ЖеЖ

50 131 подписчик

Свежие комментарии

Битва за водку

Водка

31 января отмечают день рождения русской водки, эту дату прурочили к защите Дмитрием Ивановичем Менделеевым своей знаменитой докторской диссертации «О соединении спирта с водою», над которой работал в 1863—64 годах.



Но разговор пойдет о защите Русской водки как бренда на мировом рынке.


В 1972 компания году компания «Пепси-кола» пришла на советский рынок, заключив с «Союзплодоимпорт» соглашение о строительстве первого завода компании в Новороссийске по производству газированного напитка Пепси-кола, в обмен на поставки в Америку водки «Столичная». Так как соглашение предполагало зачёт в пользу компании «Пепси-кола» валютных доходов от продажи «Столичной», она была заинтересована в продвижении «Столичной» водки на территории США. Была проведена широкомасштабная, и весьма успешная рекламная компания, которая внедрила в сознание американцев, что русская водка — это некий признак избранности, элиты, что это модно, продажи водки резко выросли.
Увеличение узнаваемости бренда водка в США существенно увеличил объём данного рынка, что привлекло европейских производителей водок: «Пьер Смирнофф», «Эристов», «Кеглевич» и других, которые не были заинтересоваы во вложении средств в рекламную кампанию, но после такого успеха решили продвинуть свои продукты на новом рынке. Для полного захвата рынка рынка в Международный арбитражный суд было направлено требование запретить использование бренда «водка» для «Столичной» и вообще, любой алкогольной продукции из СССР. Иск обосновывался тем, что в СССР официально производство водки началось после декрета ЦИК и СНК СССР от 26 августа 1923 года, в то время как в Европе это произошло раньше, а именно в 1918—1921 годах, — в те годы возобновили производство предприятия основанные русскими фабрикантами.

Иск был воспринят в СССР с некоторым недоумением, так как в представлении советского обывателя, было очевидным, что водка — продукт исконно русский. Советской стороной была выбрана линия защиты, согласно которой постановление ЦИК и СНК СССР от 26 августа 1923 года разрешало производство водки, которое было ранее запрещено Советским правительством в декабре 1917 года. Таким образом СССР постановило продолжить производство водки, которое было ограничено государством-предшественником, которое, в свою очередь, фактически продлило запрет правительством царской России, ограничивающее производство и продажу водки на время Первой мировой войны. В соответствии с этой линией, никакого приоритета у фабрикантов-беженцев не было, это они являлись вторичным производством. Аргументы этой линии защиты были признаны и иск был остановлен без удовлетворения. В то же время Международный арбитражный суд постановил, что страны, которые претендуют на исключительное право на бренд «водка», должны доказать, что производство водки впервые было начато именно на их территории. Это было основано на прецеденте таких брендов как «коньяк», «виски», «шнапс» и других, для которых было точно известно место и время начала производства. Международный арбитражный суд не счёл возможным сделать исключение и в этом случае, основываясь на интуитивности понятия того, что водка — русский продукт.

В 1978 году Польская народная республика обратилась в международной арбитражный суд с исковым требованием о признании за ней исключительного права на бренд «водка». Основанием исковых требований было то, что на бывших территориях Королевства Польского и других территорий, в ходивших полностью или частично в состав республики, водка производилась раньше, чем её стали делать в Московии, а именно — в 1540 году. Это подтверждалось некоторыми историческими документами, которые прилагались к иску. Предлагалось признать исключительное право Польши продавать и рекламировать на внешних рынках под именем «водка» свой товар, а именно, — «Водку выборову» («Wodka wyborowa»). Все другие производители, в таком случае, были бы вынуждены искать другое название для своей продукции.

В Министерстве внешней торговли иск правительства Польской республики был воспринят как недоразумение — инициатива мелких чиновников, которые не осознавали, что такая конкуренция ослабляет соцлагерь. Попытки доарбитражного урегулирования потерпели неудачу, так как официальная позиция Польши была такова: есть мировой рынок, который имеет свои законы, которым подчиняются все его участники и интересы соцлагеря тут ни причём, если советская сторона сможет доказать приоритет, никаких претензий Польская республика предъявлять не будет.

В Министерстве внешней торговли было решено найти исторические документы, на которые бы опиралась позиция советской стороны в арбитраже. Однако, по истечении трёх месяцев, не было найдено каких-либо доказательств приоритета производства водки в России. В царской России этот вопрос не поднимался, так как во время существования патентов, Польша входила в состав Империи. Обращения в Институт истории Академии наук СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт продуктов брожения Главспирта Минпищепрома СССР ничего не дали, институты отказывались исследовать вопрос в связи с отсутствием узких специалистов по данному вопросу.

Было принято нестандартное решение, — решили обратиться к Вильяму Похлёбкину, котрый был известен как первоклассный специалист в области истории кулинарии, однако славился также как очень желчный, прямой и неуживчивый человек. Министр внешней торговли (Патоличев Николай Семёнович) не мог встретиться с Похлёбкиным несколько раз (он игнорировал приглашения). В третий раз Похлёбкина привезли в министерство с курьером, и между ним и министром, по словам Артура Таболова состоялся разговор, в котором министр требовал доказательств, что водку изобрели и впервые начали делать русские, Похлёбкин решил отказаться, так как не хотел подгонять результат исследования под требуемое решение, но согласился, только после заверений, что его исследование будет независимым, и давления со стороны министерства не будет, и будет признан такой результат, который будет соответствовать истине, вне зависимости от приоритета изобретения.

Через три с половиной месяца Вильям Похлёбкин предоставил рукопись, из которой следовало, что в Польше водка начала производиться даже ранее первоначально заявленной даты — около 1505—1510 годов, однако, на Руси водку производили начиная с 1431—1448 годов. Данный труд лёг в основу линии защиты в судебном процессе, и, в 1982-ом году, по решению Международного арбитражного суда, был окончательно признан приоритет производства водки в России. За водкой из СССР закрепился слоган:
«Только водка из России есть настоящая русская водка»

Спасибо bibaliy17 
Водка

Картина дня

наверх