ЖеЖ

50 436 подписчиков

Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)

Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвящённое оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают июль-август 2021 года.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества.

Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении уровня оценок в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге губернаторов» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов самой широкой профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.



Анкеты, рассылаемые экспертам, не только дают им возможность формально оценить работу того или иного регионального главы, но и предлагают обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют более детально выявить причины успеха или неудачи тех или иных руководителей субъектов РФ. Кроме того, эти обоснования, как и данные персональных аналитических интервью, проводимых с экспертами, служат основой для составления аналитической части «Национального рейтинга».

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой на страницах рейтинга одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений сообщества. Эксперты, публично высказывающиеся в «Национальном рейтинге», делают это, не зная итоговых результатов исследования.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса руководителей субъектов («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).


Сергей МИРОНОВ
Председатель партии «Справедливая Россия»


Ситуация в субъектах Российской Федерации этим летом сложилась разная. Условно можно выделить три группы регионов.

Первая из них подверглась сегодня тяжелым испытаниям масштабными пожарами, наводнениями, запредельной жарой и др., которых у нас никогда не было. Основные усилия глав этих регионов сосредоточены на борьбе со стихией и её последствиями, на координации усилий с федеральным центром, на решении острейших проблем людей, которые попали в беду и нуждаются в оперативной помощи. Губернаторы, которые справляются с этой задачей, заслуживают самой высокой оценки.

Другие регионы занимались, если можно так сказать, плановой работой. Губернаторы этих территорий решали социально-экономические проблемы, которые во многих случаях появились до них и копились годами. В ряде мест прикладывались максимальные усилия в борьбе с пандемией коронавируса. При этом проблема добровольной вакцинации большинства населения до сих пор не решена, и вирус не отступил. Успешные главы таких регионов отличаются умением сосредоточить все имеющиеся ресурсы на главных направлениях и достичь поставленной цели в рамках действующего законодательства.

Однако есть и третья группа регионов, главы которых занимаются совсем иным. На носу – выборы, и нужно сделать всё, чтобы у правящей партии в регионе не было проблем, а проблем у оппозиции было как можно больше. Причём правила игры с использованием административного ресурса самостийно устанавливаются на местах. Если победят представители правящей партии – значит, всё хорошо, а если – оппозиции, значит, всё плохо. Если такой подход существует, то жители региона никогда не дождутся развития экономики и социальной отрасли.

Отсутствие честной политической конкуренции порождает застой во всех других сферах. Несмотря на сложность и ответственность своей работы, некоторые губернаторы просто не хотят этого признавать. Конечно, представленная схема весьма условна. Указанные выше особенности каждой из групп в той или иной степени есть в каждом из субъектов Российской Федерации. А избирательная кампания и предстоящие выборы наложили свой отпечаток на деятельность всех губернаторов. И здесь, надеюсь, подавляющее большинство из них делает всё возможное, чтобы выборы на их территориях прошли честно и без нарушений.

Вместе с тем, вряд ли можно говорить о том, что корпус губернаторов в целом стал лучше работать на фоне предстоящих выборов. Даже наоборот – те, кто делают ставку на победу любой ценой, скорее снизили эффективность своей деятельности по основному предназначению. Больше внимания стало уделяться показухе и дешёвому популизму и меньше – решению реальных социально-экономических проблем. А их сегодня немало.

В заключение хочу сказать: экспертные рейтинги глав регионов, безусловно, важны, но только результаты прямого волеизъявления граждан при высокой явке и отсутствии подтасовок позволят дать обоснованную оценку деятельности губернаторов. Чтобы выборы прошли именно так, Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ЗА ПРАВДУ подготовила около 120 тысяч наблюдателей по всей стране, которые будут следить за проводимыми выборами и проверять их честность. Уверен, что, несмотря на все усилия партии власти сохранить свою монополию, она должна быть разрушена.

Дмитрий ЖУРАВЛЁВ
Научный руководитель Института региональных проблем


Вызовы по-прежнему проверяют систему на прочность. Будь ли это пожар, как в Якутии, или ковид, или другие внутренние проблемы…

За это лето в России произошло очень много технических катастроф, просто какой-то поток, и всё это – вызовы для региональной власти.

Они показали, что региональная власть со скрипом, проблемно, но способна реагировать на вызовы. Не сказать, что это делается легко, на высочайшем технологическом уровне, но следующий вертолёт над предыдущим не падает. И пожары побеждены везде, кроме Якутии. В Якутии они не побеждены по причинам технологического характера: регион огромный, а людей там мало.

Общий уровень управления регионами всё-таки рассчитан на беспроблемную жизнь: есть лишь текущие дела, и они решаются. А каждая проблема – конец света. Это слабость, но является ли это слабостью губернаторов? Они – не гении, но во многом это вопрос ресурсов. А на региональном уровне у нас ресурсов очень мало.

Как можно поднять уровень компетенции губернаторов? В основном это взрослые люди, которых учить и переучивать уже поздно. Я не имею в виду конкретных людей, одних поменять на других – дело нехитрое.

Уровень наших управленцев средний – не нулевой, не ужасный. Наши чиновники зачастую даже лучше, чем на Западе, с которым нас часто сравнивают. Просто западный чиновник живёт в парадигме, что ничего случиться не может. И когда что-то случается, они находятся в ещё худшем положении, чем наши. Наш всё-таки в глубине души ждёт какого-то «подвоха» и готовится, он так воспитан. Отсутствия катастроф, аварий в Москве доказывает, что при наличии ресурсов компетенция наших чиновников достаточная.

И получается: уровень управленческой культуры – средненький, выше, чем на западе, но ниже, чем нужно в эту эпоху, когда каждый день что-то случается. Мы прошли период исчерпания технологических запасов прочности, старых материальных ценностей, поэтому такие мелочи, как падающие вертолёты, боюсь, будут продолжаться. И здесь от губернаторов потребуется больше, чем просто воспроизводить административную процедуру. Им это тяжело, и они не всегда достигают результата, хотя в этом аспекте они лучше, чем западные чиновники.

Как это изменить – я не знаю. Научить быть эффективным администратором невозможно, тем более, если во главу угла эффективности ставить прибыль. Это самая большая проблема у нас: хороший – тот, кто больше зарабатывает. Отчасти это объективно, потому что у регионов нет денег, а отчасти – приводит к тому, что люди перестают думать о средней перспективе, а думают только о короткой.

Александр ГНЕЗДИЛОВ
Член федерального политического комитета партии «Яблоко». Главный редактор Smart Power Journal


Наступившая «третья волна» пандемии и грядущие выборы остаются среди ключевых социальных и политических вызовов для глав регионов.

Где-то, как в Бурятии и Тыве, власти пошли из-за роста заболеваемости на введение полноценного локдауна. Где-то, как в Москве, ограничились отдельными мерами вроде введения QR-кодов, которые при этом оказались очень болезненными для бизнеса и вызвали немало жёсткой критики. А где-то продолжали проводить массовые празднества без соблюдения социальной дистанции и масочного режима — яркими примерами такого «пира во время чумы» стали «Алые паруса» и парад в честь Дня ВМФ в Санкт-Петербурге.

Есть различия и в том, какими методами власти разных регионов стремятся обеспечить удовлетворительный для федерального центра ход избирательной кампании. Где-то используется традиционный приём, когда идущий на выборы в Госдуму губернатор не уходит в отпуск, и его предвыборный пиар проходит в формате «освещение текущей деятельности». А, например, в Челябинской области появились клубы некоего волонтёрского движения «Команда Текслера», которые формально никак не связаны с участием губернатора в выборах и потому не должны оплачиваться из избирательного фонда и подчиняться каким-либо правилам предвыборной агитации.

На этом фоне показательно возвращение Москвы к стандартам избирательных кампании времён позднего Юрия Лужкова. Издаваемые за счёт налогоплательщиков окружные газеты не в первом номере открыто рекламируют не текущую работу Сергея Собянина, а его деятельность как № 1 в городском списке партии власти.

На протяжении почти 10 лет, после многотысячных протестов на Болотной и Сахарова в декабре 2011 года, московская мэрия стремилась выстраивать более тонкую работу с избирателями. То, что теперь эта тонкость отброшена в сторону, говорит о существенном падении рейтингов власти и о неверии на Тверской в то, что приемлемый для администрации президента результат можно получить если не честно, то, по крайней мере, внешне сравнительно корректно. Думаю, что эта неуверенность относится не столько к популярности самого городского правительства, сколько к рейтингу партии, чьей кампанией сейчас заняты многие главы регионов.

Александр АСАФОВ
Политолог, журналист, политический эксперт. Автор проекта «Политические и электоральные процессы простыми словами»


Это уже второе непростое лето для губернаторов, что связано и с коронавирусом, и с электоральными кампаниями – в прошлом году была Конституция и выборы большого количества губернаторов, в этом году – выборы в Госдуму. Нагрузка – высокая, требования – высокие, динамика – высокая. И, тем не менее, мы видим, что губернаторы работают успешно, даже врио, такие, как Мельниченко в Пензенской области, достаточно эффективно справляются с поставленными руководством задачами.

Несмотря на то, что от российских регионов ждали серьёзных последствий третьей (иногда её называли четвёртой) волны коронавируса, усилия, инвестированные в вакцинацию, дали свои плоды. Мы видим, что хотя общий проблемный фон по коронавирусу сохраняется, на местах в большинстве случаев этот вопрос находится на стадии деятельного решения. По крайней мере, все доступные и известные методы используются, и ситуация не такая тяжёлая, как предрекали многие эксперты.

В общем, этим летом коронавирус оставался серьёзным вызовом для региональных лидеров, но губернаторы смогли заниматься и чем-то ещё помимо борьбы с эпидемией.

Чем же были заняты губернаторы в этот период? Некоторые боролись со стихийными бедствиями – лесными пожарами, наводнениями. Но все губернаторы, включая упомянутых, были заняты подготовкой: в девяти регионах – к своим избирательным кампаниям, а в остальных – к избирательным кампаниям в Госдуму и в 39 Заксобраний.

Мы видим, что губернаторы делают выводы из поручений президента и его предложений, представленных, например, в рамках «прямой линии».

Я бы отдельно отметил эпизод с проведением «прямых линий» губернаторов – с разной степенью успеха, но, тем не менее, это поручение Путина – на стадии исполнения. Он рекомендовал проводить их минимум раз в год, сейчас сразу пять губернаторов провели «прямые линии»: Бабушкин в Астраханской области, Моор – Тюменская область, Паслер – в Оренбургской области, иркутский губернатор Кобзев, калужский – Шапша. Так что прямая коммуникация, о которой много говорят в центре и ждут от регионалов, начинает выстраиваться и по этому контуру тоже: не только от «прямой линии» президента у нас зависит жизнь в стране.

Также действуют и другие методы прямого участия губернаторов. Стоит упомянуть Артюхова в Ямало-Ненецком АО, который уже не первый год совершает объезды региона на Жигулях. Достаточно интересная находка, поскольку он непосредственно «въезжает» в проблему. Губернаторы развивают и свою региональную повестку, разрешают трудности и совершенствуют способы коммуникации, в общем двигаются по KPI.

Так или иначе, задача власти – обеспечить открытое и легитимное проведение выборов, не допуская нарушений и провокаций. Губернаторы и этим тоже заняты.

Павел САЛИН
Политолог


Ситуация вокруг губернаторского корпуса во второй половине лета напоминала положение дел в политической системе в целом. Её кратко можно охарактеризовать как «без изменений», или «в ожидании осенней динамики/осенних изменений». Власть ещё в 2020 году де-факто отказалась от прежнего алгоритма ротации губернаторского корпуса, когда дважды в год наблюдался «губернаторопад». Тем более не следовало ожидать кадровых перестановок летом, что вписывалось как в стандартный хронометраж Кремля (волны отставок обычно проходили весной – с марта по май, и осенью, после Единого дня голосования – в октябре-ноябре), так и тем более – в логику 2021 года, предусматривающую мобилизацию электората на местах в рамках думских и (что упускают из виду многие наблюдатели) многочисленных выборов в местные Заксобрания.

В целом власть, как и на других уровнях, в регионах сделала ставку на кадровую стабильность, плавно трансформирующуюся в застой. Летние встречи президента с врио губернаторов были призваны продемонстрировать местным элитам поддержку руководителей со стороны федерального центра. Курсировавшие весной и в начале лета слухи о том, что власть якобы с целью перехвата антикоррупционной повестки у несистемной оппозиции намерена реализовать ряд показательных арестов региональных «топов», не нашли подтверждения. Возможно, они имели под собой основания, но летом власть окончательно сделала ставку на пресную парламентскую кампанию и «сушку» явки, поэтому будоражить губернаторский корпус лишними раздражителями не имело смысла.

Однако на место рукотворных проблем, обычно создаваемых губернаторам федеральным центрам, летом 2021 года пришла природа. Сезон отпусков, особенно его пик, был отмечен природными катаклизмами в виде лесных пожаров. В связи с этим в федеральную повестку попала и прочно в ней удерживалась Якутия, однако, помимо неё, чрезвычайно проблемная ситуация наблюдалась в Башкирии, Челябинской и Оренбургской областях и некоторых других субъектах Федерации.

На этом фоне некоторые наблюдатели стали проводить общественно-политические аналогии с другим жарким и богатым на пожары годом – 2010-м. Тогда рекордная жара и спровоцированные ею лесные пожары привели к таким же рекордным (правда, по меркам благоприятных для власти «нулевых» годов) обвалам рейтингов. Причём удар был нанесён и по поддержке федеральной власти, а Владимир Путин был вынужден лично отвечать на неприятные для него вопросы при общении с погорельцами. При этом 2010 год был предвыборный, а 2021 – выборный, что повышало ставки.

Однако проводившие аналогии упустили из внимания один факт. В 2010 году с политической точки зрения проблемой для властей стали не столько общественные настроения в непосредственно пострадавших от пожаров местностях (как правило, они малонаселены), а связанный с последствиями пожаров рост недовольства в крупных городах, в первую очередь, в мегаполисах. Проблема смога оказалась с политической точки зрения более весомой и опасной для власти, чем сами пожары, а в некоторых миллионниках даже прошли акции протеста, или общественные настроения были близки к выходу на улицу. В 2021 году таких корреляций не наблюдалось, хотя смог от пожаров был заметен во многих городах Сибири и Дальнего Востока. Возможно, эффект пожаров и смога будет носить отсроченный характер, и население предъявит претензии власти позднее – вместе с другими пунктами. Например, некоторые наблюдатели считают, что пожары 2010 года оказали влияние на рост протестных настроений в 2011 году.

Если пожары 2021 года стали главной природной проблемой для многих регионов центральной полосы и севера (та же Якутия), то власти регионов юга страны столкнулись с противоположной угрозой – наводнениями. Они были спровоцированы также рекордными природными явлениями в виде избыточных осадков и привели к многочисленным катаклизмам. Однако и здесь, по крайней мере, по внешним признакам, не было заметно серьёзного роста социальной напряженности, который мог бы трансформироваться в политическое поведение недовольного населения. В Крыму, например, рекордные ливни позволили властям решить проблему с наполняемостью водохранилищ. Она особенно остро проявилась и попала в федеральную повестку к 2021 году из-за нескольких лет подряд рекордных же засух и действительно привела к росту социальной напряженности.

Наступающий сентябрь станет для многих региональных руководителей моментом истины. Итоги выборов, которые Владимир Путин по образцу прошлогоднего плебисцита по Конституции воспринимает как референдум о доверии к себе лично, станут для Москвы критерием способности глав регионов контролировать ситуацию не вверенных им территориях. При этом многие показатели (как, например, общий уровень поддержки населением власти) больше зависят от действий федеральных властей, губернаторы в большей степени способны повлиять на мобилизацию административного ресурса. Таким образом, в сентябре главы регионов столкнутся с новыми и масштабными вызовами, повлиять на которые они смогут лишь частично.

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)
Национальный Рейтинг Губернаторов (Июль-Август, 2021)

Эксперты «Национального рейтинга» сходятся в высоких оценках устойчивости положения Айсена Николаева (Республика Саха [Якутия]), сохраняющего свои позиции в числе лидеров губернаторского корпуса.

Регион является ключевым участником целого ряда масштабных федеральных проектов, реализация которых в значительной степени зависит от компетенций и отношений с Центром высшего должностного лица Республики Саха (Якутия). Аналитики отмечают, что Айсен Николаев не только сохраняет, но и наращивает свой аппаратный и политический вес. Об этом говорит стабильный рост числа прорывных перспективных проектов в социально-экономической сфере республики, на разных уровнях получающих поддержку власти и бизнеса.

В рассматриваемый период наблюдатели отмечали, в частности, открытие на территории Якутии крупного газоконденсатного месторождения, взаимодействие Айсена Николаева и руководства «Русгидро» в модернизации сетей удалённых поселков, открытие первого в России социального дома-интерната нового типа. Большое впечатление на экспертов произвела информация о том, что Якутия заняла 2-е место в России по темпам роста промышленного производства и 10-е – в рейтинге инвестиционной привлекательности. В последнем исследовании за 3 года республика продемонстрировала впечатляющий рост на 42 позиции.

Президиумом правительственной комиссии по региональному развитию в РФ одобрена заявка Якутии на реализацию трёх масштабных инвестиционных проектов: застройки квартала воинская часть «Звездный» в Якутске, квартала «Р» в городе Нерюнгри и строительство жилья в поселке Жатай. Помимо жилья, в рамках проектов будут возведены социальные объекты: детские сады, школы, поликлиники и спортивный комплекс с хоккейным кортом. Вице-премьер России Марат Хуснуллин особо подчеркнул оперативную и качественную подготовку руководством региона документации, благодаря чему регион первый в стране получил этот инфраструктурный бюджетный кредит.

Эпидемиологическая ситуация в республике также стабилизируется: Якутия вошла в число 17 регионов России, близких к 60% коллективного иммунитета к COVID-19. По сообщениям экспертов, на крупных предприятиях, таких, как «Газпром», процент привитых достигает 99%. Решение Айсена Николаева об интенсификации прививочной кампании, принятое одним из первых в стране, оказалось стратегически верным со всех точек зрения.

Ключевой проблемой рассматриваемого периода не только для Айсена Николаева, но и для многих его коллег – руководителей российских регионов стали лесные пожары. О том, что эта проблема носит уже не региональный характер, заявляют практически все эксперты. Айсен Николаев назвал основной причиной пожаров в республике глобальные изменения климата. И действительно, в условиях аномальной жары бороться с огненной стихией на огромных слабозаселенных территориях исключительно сложно. Якутская тайга – это треть всех лесов России. Действия, в том числе, исполнительной власти республики предотвратили развитие событий по худшему сценарию, ситуация стабилизировалась.

Главе республики удалось убедить федеральный центр в исключительности нынешней ЧС в Якутии. В республике побывали глава МЧС Евгений Зиничев, Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Представители Центра отметили эффективную работу руководства региона. В Якутию была направлена мощная группировка федеральных сил (Рослесхоз, МЧС, армия). По просьбе Айсена Николаева президент России Владимир Путин поручил ускорить ввод отремонтированной взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутска, чтобы тот мог принимать противопожарные самолёты. Большое значение имеет предложение Айсена Николаева о создании в Якутске центра предупреждения лесных пожаров.

Наблюдатели высоко оценили действия главы Якутии по консолидации усилий по борьбе с пожарами правительства республики, муниципалитетов, гражданского общества, силовиков и научных кругов. Так, Научно-образовательный центр (НОЦ) «Север», который, в числе прочего, занимается проблемами изменения климата, вошёл в финальную пятерку НОЦ, которые будут поддерживаться государством.

Благоприятный отклик получило крупное пожертвование Айсена Николаева, сделанное из личных средств и направленное на борьбу с пожарами.

Информационные выпады против главы Якутии Айсена Николаева, время от времени появляющиеся в публичном пространстве, эксперты «Национального рейтинга» расценивают как стандартный элемент предвыборной риторики, никак не влияющий на реальное положение дел и реальную оценку работы главы крупнейшего региона Российской Федерации.

В рассматриваемый период несколько ухудшились в исследовании позиции Евгения Куйвашева (Свердловская область).

Несмотря на высокую вероятность отмены, в начале июля в Свердловской области всё-таки прошла очередная промышленная выставка «Иннопром». Однако коронавирусные ограничения не позволили сделать данное мероприятие по-настоящему знаковым: его могли посещать только делегаты и сами участники.

В плюс губернатору пошёл визит в регион Михаила Мишустина. Председатель правительства России распорядился выделить почти восемь миллиардов рублей на социальные проекты. Показателем лоббистских возможностей Евгения Куйвашева стал и приезд главы Фонда реформирования ЖКХ Сергея Степашина, в результате которого было досрочно получено 1,7 миллиарда рублей на решение проблем аварийного жилья.

Позитивной для главы явилась информация о попадании региона в топ-20 по реализации промышленной политики (оценка Минпромторга РФ), при этом другие эксперты ссылаются на информацию о падении индекса промышленного производства в Свердловской области.

Положительную реакцию получила передача Евгением Куйвашевым автомобилей регионального правительства медицинским учреждениям, лечащим больных коронавирусной инфекцией, и его предложение к главам городов поступить таким же образом.

Выборная кампания в Законодательное Собрание и Государственную Думу, где Евгений Куйвашев возглавил списки партии «Единая Россия», не обходится без сложностей. Билборды с изображением губернатора, но без символики партии, оставляют вопросы у экспертов. У двух кандидатов от правящей партии на одномандатных округах – Льва Ковпака по Каменскому округу в Госдуму и Александра Серебренникова по Ревдинскому округу в Законодательное Собрание – появились проблемы с банкротством подконтрольных им предприятий.

Несмотря на возрастающие темпы заболеваемости ковидом, руководству области не удалось до конца решить вопрос с отменой крёстного хода верующих в рамках традиционных «Царских дней». Крёстный ход, хоть и в уменьшенном масштабе, всё-таки, состоялся. Многие аналитики видят в этом отсутствие должных коммуникаций между епархией и губернатором, припоминая, к слову, что участники «Иннопрома» в массовом порядке игнорировали «масочный режим».

Один из институтов развития области, Особая экономическая зона «Титановая долина», по оценке Минэкономразвития, заняла седьмое место среди аналогичных структур страны. Эта информация практически совпала с оглашением приговора её бывшему руководителю. Экс-глава ОЭЗ «Титановая долина» Артемий Кызласов получил срок в десять лет с отбыванием в колонии строгого режима за вымогательство взятки в особо крупном размере. Вопрос об эффективности управления этой организацией ранее неоднократно поднимался, в том числе и на площадке регионального парламента.

Одним из существенных рисков местные аналитики видят ситуацию с прекращением операций по эндопротезированию в Уральском клиническом лечебно-реабилитационном центре имени В. В. Тетюхина. Изначально созданный на деньги мецената как пример частно-государственного партнерства в Свердловской области, уникальный госпиталь находится на пороге закрытия, его работники пишут письма президенту России и в другие органы государственной власти с просьбой помочь им продолжить работу.

Несмотря на приближение электорального цикла к точке наивысшего напряжения, Александр Бурков (Омская область) не ослабляет внимания к вопросам хозяйственной жизни региона. В чём, по мнению многих экспертов «Национального рейтинга», он преуспел.

Один из весомых показателей этого – вхождение Омской области в топ-20 регионов с эффективной реализацией промышленной политики. Наблюдатели высоко оценивают подписание Александром Бурковым соглашения о строительстве в области крупнейшего транспортно-логистического центра c грузооборотом 200 тыс. тонн в год для контейнерных поездов. Тем самым регион претендует на то, чтобы стать эффективным грузовым хабом, соединяя Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Сибирь и Европу. В этом же русле лежит и обсуждение губернатором Омской области с министром природных ресурсов РФ Александром Козловым восстановления речного судоходства на Иртыше. Александр Бурков добился выделения региону рекордного транша на строительство дорог в глубинке. Область лидирует по объёму привлечённых средств на проект «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях» – Минсельхоз РФ выделил ей на эти цели 655,5 млн руб. из 8,5 млрд руб., распределённых между регионами.

Среди инициатив губернатора, имеющих межрегиональный характер, эксперты особо отметили акцент, сделанный Александром Бурковым на нелегальном экспорте зерна, что является проблемой для всех субъектов РФ, имеющих общую границу с Казахстаном.

Александр Бурков грамотно использует возможности личной коммуникации с федеральным руководством. Губернатор и министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов во время рабочей встречи обсудили возможность субсидирования строительства и реконструкции газопроводов и распределительных сетей для подключения жилого сектора и предприятий. Министр сообщил также, что правительство страны приняло решение выделить Омской области дополнительные средства для обновления городского транспорта, работающего на дизельном и бензиновом топливе, на троллейбусы и газомоторные автобусы, что позволит снизить объём вредных выбросов. В соответствии с региональным проектом «Чистая страна» в Омске предусмотрена ликвидация свалок на территории города.

Омская область лидирует в СФО по количеству привитых от коронавируса. Усилия по вакцинации приносят результат: региональный минздрав констатировал в конце августа «откат» коронавирусной инфекции. Некоторые эксперты отметили в связи с этим благоприятное влияние на ситуацию личного примера Александра Буркова, прошедшего вакцинацию в местной поликлинике.

Критические отзывы, которые получал в последние два месяца Александр Беглов (город федерального значения Санкт-Петербурга) от экспертов, достаточно разнообразны. Здесь и сокрытие роста заболеваемости, и провал кампании вакцинирования, и отсутствие диалога власти с обществом, и обострившиеся городские проблемы, лидерство города среди субъектов РФ по росту за полугодие числа нераскрытых преступлений: рост на 91% (хотя это претензия скорее всё же к силовикам). Критики обвиняют Смольный во вмешательстве в ход избирательной кампании: упоминается необоснованный недопуск кандидатов, использование сомнительных предвыборных технологий (к примеру, регистрация однофамильцев оппозиционных кандидатов). Дошло до того, что Элла Памфилова по сути обвинила городские власти в противодействии федеральным структурам, занятым организацией электорального процесса.

Политический ущерб понёс Александр Беглов от того, что не возглавил список «Единой России» на выборах в Госдуму в Санкт-Петербурге (во главе списка оказался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский). Абсолютное большинство экспертных трактовок данной ситуации негативны для главы.

В то же время Александр Беглов набирал очки на решении сугубо хозяйственных задач. Большое значение для агломерации имеет поручение президента о проработке вопроса создания нового автомобильного обхода города на Неве. Александр Беглов во время визита в Москву уже обсудил этот проект с руководством госкомпании «Автодор». Одни эксперты назвали хорошим результатом работы команды Александра Беглова вхождение Санкт-Петербурга в топ-20 регионов с эффективной реализацией промышленной политики, но другие наблюдатели заметили, что для Северной столицы с её экономическими амбициями это достижение со знаком минус.

Результативными оказались переговоры Александра Беглова и вице-премьера Ольги Голодец о цифровизации медицинских сервисов в регионе. В преддверии 1 сентября градоначальник порадовал родителей сообщением о готовности всех школ и детсадов к новому учебному году в очном формате, о создании центров цифрового образования детей, о софинансировании строительства трёх школ по госпрограмме, о мерах по обеспечению школьников горячим питанием.

Серьёзный плюс принесло главе обнародование на встрече с Владимиром Путиным планов строительства в Санкт-Петербурге новых станций метрополитена. Но, безусловно, официальный переезд «Газпрома» в Северную Пальмиру, главный успех губернатора (или, вернее, федерального центра, старательно выводящего этого ключевого плательщика налогов из Москвы).

Информацию о возможном назначении Александра Беглова полномочным представителем президента в СФО часть экспертов посчитала недостоверной. Однако в любой случае её появление имеет негативное влияние на имидж губернатора.

По сумме полученных оценок Александр Беглов несколько ухудшает свои позиции в «Национальном рейтинге».

Торжественные мероприятия по случаю 300-летию Кузбасса с участием Владимира Путина, его положительные оценки работы руководства Кемеровской области, поддержка президентом программы развития Кузбасса, а также продуманная экономическая политика в регионе обусловили восходящий тренд в «Национальном рейтинге» губернатора Сергея Цивилева.

В рассматриваемый период эксперты особо отметили ряд мер правительства региона, нацеленных в будущее. Разработана стратегия развития Кемеровской области до 2035 г. При участии губернатора заложены памятные камни в честь начала строительства новых производств, которые будут развивать гиганты отечественной экономики – «Русал», «Евраз», «ФИНГО-Комплекс». Эксперты отмечают: при выборе территорий для вложений и развития крупные промышленные компании учитывают не только наличие ресурсной базы, но и условия, которые предлагает регион, а также «человеческий фактор»: кто стоит во главе региона, есть ли основа для выстраивания рабочих отношений с местным правительством.

В Кузбассе создаётся первый промышленный технопарк на базе электромашиностроительного завода. Проект обещают реализовать до 2029 г. В ближайшие пять лет там будет создано около 500 новых рабочих мест. Технопарк призван стать инструментом привлечения инвестиций, а главное – решать задачу диверсификации региональной «угольной» экономики и поиска новых точек роста. Впрочем, и традиционная для региона угледобывающая отрасль поддерживается на эффективном уровне, ускоренными темпами развивается её логистика. Сергей Цивилев сообщил, что запуск второго Байкальского тоннеля позволит увеличить грузопоток из Кузбасса в восточном направлении до 68 млн тонн в год. К слову, федеральные власти уделят особое внимание развитию восточного полигона РЖД для увеличения поставок угля на азиатские рынки – с такой инициативой к Владимиру Путину обращался губернатор Кемеровской области и был услышан. Михаил Мишустин в ходе поездки в Кузбасс сообщил о выделении 780 млрд руб. на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба.



Далее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх