На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 141 подписчик

Свежие комментарии

За первоистоком сущего (III)

В соавторстве с Богом

Сотворение мира происходит не только по воле Бога, но и по воле каждого из нас, в том смысле, что каждый из нас решает: существовать или не существовать ему для мира и для Бога.

Шифр бытия

Гуляя сегодня с моим маленьким сыном в нашем саду, я совершенно случайно пришел к поразительной мысли. Есть нечто простое рядом с нами, поняв которое, сумеешь постичь весь этот мир, все бытие целиком, всю цепь событий в прошлом,
настоящем и будущем. Оно представляет собой верный ключ к тайне бытия, оно у каждого свое, оно существует близко, практически перед глазами, и потому его очень трудно увидеть, еще труднее – осознать, как первое и последнее звено, как
некий знак и символ, как некий шифр вселенской головоломки.

Я сел на крыльцо и попытался всмотреться в каждую деталь, в каждую черточку окружающего мира. Ветер качает нежные ветки яблонь, груш и вишен. Тонкие солнечные лучи, просочившись сквозь их зеленую листву, разбросали по траве серебряные зайчики. Облака отразились в голубой прозрачности пруда и застыли в ней на мгновение. Суетливые воробьи с криком и шумом веселятся на крыше дома. Толстый мохнатый шмель сел на цветок розы и затих. Зеленый кузнечик спрятался от солнечного жара под куст смородины. Какое из этих явлений самое понятное, самое простое и близкое? Какое из этих явлений взять за точку отсчета, чтобы можно было с его помощью объяснить суть мироздания, смысл Вселенной? Я терялся в догадках, я не в силах был сделать выбор.

Меня вывел из оцепенения мой маленький сынок, болеющий аутизмом. Он подбежал ко мне, положил свою головку на мои колени и улыбнулся от счастья. Эта невинная улыбка родного мне существа и стала ответом на все мои вопросы. В глубине души я вдруг осознал, что именно ею оправдываются великие страдания рода человеческого, что благодаря ее данности существует этот мир. Если бы в этом мире не было этой улыбки, то не было бы и самого мира, ибо Бог сотворил его не для тщеславия и гордости мудрецов, а для полноты счастья невинных младенцев.

Великое отсутствие

На атомарном уровне нас нет, как нет любви, надежды, веры, нет поиска истины и правды, нет ощущения одиночества, ощущения тоски, ощущения отчаяния. Великое отсутствие…

Странник

«Мне дал Господь Бог счастье понять и испытать, что значит быть Господом Богом, что значит нести на себе ответственность за этот мир, за судьбы людей в этом мире. Мне позволил Господь проникнуть в сердце каждого человека, слиться с ним, найти в нем себя. Я прожил сотни жизней в одной жизни, я много раз умирал и вновь рождался. По воле Всевышнего я создавал из праха земного людей, я дарил им радость бытия. Я вел их к осознанию истины и смысла сквозь беды и лишения, сквозь страдания и муки. Я старался удержать их от падения в бездну, я старался показать им свет добра и справедливости, согревающий, освещающий трудные, опасные пути земной юдоли. Я спорил с ними, боролся с ними, восхищался ими, любил их всем своим существом и безутешно плакал, когда они совершали роковые ошибки, когда они оказывались в нравственном тупике, когда они сводили счеты с жизнью. Потоком безжалостных событий я был возвышен и унижен, благословен и проклят, восславлен и обесславлен. Я был святым и святотатцем, жертвой и палачом, миротворцем и злодеем. Я был воином, хлебопашцем, отшельником, мудрецом, учителем, моралистом, пророком, безбожником, государственным деятелем, отцом семейства, ученым, писателем, безумцем, шутом, волшебником, магом, колдуном. Мне пришлось испытать сомнения и страхи, тоску и печаль, разлуку и одиночество, безысходность и отчаянье. Я исчерпал все человеческие роли, но не обрел успокоения. Я пережил непостижимое, но не нашел слов, чтобы выразить его. Я соединил в себе прошлое, настоящее и будущее, но не проник в тайну сверхвременного. Я видел мир таким, каким его задумал Творец, я созерцал красоту и величие созданного Богом бытия.

Передо мной сегодня смерть, вернее, то, что скрывается за смертью, за тонким черным покрывалом неизвестности. Я встречу ее в пути, как подобает страннику. Прозрачная капелька дождя упадет в божественный океан безмолвия, вечное
растворится в вечности».

Лев Толстой дождался, когда все уснут, написал письмо жене, затушил свечу, оделся, взял заранее приготовленные вещи и вышел из дома. Он больше не вернется сюда никогда. Природа отдыхала от суеты прошедшего дня, наслаждаясь
торжественной безмятежностью ночи. Тихо шелестел желтый лист березы. Бесконечное небо сияло россыпью золотых и серебряных песчинок. Странник понимал, что оно находится не в бездонной дали, не где-то там, в темных глубинах космоса, а в его душе, замкнутой на миг в тесную, тленную оболочку тела.

Писатели

«Ты всегда так мало говоришь и пишешь о Боге. Почему?» - спросил известный писатель Макс Брод у своего лучшего друга. «Все очень просто, - отвечал Франц Кафка, - думая о Боге, говоря о Боге, ты находишься вне Бога. Цель же человеческой жизни заключается в том, чтобы жить в Боге, ощущая, переживая в себе Его Святое Присутствие».

В плену у сознания

Самое страшное – умереть и не остановить работу своего сознания, не остановить несущийся без цели в бесконечность поток идей, мыслей, желаний, чувств, ибо тогда они подменяют собой смерть и не дают душе окунуться в провал небытия, за бездонной тьмой которого ее ожидает Господь. Так сновидение в предутренний час мешает нам проснуться, имитируя жизнь, обрекая нас на мучительные блуждания в своих безысходных грезах, в своих безумных миражах…

Уставший и опустошенный, я вхожу в комнату, подхожу к окну. Я всматриваюсь в белое пространство метели. Я пытаюсь схватить взглядом неуловимые под снегом очертания предметов. Белые пушистые звездочки кружатся в божественном танце над золотыми куполами храма, над крышами домов, над голыми ветками берез и тополей, над фонарями и светофорами, над едва различимыми линиями проспектов, дорог и тротуаров. Случайные прохожие появляются и исчезают в медленно вращающихся воронках снегопада. Нет ни добра, ни зла, нет ни истины, ни лжи, нет ни святости, ни святотатства в этом
призрачном пространстве застывшей, оледеневшей, рассыпавшейся воды. Прошлое, настоящее и будущее потускнели, померкли, превратились в красивый узор на холодном стекле, что отделяет меня от необузданной, слепой, безликой страсти мира сего…

Умер я или живу? Существую или не существую? Не потерял ли я с какого-то мгновения времени самое дорогое в жизни – собственную смерть? Не подменил ли ее по причине страха, по причине малодушия замкнутыми кругами сознания и
осознания? Когда? Где? С какого кадра пленки? Когда вошел в комнату, когда подошел к окну, когда увидел падающий снег, когда засмотрелся на него, когда залюбовался его кружением…

Углубиться в слова

Если с помощью слов можно выразить истину, то она уже содержится в них, если с помощью слов можно выразить всю бесконечность Божественного, то она уже присутствует в их содержании. Нам надо просто углубиться в слова.

Спасение или истина

Однажды Климента Александрийского поставил в тупик его близкий друг, увлекающийся платонизмом.

- Скажи мне, Климент, что ты выберешь: спасение души или познание истины?

Христианский философ на минуту задумался. Никто никогда в его жизни не противопоставлял эти два понятия. Однако долго искать ответ не пришлось. Сам разум за Климента нашел выход из тупика.

- Для христиан истина и есть Бог. Познавая ее, я спасаюсь.
- Не все так просто, Климент. Великий Платон мог бы тебя спросить: потому ли истина является истиной, что ее любит Бог, или Бог потому любит истину, что она истина? Вся суть вопроса в следующем: истина находится в основании Бога, или Бог в основании истины.
- Я думаю, что Бог, ибо Он Творец всех возможных истин.
- А я думаю, что истина, ибо нельзя представить Бога вне истины, без истины.

Разговор на этом и закончился. Каждый остался верен своему пониманию данного соотношения. Но уже вечером наедине с самим собой, сопоставляя аргументы сторон, Климент вдруг засомневался.

«Совпадает ли истина о Боге с Богом? То, что Бог есть истина, еще не означает, что истина есть Бог. Что будет, если истина о Боге пожелает восстать на Бога и занять место Бога? Что если кто-то из смертных захочет, используя истину о Боге, сбить людей с истинного пути, ведущего к Богу? Что если сам я, отождествив эллинскую философию и библейское откровение, уже давно сбился с пути?»

Далее рассуждать в этом направлении Климент не мог. Он не хотел отказываться от великого наследия Эллады во имя Библейского откровения и не хотел отказываться от Библейского откровения во имя эллинской мудрости.

«Что же случилось? Что произошло со мной сегодня? Видимо, злой дух искусил меня в моем духовном поиске, поставив под сомнение сам поиск. А в борьбе с бесом лишь одно помогает средство – искренняя молитва».

Климент опустился на колени перед деревянным крестом и остановил поток своих безумных мыслей.

О несовершенстве мира

Быть может, этот мир несовершенен для того, чтобы мы в нем стремились к совершенству, ибо невозможно стремиться к совершенству в совершенном мире.

Мое преимущество

Бог существует абсолютно, Бог обречен на абсолютное существование, ибо в сущности своей есть абсолютное существование, я же - всего лишь прах земли, я всего лишь собственная тень, я могу и не существовать. В этом мое преимущество перед Богом.

Несоизмеримость

Мы приходим в этот мир с беспредельным опытом небытия, по сравнению с которым опыт бытия, сколько бы ни длилась наша жизнь, будет несоизмеримо мал.



Ивановы Алексей и Наталья




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх