На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 145 подписчиков

Свежие комментарии

Как беглые русские крепостные составили элитную часть китайской императорской гвардии

«Китай – единое многонациональное государство, на территории которого проживают представители пятидесяти шести национальностей. Среди них люди русской национальности являют собой изумительный цветок в саду национальностей нашей страны, — написала газета «Жэньминь Жибао» 14 апреля 2006 года. — Русские умеют петь и танцевать, характер у них тёплый и сердечный… У русской национальности имеется свой язык и письменность, но в общении русские говорят по-китайски и пишут на китайском языке».


Одна из русских деревень в современном Китае, провинция Аньхой

Казаки на Амуре

Как появились русские китайцы?

В середине XVII века русские казаки проникли в долину реки Амура. Это вызвало столкновения с маньчжурами, которые тогда завоевали Китай. Амур протекал по исконной территории маньчжуров. Кульминацией этой сорокалетней борьбы стала двухлетняя осада китайцами и маньчжурами Албазина – русского города на Амуре. После окончательной сдачи Албазина в 1686 году был подписан Нерчинский мирный договор в 1689 году. Но не все пленные русские согласились вернуться из Китая в Россию



Сдача Албазина на картине современного китайского художника

Дело в том, что значительную массу казаков, шедших осваивать Сибирь, составляли беглые крепостные крестьяне, а то и вовсе скрывавшиеся уголовные преступники. На дальневосточной окраине мало кто обращал внимание на их происхождение. Но и любить Российское государство большинству из них было не за что.

Вынужденная эмиграция

Во время первого взятия Албазина в 1685 году больше ста казаков сдалось в плен. Их привезли в Китай. Тогдашний император, носивший маньчжурское имя Айсиньгёро Суанье, правил под китайским девизом Канси, что означало «Лучезарное процветание». Император пытался воплотить слова в дела, и это ему удавалось. Его более чем шестидесятилетнее (1661-1722) правление вошло в историю как золотой век империи Цин. Император Канси стремился сблизить разные национальности, населяющие Китай.

Канси предложил русским казакам вступить в его личную императорскую гвардию, составив в ней особую часть. Большинство казаков на родине могли ожидать только плети, дыба, застенок, кандалы и плаха, поэтому они согласились. Только двенадцать человек не пожелали служить «нехристю», и были отпущены назад, в Россию. Остальные образовали в составе императорской гвардии Русскую сотню, которой было дано знамя – «жёлтое с каймой».

Русская сотня на службе китайского императора

Сотня «жёлтого знамени с каймой» была при Канси привилегированной частью императорской гвардии. Её члены получали хорошее жалованье, регулярные подарки от императора, пользовались другими привилегиями. Вот только русских женщин в Китае не было. Казаки поженились на китаянках, и их потомки внешне совершенно окитаились. Превратились бы они в китайцев и по языку, и по всем обычаям, но тут на помощь пришла Русская церковь.


Реконструкция Русской духовной миссии в Пекине

Пётр Великий после Полтавской победы обратил свой взор на Азию. В 1716 году с дозволения Канси в Пекине была учреждена Русская духовная миссия. Она и взяла на себя задачу духовного окормления потомков албазинцев. Так в Пекине образовалась колония двуязычных русско-китайских православных людей с совершенно китайской внешностью.

Судьба потомков албазинцев

С течением времени потомки албазинцев совсем были освобождены от военной службы, сохранив при этом все привилегии. Такой «полный пенсион» от императорской династии Цин медленно развращал русских китайцев. Многие пристрастились к опиуму. Если бы не деятельность Русской духовной миссии, поддерживавшей моральный облик албазинцев, все они бы с течением времени полностью размылись бы в китайской среде. Православие помогло им сохранить свою идентичность.


Русская православная миссия в Пекине, фото 1874 года

Связь с Русской духовной миссией привела к тому, что во время Боксёрского восстания 1900 года, направленного против всех иностранцев, большинство албазинцев во главе с Митрофаном Цзи Чуном было вырезано китайцами. После успокоения в Пекине на территории Русской духовной миссии был воздвигнут храм во имя этих святых мучеников. В 1956 году по требованию посла СССР в КНР Павла Юдина храм был сровнён с землёй.

В последующие годы русские китайцы ассимилировались усилиями маоистского руководства. Лишь в 1980-е годы власти КНР начали проводить иную политику, направленную на поддержание нацменьшинств. Сейчас в Китае проживает около 200 «русских» — потомков албазинцев от смешанных браков с китаянками. Многие из них сохраняют православную веру, но храм им так и не разрешают построить

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх