![](https://r5.mt.ru/r30/photoBBCB/20497241151-0/jpg/bp.jpeg)
Алтарь пяти божков в Ханькоу
Теперь к особенностям китайского мировоззрения прибавилось ещё и одушевление, а иногда и обожествление виртуальных объектов.
Вопрос о том, во что верят китайцы, не имеет однозначного ответа, поскольку, от китайца никто не требует безусловной приверженности единственной вере, и один человек может быть приверженцем сразу несколько вероисповеданий: он может быть одновременно и буддистом, и конфуцианцем, и православным. Правда, православных в Китае не так уж много – в начале ХХ века почти всех православных китайцев перебили участники Ихэтауньского восстания. Несмотря на это, вскоре после убийства всех 222 членов харбинской православной китайской общины возникла целая секта, поклоняющаяся Чан Женю – вокзальному человеку. Этим вокзальным человеком был не кто иной, как Николай Чудотворец, образ которого висел над входом на одну из железнодорожных станций КВЖД.
![](https://r.mt.ru/r30/photo7C4F/20720314000-0/jpg/bp.jpeg)
Православные китайские новомученики, убитые Ихэтуанями
![](https://r3.mt.ru/r30/photo67AC/20943386849-0/jpg/bp.jpeg)
Никольский собор в довоенном Харбине
Эта вера возникла после того, как некий Цзя Xo, переходя весенней порой речку Сунгари, провалился под лёд. Звал он на помощь поочерёдно всех духов, имена которых всплывали у него в голове, но никто из знакомых ему сверхъестественных существ, не помог ему выбраться из проруби. В конце концов, китаец, призвал на помощь Чан Женя и тут же выбрался на лёд Сургари. Благополучно дойдя до берега, мокрый Цзя Хо рассказал об этом событии друзьям и соседям, и с тех самых пор секта поклонников Вокзального Человека разрослась до десятков тысяч последователей.
Отношения к божествам у китайцев всегда было чисто утилитарным. Богам давали государственные чины, правительственные награды, но иногда подвергали опале и наказаниям. Например, однажды, из-за разыгравшейся непогоды китайский император Цинь Шихуан долго не мог переправиться через Янцзы. Узрев в этом козни местного божества, обитавшего в расположенной поблизости горе Сяншань, он в ярости повелел наказать непочтительное божество – три тысячи преступников вырубили деревья на горе, чтобы, оголив ее, опозорить божество.
Традиционно считается, что китайцы исповедуют три религии – даосизм, буддизм и конфуцианство. При этом учёные сомневаются в правильности применения термина «религия» к к этим вероучениям и пользуются терминами «духовные практики», «системы правил» и «философские школы», и вопрос о том, что в Китае считать религией и что считать религиозным, является предметом для обсуждений. Тем не менее, именно конфуцианство было и фактически остаётся официальной доктриной государства. Главной целью конфуцианства — учения, возникшего ещё в V веке до н.э., является стремление засорить народу мозги иллюзорными представлениями о том, что мудрецы создали институт государства ради защиты интересов каждого гражданина и потому чиновники являются не захребетниками, а отцами народа, которые заботливо пекутся о его благе.
Однако мировоззрение среднестатистического китайца состоит из пёстрой смеси многочисленных суеверий. Эта пёстрая смесь называется 神教, Shenjiao, Шэньцзяо, или, по-русски, Шэнизм.
Этот самый шэнизм включает в себя веру в энергию Ци, фэншуй, янь и инь, а также веру в 10 животных Байдуя.
Байдуй (Baidu (кит. 百度) это отнюдь не китайский бог. Однако для современных китайцев он больше, чем обычное божество – это китайский триединый аналог и Яндекса, и Википедии, и Одноклассников в одном узкоглазом лице. Само же название Байдуя переводится как сто в сотой степени, что соответствует переводу на нормальный язык слова «googol», от которого, кстати, произошло и слово «google».
![](https://r.mt.ru/r30/photoB0C3/20166459698-0/jpg/bp.jpeg)
Мистическое мышление и одушевление предметов неживой природы были характерны для китайцев во все времена. Экзотические суеверия и мистические спекуляции пронизывали все сферы как личной, так, зачастую и общественной жизни, саму официальную идеологию. Согласно возникшим в древности представлениям, бытие мира определялось борьбой и взаимодействием двух космических сил — инь и ян, первая из которых соотносилась с женским, вторая — с мужским началом. Характеристиками инь считались мрак, холод, влага, пассивность, смерть и т. п., ян же приписывалось все противоположное. В борьбе и взаимном проникновении этих универсальных мировых начал видели основу гармонии во Вселенной и даже обществе. В соответствии со сложившимися позднее философско-спекулятивными воззрениями, император, личности которого приписывалось сверхъестественное значение, рассматривался в качестве одного из высших воплощений принципа ян. Его космическим эквивалентом служило солнце. Императрица наряду с луной, составляющей оппозицию солнцу, считалась персонификацией женского начала инь. До Синьхайской революции 1911 года в Китае была распространена уверенность в том, что регулярность и правильность половых сношений между императором и его супругой имеют вселенское значение и служат залогом нормального функционирования космоса и благоденствия страны.
Теперь к этим особенностям китайского мировоззрения прибавилось ещё и одушевление, а иногда и обожествление виртуальных объектов. Так, в чайна-нете уже появились виртуальные секты поклонников Странствующего Кота, Травяной Лошади и Поющего Полевого Гуся, в имени которого зашифрован гнойный вагинит.
Источник
Свежие комментарии