На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Что могло быть военно-стратегической задачей Батыя в его западном походе на католическую Европу?



Что могло быть военно-стратегической задачей Батыя в его западном походе на католическую Европу? Если бы не случилось смерти хана в Карокоруме и не пришлось останавливаться, немного не дойдя до Италии.

Сам замысел военной компании через столько лет разгадать почти не возможно. Но можно предположить по аналогиям какие-то моменты замысла стратегического.

1. Монголы сконцентрировались на ударе по Папской части католического мира. Немецкая империя оставалась в стороне. То есть основной удар пришелся бы на Рим, Венецию и Геную.


Это означало усиление позиций монголов на Ближнем Востоке и относительно Константинополя. Крестоносцы там оказались бы отсечены от основных потоков возможной помощи из Европы.

То есть следующее слабое место католического мира - Константинополь падало в руки монголов и, возможно, покорившихся им православных.

Папы лишались основ своей политической силы.

2. Богатства, владения, флот Венеции и Генуи. В похожей ситуации чуть ранее торговый Великий Новгород монголам покорился без боя. Во время похода монголов, который пришлось остановить, решался бы вопрос: поступят ли эти торговые республики, как Новгород и тем самым найдут себе место в монгольском мире. Это и произошло по сути чуть позднее.

Или они будут выбиты с торговли на Средиземном и Черном морях конкурентами, которые под монголов пойдут. Кто мог претендовать на роль такого конкурента? Греки бывшей Византийской империи.

3. Вспомогательную роль играло большое прусское восстание, начавшееся язычниками тогда же против крестоносцев. Поражение Пап влекло за собою свертывание крестоносной активности и в Прибалтике. В пользу язычников и попавших под власть монголов русских православных. Основной бонус получал Александр Невский.

4. Война против остальной части католической Европы и необходимая война в сторону Константинополя для закрепления достигнутого в Италии успеха, требовала от монголов совершить стандартный для кочевых завоевателей Европы шаг: создать базу в степной Паннонии и по нижнему Дунаю.

Монголы в итоге такую базу и создали, но в основном по нижнему Дунаю. Паннония осталась Венгрией. В случае успеха монголов в Италии средний и нижний Дунай стали бы аналогом Аварского каганата и степей Азербайджана. Отсюда была бы развернута затяжная война против оставшейся католической Европы.

Напоминает затяжную войну монголов против китайской Сун и против исламского мира. Тоже создавались степные плацдармы, с которых шла затяжная война. Да и против Руси и Булгарии тоже сначала был создан плацдарм в степях примерно сегодняшнего Донбасса.

Такая затяжная война лишила бы Венецию и Геную, если бы те не ушли под монголов, не только свободы плавания в Средиземном и Черном морях. Но и - поступлений благородных металлов из основной части работавших тогда в Европе мест их добычи. Эти места оказались бы театрами боевых действий.

Строго говоря, монголы хотя и не взяли Италию, но стратегических целей войны против католического мира достигли. Католический мир в целом принял правила игры, навязанные ему монголами:
- Венеция и Генуя играли в пользу Золотой орды, стали ответвлением на западном отрезке Великого шелкового пути,
- Папы искали дружбы с монголами и даже более того,
- тамплиеры приняли участие в натиске монголов на мусульман
- балтские язычники создали государственность, временами очень успешно давившую не крестоносцев в Прибалтике
- и т.д.

Просто это было сложное католическое отступление перед монголами. В рамках монгольской империи то же самое было бы просто очевиднее и сильнее.

То есть предположительно выходит так: основная неудача монгольского движения на Европу - недолгий контроль над степями Венгрии. Там решилась судьба католического мира. А судьба контроля над этими степями решалась не во время западного похода Батыя, а - немного позднее.


Юрий Шевцов


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх