффект новизны на сентябрьских выборах, где им предстоит подтвердить полномочия. Рейды глав Забайкальского края Александра Осипова и Курской области Романа Старовойта по улицам городских столиц получили широкое освещение в местных СМИ и должны были играть на формирование в глазах избирателей образа эффективных хозяйственников нового типа, которые не дают расслабиться местным чиновникам, забывшим о повседневных нуждах горожан.

Несколько в ином ключе складывалась ситуация в Ростове, который возглавил Алексей Логвиненко. Причина отставки его предшественника Виталия Кушнарева та же — неэффективное с точки зрения населения руководство городским хозяйством. Особенно г-ну Кушнареву аукнулась реформа транспортной сферы, состояние которой всегда является проблемной точкой городов-миллионников, в этом году к ней добавилась и мусорная реформа. Правда, губернатор Ростовской области Василий Голубев занимает свою должность с 2010 года, так что и прежний мэр, и новый, в целом, являются членами его команды.

Похожая ситуация сложилась и в столице Еврейской автономной области Биробиджане, где мэром стал Александр Головатый. ЕАО с 2015 года возглавляет Александр Левинталь, так что все сроки для «зачистки» мэрии от наследия своего предшественника вышли. В данном случае причина кадровой ротации несколько иная, и обусловлена больше не хозяйственными причинами, как в предыдущем случае, а политическими. В сентябре 2019 года в Биробиджане состоятся выборы в городскую думу, и перед новым мэром стоит антикризисная задача обеспечить победу «Единой России» — такую задачу он решил в 2017 году в возглавляемом им тогда Облучском городском округе.

Все три проанализированных выше типа ротаций объединяет одно — ведущую роль в них играют региональные власти. Это подтверждает версию о том, что местное самоуправление окончательно утратило признаки независимости и превратилось в низшую ступень «вертикали власти». Правда, некоторые происходившие в последнее время события позволяют утверждать, что еще встречаются исключения в городах с сильными местными элитами и традицией их независимости. В частности, в конфликте вокруг сквера в Екатеринбурге региональные власти в лице губернатора и муниципальные в лице мэра заняли разные позиции после того, как Владимир Путин высказался в пользу опроса населения.



Илья ГРАЩЕНКОВ
Генеральный директор центра развития региональной политики


Выборы глав крупных городов России канули в прошлое. В 2019 году таких выборов немного – всего три кампании. Новосибирск, Улан-Удэ и Анадырь. Поскольку в столице Чукотского АО проживает всего 15 тыс. человек – чуть больше чем в самом маленьком городке Подмосковья, то реальный интерес предоставляют только кампании в Новосибирске и столице Бурятии. Однако в Улан-Удэ с 2012 года мэр – фигура номинальная, вся власть сосредоточена в руках сити-менеджера, наёмного работника утвержденного администрацией губернатора. Последний избранный мэр Геннадий Айдаев оставил о себе не самую лучшую память, поэтому буряты сравнительно легко приняли идею отчуждения мэрских полномочий от избирательного права.

А вот Новосибирск – это последний оплот демократии в России. Более 1,6 млн. человек населения – это самый крупное населённое муниципальное образование в стране. Научный центр и столица СФО и возглавляет его мэр-коммунист Анатолий Локоть. Считаю, что это знаковое событие – мэр-оппозиционер во главе третьего по численности города в Российской Федерации. И при этом у Локтя – действительно высокий рейтинг, население довольно итогами его работы с 2014 года – редкое свойство для градоначальника, отработавшего почти полный срок на посту. Я лично знаком с Анатолием Евгеньевичем, могу сказать, что это человек с выдающейся энергетикой, действительно двигающий город в светлое будущее – от строительства новых веток метро до концепций сохранения уникальных научных школ перенятых из системы образования СССР. На выборах 2019 года у Локтя не будет серьезных соперников – кандидат от партии власти не имеет никаких шансов на победу в Новосибирске, а либеральная оппозиция в целом поддерживает вектор действующего главы-коммуниста. Считаю, что победа – у Локтя в кармане.

Вопрос в другом, требуется ли России возвращение прямых выборов мэров в крупных муниципалитетах? По примеру Новосибирска – скажу да. Если бы мэром Екатеринбурга был избранный горожанами человек, а не нанятый губернатором чиновник — конфликта удалось бы избежать. Яркий пример – мэр Якутска Сардана Авксентьева, которая сумела снизить градус протестных настроений в Якутии, умело сработавшись с новым главой Республики Саха – Айсеном Николаевым. Возможно, если бы ранее существовавшая дихотомия мэр – губернатор сохранилась в регионах и по сей день, части публичных конфликтов удалось бы избежать. Выхолащивание региональной политики на уровне мэров – неудачное решение высшей власти, которое, однако, еще не поздно исправить.


Дмитрий ГУСЕВ
Политтехнолог, председатель Наблюдательного совета консалтингового агентства «Bakster Group»


Ротация на любых уровнях власти – это последовательная реализация государственной политики, направленной на обновление управленческого корпуса страны. Именно так сегодня следует воспринимать смену градоначальников в совершенно разных уголках России.

Это естественный плановый процесс: на место прежних руководителей приходят новые люди — с иными взглядами, с новым управленческим опытом. Это касается всей вертикали власти – не только мэров, но и губернаторов, и других чиновников разных уровней. Это общая тенденция.

На мой взгляд, в таких, иногда, казалось бы, неожиданных заменах нет ничего болезненного – происходит естественный процесс обновления элит. Новые люди у власти должны учесть ошибки тех, кого они сменили, и отвечать определённым ожиданиям.

К градоначальникам сегодня есть два конкретных запроса. Первый: они должны быть способны к управлению городом. И второй: должны уметь договариваться с людьми.

Все инструменты в руках у мэров для этого есть. Толковым руководителям не помешает ни «двухголовая» система управления, никакая другая. И деньги тоже у них есть: надо только грамотно ими распоряжаться.


Игорь ТИТОВ
Политолог, член Совета директоров, исполнительный директор Консалтинговой группы «РосПолитКонсалт»


Давайте начнём с того, что изначально, системно, был заложен конфликт между главой субъекта федерации и руководителем административного центра этого субъекта. И мы все прекрасно помним эти войны, начиная с середины 90-х годов, когда молодой мэр в итоге смещал старого (ещё советского) губернатора и садился на его место. Я сам участвовал в этих историях не раз и видел изнутри всю так называемую «организационную патологию» такой системы.

Потом выборы отменили. Вообще и всех. И пошла мода назначать на руководство административным центром т.н. «сити-менеджеров». Только надо понять, что они должны подчиняться не жителям города, которым как бы руководят, а тем чиновникам или депутатам, которые их назначили. Толку от этого нововведения мало кто получил, и это понятно. Потом, в некоторых регионах попробовали прямые выборы мэров. Да, побеждали популисты. Но деньги то все где? В бюджете региона. И этот популист с протянутой рукой идёт к губернатору. А тот ему: хочу — дам, а хочу — сам понимаешь.

Дальше пошла новая «мода». Этих мэров сажать. Понятно, что мало нормальных людей согласится взять на себя ответственность за целый региональный центр, не обладая определенной поддержкой. Федеральной, региональной, криминальной и ещё какой другой. А, главное, не имея собственного бюджета. Некоторые реально шли «на кормление» и «откаты». И попадали «под раздачу». Типа «ну не повезло». Обратите внимание. Быть мэром теперь «не круто». Они крайние и их всё время сажают. Их, как института, пока не коснулась та самая программа карьерного роста. Их средний возраст теперь выше, чем у губернаторов. Разве это не странно? К чему это ведёт? Есть два варианта развития событий. Первый: институт мэров отпадает вообще, как таковой, и появляется просто «сити-менеджер», назначаемый (ну или голосуемый) региональной властью. Тогда, всю ответственность за жизнь и проблемы регионального центра берут на себя губернатор и депутаты. Второй: мэр города избирается прямым голосованием жителей города. Тогда мы получаем с одной стороны, народного избранника, которого выбрали сами горожане, с его программой, командой, идеологий и т.д. и т. п. А с другой стороны, необходимостью выстраивать отношения (а в том числе и бюджетные) с региональной властью. Мне кажется, что т.н. «федеральный центр» так до сих пор и не определился, по какой модели ему конструировать систему власти в регионах. И это не есть хорошо. Впереди уже выборы, и не одни.


Григорий ТРОФИМЧУК
Политолог, председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей»


Власть на местах, включая, прежде всего, так называемых градоначальников, далеко не всегда чувствует настроения людей, проживающих на подотчётной им территории, полагаясь на федеральный центр. Особенно в том, что касается вопросов социально-политических, а не просто социально-экономических или социально-бытовых. И это в то время, когда угрозы в адрес Российской Федерации идут не только снаружи, но и изнутри, из регионов, которые, скажем мягко, мало подготовлены к такого рода событиям и ударам.

Но федеральный центр далеко не всегда, или не сразу, может увидеть происходящее в какой-то из частей большой России, – для этого и существует местная власть, губернаторы и мэры. Свежий пример Екатеринбурга достаточно показателен. В таком случае возникает естественный вопрос, – а для чего же, собственно, вообще нужна тогда местная власть, тем более работающая далеко не бескорыстно. Если чиновники видят проблему, но не знают, что с ней делать, то пусть тогда приглашают к себе тех специалистов из Москвы, которые в состоянии дать точную рекомендацию. К тому же большое, как сказано классиками, видится на расстоянии, в том числе и большие проблемы. Ещё раз подчеркну: сегодня регионы, территории – важнейшее место в плане безопасности и стабильности государства. Именно отсюда многие и будут пытаться расшатать российские сваи. И в этом смысле я бы не стал составлять какой-то рейтинг регионов, губернаторов, мэров, по знакомому шаблону «где тонко, там и рвётся». Порваться может где угодно, и особенно там, где никто не ждёт, в образцовых, так сказать, ведомствах. Сама по себе смена руководящего корпуса на местах практически ничего не даёт, кроме формальной отчётности о том, что где-то что-то сменилось.

Меняться должен подход к делу, а не лица чиновников. Также нет никакой особой надежды на так называемые «молодые кадры», на технократов, ведь свежий и бодрый потенциальный коррупционер может быть намного опаснее чиновника советской закваски, в котором ещё остаётся небольшая доля ответственности, вбитая советскими коммунистами на клеточный уровень. Поиск по-настоящему умных и пригодных для такой работы людей, – вот что сейчас требуется в регионах и для регионов. Но этим никто не занимается, так как это не совсем то, что связано с системой прохождения ступеней госслужбы. И всё это, отметим ещё раз, происходит на фоне усиления разного рода угроз и вызовов.





Несколько укрепил положение в «Национальном рейтинге» Максим Ряшин (Ханты-Мансийск), несмотря на то, что в начале рассматриваемого периода ещё продолжала раздаваться критика, связанная с последствиями мартовских аномальных снегопадов и функционированием местного снежного полигона.

Финансовый отчёт мэрии об исполнении бюджета был единогласно принят депутатами муниципалитета.

В Ханты-Мансийске один из самых низких по России уровень безработицы.

Эксперты положительно оценили социально-экономические результаты работы муниципальных предприятий административного центра ХМАО, которые, по словам мэра, демонстрируют их уже четвертый год подряд. Город резко выделяется по России в положительную сторону по интенсивности проводимого здесь строительства. В частности, в этом году стартует возведение сразу четырех школ. При этом эксперты оговариваются, что обеспеченность школьными учреждениями сегодня является слабым местом Ханты-Мансийска.

Ханты-Мансийск, согласно планам Минстроя РФ, должен стать «умным городом», где будут тестироваться передовые технологии.

Закрытие с подачи пожарного надзора ТЦ «Небо» потребовало оперативного вмешательства городской администрации: подобный шаг прямо нарушил интересы нескольких сотен человек.

Важным для города стало соглашение мэрии с компанией «Газпром нефть», направленное на продолжение многолетнего плодотворного сотрудничества в социальной сфере.

Завершен очередной этап прокладки оптических сетей связи в коттеджных поселках и частном секторе Ханты-Мансийска. Высокоскоростной интернет и современные цифровые сервисы теперь доступны еще для 570 семей столицы Югры.

Отношения между администрацией и думой города традиционно дружеские.

Обвинение в коррупции мэра со стороны бизнесмена, чей ТЦ администрация муниципалитета запретила эксплуатировать, большинство экспертов восприняли с недоверием.

Для Наиля Магдеева (Набережные Челны) в рассматриваемый период ситуация складывалась противоречивая. Несмотря на информацию о беспроблемном трудоустройстве горожан, потерявших работу при сворачивании компанией Ford своего производства, её уход с рынка никак нельзя назвать хорошей новостью. В то же время происшедшее позволило ещё раз обратить внимание на успешное развитие в городе ТОСЭР (территории опережающего социально-экономического развития), благодаря которой, по заявлению Наиля Магдеева, сотни уволенных людей не остались вообще без работы. Однако, по сообщениям наблюдателей, многие трудоустроенные существенно потеряли в заработках, по сравнению с «фордовскими» временами.

Раскрутка в местном медийном пространстве бывшего мэра Набережных Челнов Рафгата Алтынбаева, в качестве возможного кандидата на выборах в Госсовет Татарстана, затрагивает интересы Наиля Магдеева, продвигающего в этот орган свою креатуру.

Приближающаяся достройка важного для города Московского проспекта обострила отношения с собственниками участков, которые мэрия планирует изъять.

В очередной раз Наиль Магдеев проиграл судебную борьбу против владельцев ТЦ «Сити Молл». По сообщениям экспертов, захват строителями при возведении ТЦ прилегающего участка земли судом не был принят во внимание. Тут следует оговориться, что эксперты «Национального рейтинга», которые высказывались по данному сюжету, поддерживают позицию мэра.

По сообщениям некоторых наблюдателей горожане недовольны провальной работой муниципального транспорта в районе городского кладбища в день поминовения усопших православными.

Как профанацию самой идеи Совета по предпринимательству расценили некоторые эксперты приглашение войти в состав этого органа 13-летней девочки-блогера. Данное приглашение озвучил сам Наиль Магдеев.

При этом активное строительство, которое ведется в городе, особенно строительство и ремонт таких объектов социальной инфраструктуры, как школьные и дошкольные учреждения были высоко оценены большинством экспертом.

Вице-премьер Дмитрий Козак, хотя и высказал ряд пожеланий к властям города, очень лестно отозвался о поддержании комфортной среды в Набережных Челнах.

В итоге, несмотря на усилившийся негативный фон, Наиль Магдеев остался в «Национальном рейтинге» на прежних позициях.

Вновь укрепил свои позиции в «Национальном рейтинге» Сергей Надсадин (Сахалинская область). Одобрение получила энергичная и достаточно масштабная работа, проводимая городскими властями, в целом успешная реализация ими муниципальных программ. Не вызвал вопросов финансовый отчёт мэрии за предыдущий год.

Наиболее серьезный негатив, затронувший репутацию градоначальника, связан с пожарами, охватившими регион. При этом Сергея Надсадина, в числе прочих муниципальных руководителей Сахалина, упрекают в невнимании к профилактическим противопожарным работам. В результате, помимо порции критики губернатора, городской администрации придется оказывать помощь погорельцам нескольких СНТ. Резонанс получил конфликт вокруг городского ботанического сада, который планируют превратить в общедоступный парк. Некоторые наблюдатели усмотрели в этом желание местных бизнес-структур попросту «освоить» новые территории.

Часть экспертов продолжает утверждать, что вариант с выдвижением Сергея Надсадина на выборах губернатора (в случае если Валерий Лимаренко не сможет победить в первом туре), остается вполне актуальным. Несмотря на то, что таких экспертов не так уж много, их позиция повлияла на итоговое место Сергея Надсадина в «Национальном рейтинге». Впрочем, для начала действующий мэр намерен отстоять свою нынешнюю должность: в настоящее время проходит конкурс на её замещение. Успешно для Сергея Надсадина прошёл первый этап конкурса, — у него теперь остался только один соперник: председатель общественной организации «Наш Сахалин» Роман Веденеев. Большинство экспертов уверены в победе действующего мэра. Правы они или нет, покажет ближайшее будущее. Тем не менее, заслуживает внимание не так широко представленное мнение, что на конкурсе возможны сюрпризы. В первую очередь связанные с возможными договоренностями между нынешним врио и самим Сергеем Александровичем. Среди заинтересованных лиц, которые будут активно воздействовать на ситуацию в области, как на городском, так и на региональном уровне, называют полпреда Юрия Трутнева и нынешнего главу Приморского края (в недавнем прошлом главу Сахалинской области) Олега Кожемяко.

Несколько событий рассматриваемого периода укрепили позиции Сергея Ерёмина (Красноярск). Большое значение для города имел указ Владимира Путина о праздновании 400-летия основания города. В результате городу обеспечено дополнительное финансирование, открывающее перед муниципалитетом немалые новые возможности.

Полезное подкрепление пришло в городской автопарк в виде нескольких десятков автобусов, ранее обслуживающих Всемирную зимнюю универсиаду. Кроме того, Сбербанк оказал финансовую помощь при покупке в лизинг на льготных условиях ещё 25 автобусов.

Большинство экспертов посчитали адекватной реакцию мэра на известные екатеринбургские события вокруг постройки нового храма, хотя некоторые из них задавали вопрос, почему подобные действия предпринимаются уже после того, как гром грянул (пусть на Урале), а не предваряют развитие гражданских конфликтов?

Муниципальные власти, наконец, обратили внимание на благоустройство правобережной городской набережной, обещая при этом сохранять локальные зеленые насаждения Красноярска. Первые конкретные результаты работ в этом направлении должны стать зримыми уже через несколько месяцев.

За счёт экономии на торгах произошло увеличение количества дворовых территорий, которые будут отремонтированы в нынешнем году. Вновь отмечалась масштабная программа строительства дошкольных образовательных учреждений, в рамках которой в ближайшие три года запланировано возведение 19 детских садов. Определенный ажиотаж вызвала реклама мэром бесшовной технологии строительства: эксперты с интересом ждут её применения в городе. Делегация из Омска, которая изучала положительный опыт благоустройства и дорожного ремонта в Красноярске, явилась ещё одним фактором, подкрепившим имидж Сергея Ерёмина.

Крупным скандалом закончилось поспешное принятие в прошлом году в эксплуатацию Николаевского проспекта. Генеральный подрядчик теперь отказывается выполнять гарантийное устранение вскрывшихся дефектов и недочётов.

Также среди негативной информации поплывшая по московскому образцу брусчатка, недавно уложенная недалеко от здания мэрии и проблемы с проведением митингов по проблемам экологии. Внимание привлекло недовольство частных предпринимателей, контролирующих точки проката велосипедов, утверждающих, что мэрия незаконным образом выдавливает их из бизнеса.

Обвинение вице-мэра Андрея Короткова в превышении должностных полномочий относится к его работе на предыдущей немуниципальной должности, поэтому, по мнению экспертов, данная коллизия не очень сильно повлияла на имидж мэра.

В целом, красноярский мэр несколько улучшил положение в исследовании.

В Липецке состоялась заранее анонсированная официальная отставка мэра Сергея Иванова. Назначение на пост Евгении Уваркиной так же не явилось сюрпризом. Большинство экспертов «Национального рейтинга» пока не находят в местном политикуме для неё конкурентов, полагая, что Евгения Юрьевна в скором времени отбросит от своей должности приставку «и.о.» (выборы нового мэра депутатами горсовета состоятся уже в июне). Организованный губернатором досрочный уход Сергея Иванова вызвал у части муниципальных депутатов раздражение, но маловероятно, что большинство из них решится «в отместку» отыграться на Евгении Уваркиной. За отставку прежнего мэра проголосовало две трети состава горсовета. Теоретически оставшаяся треть депутатов, способна попортить нервы Игорю Артамонову и Евгении Уваркиной при избрании нового мэра, но не более того. На практике по ожиданиям экспертов всё должно пройти гораздо более гладко.

Первые шаги нового мэра восприняты большинством экспертов с оптимизмом. Наиболее часто упоминаются её контакты с горожанами, протестующими против многоэтажной застройки. Не будут ли они свернуты после выборов (не столько мэра, сколько губернатора), сказать сложно, но при прежнем градоначальнике, по имеющимся сообщениям, борцов с застройщиками в городской администрации вообще не замечали.

Федеральный резонанс получила история, когда Евгения Уваркина на публичных слушаниях всуе помянула граждан еврейской национальности. Несмотря на шум, поднятый СМИ, большинство экспертов «Национального рейтинга» отнеслись к данному сюжету абсолютно безразлично, считая его «антисемитскую подоплёку» высосанной из пальца. Стало очевидным, что шутить «на публику» Евгения Уваркина не очень умеет, но это не самое важное качество для мэра.

Часть экспертов полагает, что амбиции Евгении Уваркиной не ограничиваются городским уровнем: она якобы метит в кресло главы региона. При этом амбиции эти лишены серьезных оснований и лишь способны испортить её отношения с нынешним главой региона. Однако это дело будущего – сейчас Евгения Уваркина сама является абсолютно зависимой креатурой Игоря Артамонова. Поэтому самая серьезная проблема Евгении Юрьевны, это отсутствие у неё опыта муниципального управления.

Усилился негативный тренд в «Национальном рейтинге» Сергея Бердникова (Магнитогорск). Хотя новоиспеченный губернатор Алексей Текслер как-то даже поставил благоустройство Магнитогорска в пример областному центру – Челябинску, смена руководства области ослабила позиции «магнитогорского клана». Следовательно, и Сергея Бердникова. Кроме того, некоторые эксперты уверены, что врио не столько хотел похвалить Магнитогорск, сколько высказать недовольство челябинскими властями.

После снятия с должности и возвращения в город вице-губернатора Евгения Тефтелева, многие вспомнили поговорку «два медведя в одной берлоге». Произойдёт ли между этими «медведями» столкновение, сказать сложно, но объективно наличие под боком Евгения Тефтелева, который прежде сам возглавлял и Магнитогорск, и Челябинск, очень неудобно для Сергея Бердникова.

Информация о штрафных начислениях за коммунальные услуги для жильцов дома, пострадавшего от взрыва, оказалась ложной. Мэру пришлось выступать с её опровержением. Вне зависимости от этого, негатив, связанный с указанным домом, в той или иной форме продолжает периодически всплывать в СМИ.

Отсутствие зеленых зон в районах новой застройки – отдельная больная тема для Магнитогорска. По сообщениям некоторых экспертов, в этом смысле он, пожалуй, даже уступает в целом более неблагополучному Челябинску. Возможно, реализация широко разрекламированного проекта «Притяжение» (комплексное развитие территории бывшего тепличного хозяйства) изменит неблагоприятный в этом плане имидж города.

В то же время эксперты отмечают в целом нормальную работу местных коммунальных служб (за исключением уборки города), стабильные отношения действующего мэра с депутатами муниципалитета и особенно активные дорожные работы, проводимые сегодня в Магнитогорске. Городской бюджет имеет ярко выраженную социальную направленность, его доходная часть выросла. Отмечается так же внушительный общий экономический рост и некоторое увеличение уровня зарплат. Среди позитивной информации — работы по созданию трёх дошкольных учреждений и внимание, которое уделяет мэр оборудованию автостоянок рядом со школами и медучреждениями.

Неожиданные перспективы перед Магнитогорском открыло заявление Алексея Текслера, предложившего существенно увеличить долю земельного налога, которая будет пополнять муниципальные бюджеты.

Позитивная информация такого рода существенно смягчила ухудшение позиций Сергея Бердникова в «Национальном рейтинге».

Оценки Олега Гуменюка (Владивосток) в рассматриваемый период носили противоречивый характер. Одним из ключевых факторов, укрепивших позиции мэра в «Национальном рейтинге», явилось решение Владимира Путина о строительстве нового моста на остров Русский. Личная заслуга в этом событии Олега Гуменюка отсутствует или, во всяком случае, малозаметна. Тем не менее, реализация данного проекта явится стратегическим фактором для Владивостока и будет воздействовать на все стороны жизни муниципалитета. Помимо этого в городе пройдёт реконструкция важного путепровода, а остров Елены после комплексной застройки превратится в «маленький Гонконг».

С 5 апреля Олег Владимирович находится на своёй должности уже без приставки «и.о.», что для него так же явилось позитивным событием. Впрочем, большинство экспертов были заранее уверены в таком исходе.

Отношение Олега Гуменюка с главой региона абсолютно понятны: он является постоянным членом команды Олега Кожемяко, при этом демонстративно аполитичным. Эксперты сообщают, что даже те представительские мероприятия, на которых мэр по своему статусу должен был бы присутствовать, глава региона проводит без него.

Продолжается поступление в город федеральных инвестиций. Среди реализуемых программ эксперты часто выделяют «1000 дворов» — работы по благоустройству городских территорий. Поддерживают имидж мэра акции по массовой высадке деревьев. Снос киосков на Спортивной набережной затронул интересы части жителей, но большинство наблюдателей в данном случае оказались на стороне мэра.

Ставится мэру в вину то, что он избран не общим голосованием жителей и недавний конкурс прошел в отсутствие серьезных конкурентов. Оговорка мэра, отправившего в своей речи выпускников одной из школ «в последний путь» поставила чиновника в неудобное положение.

Наиболее сильно эксперты критикуют продолжающуюся в городе пресловутую точечную застройку. Сообщается о вырубках под новое строительство леса, расположенного на землях Академгородка. При этом мэр, по мнению многих наблюдателей, вступает в конфликт с жителями, перманентно поддерживая застройщиков.

На упомянутом уже выше острове Русском начаты работы по асфальтированию дорог, (что хорошо), которые, однако, якобы не ведут к значимым поселениям.

Общий баланс экспертных мнений рассматриваемого периода в «Национальном рейтинге» сложился в пользу Олега Гуменюка.

Начиная с лета прошлого года, Юрий Гришан (Магадан) постоянно ухудшал свои показатели в «Национальном рейтинге». В рассматриваемый период негативный тренд Юрия Гришана был прерван.

После того, как губернатором стал Сергей Носов, доминировало мнение о предстоящих трениях между мэром, который якобы сам планировал возглавить регион, и новым главой. Кроме того, эксперты ожидали, что в скором времени губернатор попытается заменить руководителя Магадана. Согласно многим сообщениям упомянутые трения имеют место быть. В то же время со скорой отставкой Юрия Гришана, похоже, большинство экспертов поторопилось. Проходит месяц за месяцем, а мэр продолжает занимать своё кресло. Более того, на фоне некоторого ослабления позиций Сергея Носова, он стал одной из центральных фигур подспудно образующейся антигубернаторской фронды. Во всяком случае, подобная оценка ситуации достаточно широко распространена среди экспертов. Местные реалии при этом во многом благоприятствуют Юрию Гришану.

Волей-неволей руководство региона проводит раздражающую многих реорганизацию медицины. В этом случае Юрий Гришан получил немало баллов, резко выступая против данного курса. По сообщениям экспертов, персонально губернатора он в данном случае не критиковал, но не секрет, что именно Сергей Носов на уровне региона явился главным лоббистом реорганизации. При этом многие эксперты вполне согласны с аргументацией, которую приводит Юрий Гришан. Вполне резонными представляются претензии мэра к региональному оператору по вывозу ТБО. Резонанс получила и атака градоначальником регионального Минтранса, сократившего объемы финансирования дорожного ремонта в Магадане. В данном случае позиция Юрия Гришана, по оценкам экспертов, не столь выигрышна, однако показательна его готовность выносить подобные конфликты в публичное пространство. Делает ли это он от силы или от слабости, «нервничая и хватаясь за соломинку», покажут ближайшие месяцы.


Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх