На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Была ли Февральская революция стихийным восстанием народных масс?



Февральская революция 1917 года считается стихийным восстанием народных масс. Однако, на самом деле, она была организована искусственно, благодаря "чёрному пиару".

Выступления народа в Петрограде начались по причине того, что несколько дней по карточкам не выдавали хлеба - так называемые "хлебные бунты". За всю войну перебоев с хлебом не случалось, и как удивлялся командующий Петроградским военным округом генерал Хабалов, "в городе запасов ещё на 2 недели". Другой генерал, Глобачёв, отмечал - "Ежедневно в Петроград доставлялось множество вагонов с мукой. Таким образом, слухи о надвигающемся голоде и отсутствии хлеба были провокационными — с целью вызвать крупные волнения и беспорядки, что в действительности и удалось".


По мнению некоторых историков, главная роль в организации "хлебной блокады" принадлежит чиновнику Министерства путей сообщения Юрию Ломоносову, по просьбе большевиков заблокировавшему "хлебные поезда". Ему в этом помогал инженер-путеец Александр Бубликов. Всё прошло, как по маслу - поезда с зерном задержали на неделю на запасных путях, распустили в нужных местах слухи, хлеб в столицу не поступил. В этом обвинили непопулярного царя, и сотни тысяч людей вышли на улицы с лозунгами "Долой самодержавие!".

Дальнейшее известно.

У Ломоносова потом карьера при большевиках сложилась. Так, ему поручили за золото купить в США в 1919 году паровозы, так вот золото он продал за копейки, а паровозы купил по бешеной цене - очень талантливый бизнесмен, короче. После этого его передумали назначать наркомом путей сообщения. В 1927 году, находясь в командировке в Британии, Ломоносов попросил политического убежища. Умер в 1952 году в Канаде.

Революционный инженер Бубликов, 8 марта 1917 года лично арестовавший императора Николая II, в сентябре того же года разочаровался в революции - бежал во Францию, а затем в США. То-то радовался парень потом, что успел смотаться перед большевиками. Скончался он в 1941 году в Нью-Йорке.

Ну и так, по мелочи. Первый военнослужащий, перешедший со своей частью на сторону Февральской революции (для этого он застрелил своего капитана), унтер-офицер Тимофей Кирпичников, награждённый от Временного правительства Георгиевским крестом, в ноябре 1917 года попытался поднять солдат на восстание против большевиков. Это ему не удалось, и он сбежал на Дон, где предложил свои услуги формировавшимся отрядам белой гвардии - объяснив, что он тот самый "борец за свободу народа". Кирпичникова тут же расстреляли, бросив тело в придорожной канаве.

В общем, цели были благие, но как-то некрасиво получилось.
George Zotov
Ломоносов, Юрий Владимирович

Юрий Владимирович Ломоносов (24 апреля 1876, Гжатск — 19 ноября 1952, Монреаль) — русский инженер-железнодорожник, изобретатель первых в мире тепловозов Ээл2 (Юэ001), Эмх3 (Юм005). Социал-демократ, состоявший в Боевой технической группе при ЦК РСДРП. Во время в Февральской революции обеспечил остановку царского поезда на станции Дно, повлекшую отречение Николая II. Советский государственный деятель, сотрудник Бюро Мартенса в Нью-Йорке, уполномоченный Советом народных комиссаров по железнодорожным заказам за границей. Профессор Киевского Политехнического Института (1901, ушел в 1907 году), доктор философии в Берлинской технической высшей школе (1926). Невозвращенец.

Карьера железнодорожника Править

Родился в небогатой дворянской семье в Гжатске Смоленской губернии. Отец — мировой судья Владимир Григорьевич Ломоносов, мать — Мария Федоровна Пегелау. Детство провёл в родовых имениях в Сычёвском уезде. Воспитывался в 1-м московском кадетском корпусе с 1887 года, который блестяще закончил и, наперекор родственникам, в 1893 году поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Окончил его в 1898 году, проявив незаурядные склонности к инженерным разработкам.

Работал на Харьковском паровозостроительном заводе, затем на Харьковско-Николаевской железной дороге, помощником начальника депо.

В 1899 году Ломоносову было предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте, где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В это же время Министерство путей сообщения утвердило Ломоносова в должности инспектора Российских государственных и частных железных дорог. В конце лета 1900 года Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в Париже.

С 1902 года — профессор Киевского Политехнического института. Вместе с группой студентов совершил поездку по Китайско-Восточной железной дороге, проводя её обследование. Посетил Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с железнодорожными достижениями в других странах.

В ноябре 1902 года участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного транспорта в Вене. Весной 1903 года посетил Италию, Швейцарию, Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной Европы. В апреле 1905 года Ломоносов защитил докторскую диссертацию по динамике локомотивов.

В то же самое время Ломоносов работал в подпольных организациях РСДРП. В 1905—1906 годах состоял в Боевой технической группе при ЦК РСДРП, руководимой Л. Б. Красиным и занимавшейся подготовкой терактов и вооружённых восстаний. После революции отошел от партийной деятельности.

В декабре 1907 года Ломоносов был назначен руководителем Тягового отдела Екатерининской железной дороги. С 1909 по 1910 годы — начальник тяги на Ташкентской железной дороге. В конце 1910 года переведён в Петроград на Николаевскую железную дорогу. В январе 1912 года Министром путей сообщения Рухловым был назначен помощником начальника управления всех железных дорог России, проработав на этой генеральской должности до конца 1912 года.

… Говорят, Рухлов знал кое-что о прошлом Ломоносова и нередко называл его „жидомасоном“, но явно благоволил к нему… Тем не менее, положение Ломоносова было слишком нелепое при столь реакционном министре… и, нормально не поладив на каком-то техническом вопросе, Ломоносов в конце 1912 года подал в отставку и был назначен членом Инженерного Совета, то есть сдан в архив…

Во время Первой мировой войны был членом Инженерного совета Министерства путей сообщения, в начале 1917 года был назначен товарищем (заместителем) министра.

Февральская революция

Сыграл важную роль в Февральской революции. Ночью 28 февраля 1917 года комиссар Временного комитета Государственной думы А. А. Бубликов с отрядом из нескольких своих знакомых (в том числе присяжного поверенного Сидельникова), а также случайных людей (в частности, некого Рулевского), офицеров и набранных на улице солдат, захватил Министерство путей сообщения, отстранил прежнее руководство министерством и вызвал к себе Ломоносова в качестве помощника. В интервью New York Times 17 февраля 1918 года Бубликов так вспоминал о захвате министерства[6]:

Все служащие перешли в моё распоряжение. Один из них попытался оспорить моё право на захват управления и сделал заявление по этому поводу. В середине речи его лицо изменилось и упрямство исчезло, так как он посмотрел вниз и увидел револьвер Ломоносова, упёртый ему в живот. В один миг он понял обстановку. „Прошу прощения“, — сказал он, и инцидент был исчерпан.

По воспоминаниям самого Ломоносова, именно они с Бубликовым, овладев управлением железными дорогами, не дали императорскому поезду вернуться в Царское Село из Ставки, и он отправился в Псков, где Николай II отрёкся от престола. Кроме того, по воспоминаниям Ломоносова, когда А. И. Гучков прибыл в Петербург с бумагой об отречении Николая II, его задержали на вокзале рабочие, и Ломоносов с членом IV Государственной Думы Юрием Михайловичем Лебедевым (1874 — не ранее 1917) спасли бумагу об отречении. После этого Ломоносов руководил печатью акта об отречении и акта об отказе Михаила Александровича от восприятия престола.

Управляя железными дорогами в интересах Государственной думы, Ломоносов помешал переброске царских войск к Петрограду во время Февральской революции.

Миссия в США

В апреле 1917 года Временное правительство России направило Ломоносова в США в составе посольства Б. А. Бахметьева для закупки паровозов и железнодорожного оборудования. Офис Ломоносова разместился в здании по адресу: Бродвей, 120, в Нью-Йорке, где были сосредочены штаб-квартиры ведущих банков и American International Corporation, созданной воротилами Уолл-стрит с целью захвата русского рынка. Партнёрами Юрия Владимировича стали аффилированные с банком Дж. П.Моргана Guaranty Trust представители US Steel Corporation. Расчеты велись через Петроградское отделение National City Bank того же Моргана.

После Октябрьской революции персонал железнодорожной миссии разделился на сторонников и противников большевиков. Ломоносов счел последних единственной государственной силой и, хотя не разделял их идеологии, стал с 1918 года выступать на митингах в поддержку признания Советской России и начало торговли с ней.

Когда в январе 1919 года в Нью-Йорке начало работать советское Бюро Мартенса, Ломоносов стал его техническим советником. Попал за это в чёрный список Госдепартамента и спецслужб США и начал хлопотать о возвращении на родину, чтобы принять участие в восстановлении разрушенных Гражданской войной железных дорог.

В Наркомате путей сообщения

19 сентября 1919 года Ломоносов вернулся в Москву, ставшую столицей РСФСР. Там Красин 8 октября представил его Ленину, на которого профессор произвел благоприятное впечатление.

Ломоносов начал работать в Наркомате путей сообщения. Железные дороги находились в катастрофическом состоянии. Не хватало подвижного состава, машинистов, вагоны были сломаны, не было угля для паровозов. Немногие курсировавшие поезда нещадно грабили. В поездах между Самарой и Ташкентом умирало от сыпного тифа до 90 % пассажиров. «Я видел сам на Курском вокзале, что слой вшей на полу теплушки достигал 20 см. Их травили, но вытравить не могли», — вспоминал Ломоносов.

Сам Ломоносов видел себя начальником Ташкентской дороги, где он служил начальником отдела тяги в начале 1910-х годов. По поручению М. В. Фрунзе ему предложили возглавить Управление военных сообщений Туркестанского фронта. Одновременно его приглашали в Петроград. Возникла также идея продолжения уже начатых им торговых переговоров в Западной Европе, США и Канаде по закупкам железнодорожного оборудования.

В итоге по предложению Красина Ломоносов принял должности председателя Высшего технического комитета (ВТК) Наркомата путей сообщения и председателя Комитета государственных сооружений и общественных работ (Комгосор) — одного из главков, подчиненных ВСНХ.

ВТК представлял собой объединение дореволюционного Инженерного Совета железных дорог, в котором Ломоносов работал с 1913 года, и Научно-экспериментального института путей сообщения. Комитет располагался на бывшем заводе Вихерта рядом с Курским вокзалом, а бюро председателя в самом наркомате, в бывшем Запасном дворце у Красных Ворот. Ломоносов сориентировал ВТК на долговременное развитие железнодорожного транспорта: сверхмагистрализацию, применение разных видов топлива, выбор типов подвижного состава и т.д.

В Комгосоре Ломоносов провел реорганизацию его громоздкой структуры и резко сократил штаты, уволив негодных работников.

29 октября 1919 года он был утверждён членом президиума ВСНХ с совещательным голосом в Совете народных комиссаров, что увеличило его политический вес, а 2 ноября успешно выполнил поручение Ленина по обеспечению поставки дров в Москву.

Изучая состояние железных дорог, Ломоносов увидел крайнюю дезорганизацию дела, которую пытались выправить неумело и репрессивными методами. «Отрицать факт саботажа было нельзя. Против расстрелов в ответ на него я не возражал. Но полагал, что прибегать к таким мерам можно только после тщательного расследования каждого отдельного случая, и в этом [хотя бы отчасти] мне удалось убедить Петерса. В гораздо меньшей степени удалось мне убедить его в том, что недостаточно ещё истребить виновных, а что надо сверх того поощрять достойных», — вспоминал Ломоносов.

При помощи Л. Б. Каменева, который возглавил Комиссию по обсуждению причин бездеятельности НКПС, Ломоносову удалось сначала мобилизовать профессиональных железнодорожников, а затем добиться подчинения всех путей сообщения наркомату, переведя ЧК в статус надзорной, но не управляющей институции. Он смог провести инвентаризацию паровозного парка и наладить курьерское сообщение между центром и дорогами.

Однако все попытки Ломоносова при поддержке Ленина возродить железные дороги провалились: безрезультатными были указания ускорить ремонт локомотивов, внедрить на нем премиальную систему оплаты труда, привлечь квалифицированные кадры. Поэтому вожди большевистской партии решили не чинить старую технику (десять тысяч паровозов), а купить новую.


Далее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх