На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Вопросы практического марксизма в ХХI веке.

Меня лично всегда напрягала почти детская наивность Карла Маркса в вопросах  истории государственного строительства. Вот, почесал бородищу и выдал "на горА", что всё развитие человеческого общества зависит от развития производительных сил и кому принадлежат средства производства. И вот как только частная собственность на средства производства сгинет, так сразу и откроется портал в Светлое Будущее. И точка. Внимать и не сомневаться!

На самом деле, тысячелетиями существовали весьма даже разные цивилизационные типы обществ, совершенно не укладывающихся в   схемы старика Генриховича.



Просто приведу примеры.

Для дальневосточной политической культуры были характерны бюрократические общества-государства. В Империях Цинь и Хань, (Китай) с III в до н.э. все средства производства принадлежали государству. Иерархия элитных групп (управленцы) формировалась на служебной основе - места человека в системе чиновных рангов. Учись, сдавай экзамены и продвигайся по служебной лестнице. Как видим, никакого частного владения средствами производства. Практически, чистый социализм по Марксу.

Были и теократические государства. Средства производства принадлежали государству. Власть принадлежала жрецам - обладателям сакральных знаний Единственно Верного Учения (таковых и до Маркса было пруд пруди). Всякие миллионщики- торгаши-олигархи приравнивались к простолюдинам и реальной властью не обладали от слова "совсем".

В раннем корейском государстве Силла им, называемым "тупхум", весьма детально регламентировались все черты быта. Размеры и материал жилища. Цвет, материал одежды. Даже материал кухонной посуды и марка жоповозки - строго по статусу.   Госплан нервно курит в сторонке. Мечта современных левых. Но, заметьте, все это счастье - более 2-х тыс. лет назад… Практически ранний социализм по Марксу.

Я могу ещё рассказать о чисто феодальных, по Марксу, государствах Месопотамии, существовавших 5 тыс. лет назад. Но не хочу расстраивать скорбящую по марксизму аудиторию.

Ах да! Чуть не забыл! К ликвидации госсобственности должна обязательно прилагаться диктатура пролетариата! Ну что ж, Владимир Ильич, как послушный и последовательный марксист, в 1917 её приложил - в полном соответствии с марксистской теорией,  конкретизированной им в работе "Государство и революция", которая на три четверти состоит цитат отцов-основоположников:

"Слова Энгельса об "отмирании" государства пользуются такой широкой известностью, они так часто цитируются, так рельефно показывают, в чем состоит соль обычной подделки марксизма под оппортунизм, что на них необходимо подробно остановиться. Приведем все рассуждение, из которого они взяты:

"Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он уничтожает все классовые различия и классовые противоположности, а вместе с тем и государство как государство."

То есть в теории всё было просто и понятно:

"В чём именно состояла эта «определённая» форма пролетарской, социалистической республики? Каково было государство, которое она начала создавать?

«…Первым декретом Коммуны было уничтожение постоянного войска и замена его вооружённым народом…»

Это требование стоит теперь в программах всех, желающих называться социалистическими, партий." (Ленин. Государство и революция. Глава "Чем заменить разбитую государственную машину?")

Ну а про то, как это получилось на практике, я уже писал ранее, но чтобы не плодить ссылки, повторюсь:

"Ближайшей и важнейшей задачей Советов, выполнение которой единственно гарантирует победу над всеми силами контр-революции и дальнейшее развитие и углубление революции, партия считает всеобщее вооружение народа и, в частности, немедленное создание рабочей красной гвардии во всей стране."

(из резолюции Бюро ЦК РСДРП(б), 26 марта 1917 г)

Как видите, всё строго в соответствии с марксистской теорией и работами Ильича, где №1 - "Государство и революция".

Красная гвардия на первомайской демонстрации

А потом началась практика, которая, как известно - критерий истины. И вот результаты этого практического эксперимента:

"Во время вооружённого захвата Зимнего дворца большинство красногвардейцев проявило себя пассивно. Несмотря на то, что общий численный состав отрядов Красной Гвардии составлял  50 тысяч бойцов, на взятие дворца выступило не более 3,2 тысяч при общей численности штурмующих 11 тысяч человек" (это вспоминает Мельгунов)

А вот что пишет об этом уже наш современник - кандидат исторических наук А. И. Фурсов:

"Социальную базу красногвардейцев составили освобождённые в массовом порядке из мест заключения бандиты и разного рода преступные элементы, которые терроризировали население, пользуясь своим положением и неограниченными полномочиями органов революционного террора, маскируясь под восставших пролетариев:

«Они на самом деле получили безграничное право грабить и убивать», — утверждает учёный, добавляя к этому, что поскольку централизованный контроль над действиями красногвардейцев из Петрограда стал невозможен, в качестве ответной меры начали создаваться собственно советские регулярные войска (в итоге отлившиеся в Красную армию) и боевые отряды ЧК, первые предназначались для отсева подозрительного элемента с одновременным его разоружением и отбора пригодных для прохождения дальнейшей строевой службы лиц в части регулярного типа, вторые отвечали за ликвидацию красногвардейских формирований, отказавшихся добровольно интегрироваться в регулярную армию или разоружаться, либо уклоняющихся от этого под различными предлогами.

Если сначала эти мероприятия проводились подспудно, то в марте 1918 года красногвардейцы были официально объявлены вне закона. Основная масса, тех, кто не пожелал разоружаться, покинули Петроград, сначала переместившись в предместья, а затем стали рассредотачиваться по стране. К сентябрю 1918 года Красная гвардия была большей частью уничтожена или разогнана правительственными силами, сохранилось несколько отрядов, разбойничавших на периферии страны до 1919 года. Борьбу против Красной гвардии советская историография именовала «подавлением кулацких мятежей», поскольку иначе мог быть поставлен под вопрос пролетарский характер революции (по всему выходило, что главной ударной силой революции были не рабочие, а бандиты, — признать это было немыслимо в советское время, поэтому был придуман миф о кулацких мятежах, якобы имевших место в 1917—1918 гг.)"

Впрочем, слепое превращение марксистской теории в повседневную практику встречало, мягко говоря, неодобрение и среди профессиональных революционеров. Георгий Исецкий записал  слова Красина в конце 1917 года:

"Ставка на немедленный социализм — утопия, доведенная до Геркулесовых столпов глупости! Нет, ты подумай только, они все с ума сошли с Лениным вместе! Забыто все, что проповедовали социал-демократы, забыты законы естественной эволюции, забыты все наши нападки и предостережения от попыток творить социалистические эксперименты в современных условиях, наши указания об опасности их для народа, всё, всё забыто! Людьми овладело форменное безумие: ломают всё, всё реквизируют, а товары гниют, промышленность останавливается […] А Ленин... да, впрочем, ты увидишь его: он стал совсем невменяем, это один сплошной бред! И это ставка не только на социализм в России, нет, но и на мировую революцию под тем же углом социализма! Ну, остальные, которые около него, ходят перед ним на задних лапках, слова поперек не смеют сказать, и, в сущности, мы дожили до самого форменного самодержавия".

Красин поминал с помощью обсценной лексики не только государственное строительство, но и практику передачи в управление национализированных предприятий под управление фабрично-заводских комитетов. 14 ноября «Положение о рабочем контроле» (известное также как Декрет о рабочем контроле) было принято ВЦИК, и привело к крайне любопытным последствиям, о которых писал самый марксистский писатель Горький уже в декабре 1917 г.:

«Есть заводы, на которых рабочие начинают растаскивать и продавать медные части машин… Я знаю, что есть и явления другого порядка: например, на одном заводе рабочие выкупили материал для работ, употребив на это свой заработок»

Но в целом результат хозяйствования рабочих завкомов был таковым, что что большевики самостоятельно, без всякого давления буржуазии, весной 1918 г. принялись сворачивать производственную демократию. Просуществовала она всего полгода, но даже этого времени оказалось достаточно, чтобы промышленность легла. 14 апреля Президиум ВСНХ решил строить организацию машиностроения «как единое государственное предприятие». Поскольку не хватает компетентных специалистов для всех предприятий, предполагалось централизовать промышленность настолько, чтобы небольшое количество опытных топ-менеджеров могли отдавать приказы нижестоящим управленцам. Власть рабочих, таким образом, заменялась властью технократии...

Этот исторический экскурс был предпринят исключительно ради того, чтобы задать абсолютно злободневные вопросы:

1. Что из всего перечисленного Марксом и Лениным в сфере государственного строительства остаётся актуальным в ХХI веке?

2. Является ли описанная практика государственного строительства поводом для ревизии маркиза -ленинизма в части   диктатуры пролетариата? Или всё описанное верно  и ничего менять не надо - надо просто скрупулёзно повторять?

3. Каким может быть пошаговый сценарий реализации идей Маркса и Ленина сегодня? Кому и на каких условиях будут передаваться в управление национализированные средства производства? Как будет выглядеть диктатура пролетариата?

P.S. Пожелание современным марксистам:

Хотя бы попробуйте начать диалог не с оскорблений.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх