На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Клавдия Шульженко. Голос эпохи

В начале 1980-х годов в Москве в парке в районе метро «Аэропорт» часто можно было увидеть гуляющую пожилую женщину. Попадающиеся ей на встречу многочисленные прохожие редко узнавали в ней ранее знаменитую на весь Советский Союз эстрадную певицу и актрису Клавдию Ивановну Шульженко. В свое время ее голос слушали солдаты и офицеры на всех фронтах Великой Отечественной войны, а в мирные годы ей аплодировали ленинградские строители, ивановские ткачихи, донецкие шахтеры и казахские целинники. Талантом этой женщины восхищалось высшее руководство страны и заслуженные деятели искусства. На советской эстраде она действительно была суперзвездой, кумиром сотен тысяч людей, пластинки с ее песнями записывались и расходились миллионными тиражами.

Клавдия Ивановна Шульженко родилась 24 марта 1906 года   в Харькове. Тогда никто еще не мог подумать, что эта девочка станет знаменитой на всю страну эстрадной певицей, а в 1971 году и народной артисткой СССР. Клавдия Ивановна родилась в семье бухгалтера Управления железной дороги Ивана Ивановича Шульженко и его жены Веры Александровны Шульженко. Стоит отметить, что отец девочки не был заурядным харьковским бухгалтером, он был настоящим ценителем песен и романсов. В свободное от работы время он пел в самодеятельном хоре и играл в духовом оркестре. Говорят, когда Иван Шульженко начинал петь, слушатели подтягивались со всей улицы, да и с соседних улиц тоже. Так что любовь к музыке и пению передалась девочке именно от отца.

Отец мечтал о том, чтобы его дочь стала певицей. А маленькая Клавдия Шульженко была без ума от Веры Холодной и других актеров немого кино, считая, что петь сумеет каждый, а вот стать хорошим актером — единицы. Так или иначе, все родные девочки поддерживали ее увлечения и вдохновляли на творческую карьеру. В Харькове находился украинский драматический театр, в котором в те годы работал известный режиссер Николай Синельников. К 15 годам Клавдия пересмотрела весь репертуар театра и поклялась себе, что обязательно станет актрисой.

В итоге в 16 лет девушка, творческий потенциал которой поддерживали родственники и знакомые, решилась на очень смелый шаг. В 1923 году она пришла в Харьковский драматический театр и бодро предложила режиссеру взять ее на работу в труппу. На вопрос слегка обескураженного таким подходом Николая Синельникова о том, что же она умеет делать, Клавдия Шульженко решительно ответила: «Петь, танцевать и декламировать!» Круглолицая девчушка с косичками «корзинкой», одетая в нарядное платье своей матери, очаровала знаменитого режиссера.
Он попросил известного в будущем, а пока еще начинающего композитора Исаака Дунаевского, который заведовал музыкальной частью театра, подыграть ей. Музыкальное дарование девушки, ее детская непосредственность и уже проглядывающийся талант понравились режиссеру, и он взял ее в театральную труппу. Попасть в труппу режиссера Синельникова считалось в те годы очень большой удачей для начинающего актера. В то время харьковский театр и его коллектив считались лучшими на периферии.

Несколько лет до 1928 года Клавдия Шульженко работала под непосредственным руководством Николая Синельникова. По его рекомендации она поступила в Харьковскую консерваторию на курс вокала, который вел профессор Чемизов. Благодаря участию в постановках родного театра и упорным занятиям в консерватории Клавдию начала узнавать харьковская публика. Хотя знаменитой актрисой Клавдия Ивановна так и не стала, в театре она играла в основном в массовке и пела в хоре, работа в драматическом театре не прошла для нее даром. Актерские способности Клавдии наиболее ярко проявились затем на эстраде, где ей удавалось почти все из актерского арсенала, который она приобрела на театральных подмостках: комедийные характеры, лирика, умение танцевать.

Для Клавдии Шульженко Харьков стал не просто городом детства и юности, но и зарождения серьезной любви. В 1928 году в этот город на гастроли приехал ее ровесник, одессит Владимир Коралли. В середине 20-х годов прошлого века он ездил на гастроли с театром эстрады, бил чечетку, вел концерты в качестве конферансье, исполнял сатирические и веселые куплеты. Первая встреча оказалась мимолетной, в том же году певица уехала в Ленинград. Именно в городе на Неве состоялась их вторая встреча, которая и положила начало их будущему семейному и творческому союзу. Клавдия Шульженко вышла замуж за Владимира Коралли в 1930 году, в мае 1932 года у них родился сын — Игорь.

Стоит отметить, что истинное признание и любовь публики пришли к Шульженко именно в Ленинграде, куда она уехала из Харькова в 1928 году и которому отдала затем половину своей жизни. В качестве эстрадной певицы весной 1928 года ее пригласили выступить на концерте, который был приурочен ко Дню печати, выступление состоялось на сцене Мариинского театра. Буквально за один вечер она стала знаменитой. На «бис» певицу вызывали на том концерте трижды, посыпались и предложения выступать. В 1929 году она становится солисткой Ленинградской эстрады и выступает в Московском мюзик-холле. Одна за другой появляются пластинки с ее записями, которые расходятся тысячами. В те годы в СССР трудно было найти дом, в котором не звучали бы песни в ее исполнении: «Челита», «Гренада», «Записка», «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Дядя Ваня», «От края до края», «Портрет» и многие другие.

В 1934 году Шульженко успела сняться в фильме «Кто твой друг?» режиссера М. А. Авербаха в роли Веры. В 1936 году появились ее первые граммофонные записи. А осенью 1939 года состоялся первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Крайне строгое и авторитетное жюри конкурса не присудило никому первой премии, хотя среди выступающих конкурсантов было достаточно талантливых артистов. В то же время три песни — «Челита», «Записка» и «Девушка, прощай», которые были представлены Клавдией Шульженко, произвели и на зрителей, и на жюри очень сильное впечатление, позволив ей стать лауреатом конкурса. После его завершения ее популярность только выросла. На свет появлялось все больше пластинок с ее записями, и на магазинных прилавках они долго не задерживались.

В январе 1940 года в Ленинграде был образован джаз-оркестр под управлением супругов Владимира Коралли и Клавдии Шульженко, который был достаточно популярен и просуществовал до лета 1945 года. С первого дня Великой Отечественной войны данный коллектив превращается во фронтовой джаз-ансамбль, с которым Клавдия Шульженко и выступает перед солдатами Ленинградского фронта, иногда прямо на передовой. Объявление о начале войны застало певицу на гастролях в Ереване, откуда она добровольно решает ехать на фронт. Сотни раз Шульженко выезжала на фронт, где выступала перед бойцами Красной Армии, ее песни звучали и на передовых позициях, и в госпиталях в тылу. В конце 1941 года в ее репертуаре появляется ставшая в будущем легендарной песня «Синий платочек», музыку к которой написал польский композитор Ежи Петербургский. Существовало много разных вариантов текста этой песни. Клавдия Шульженко исполняла текст Якова Галицкого в редакции Михаила Максимова.

12 июля 1942 года на сцене Ленинградского Дома Красной Армии прошел 500-й концерт Шульженко и Фронтового джаз-ансамбля, позднее в том же году певице была вручена медаль «За оборону Ленинграда», а 9 мая 1945 года — орден Красной Звезды. Летом 1945 года за выдающиеся заслуги в области вокального искусства Клавдии Ивановне было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Тогда в советской прессе писали, что окончательное творческое кредо певицы, ее лирическая героиня и художественная тема сформировались именно в годы Великой Отечественной войны, так как в ее репертуаре больше не стало «случайных» песен. Однако песни ее по-прежнему были разными, однако артистка научилась делать их по-настоящему своими. За время блокады Ленинграда она дала более 500 концертов для солдат и офицеров. А благодаря ее исполнению такие фронтовые песни, как «Давай закурим», «Синий платочек», «Друзья-однополчане», получили всесоюзное признание и любовь слушателей.

В годы войны ее сценической площадкой часто становились форты Кронштадта, прифронтовые землянки, больничные палаты, поле аэродрома, лесная опушка, деревянные сараи. Однако в любых условиях она старалась появляться на концерте в платье и туфлях на каблуках. Однажды ей пришлось выступать прямо с кузова грузового автомобиля с откинутыми бортами, забираясь на эту импровизированную сцену, она сломала каблук. После этого она давала концерт, стоя на цыпочках. Во время выступления немецкая авиация совершила налет, заработала зенитная артиллерия, невдалеке начали рваться бомбы. Певицу буквально силой столкнули вниз, кто-то прижал ее шинелью к земле. Когда воздушный налет закончился, Клавдия Шульженко снова поднялась на сцену, отряхнула свой наряд и допела концерт, но уже без туфель. И это лишь один небольшой эпизод из военной биографии Шульженко, а таких концертов в годы войны она провела огромное количество. Солдаты отвечали ей за этой своей благодарностью: писали ей многочисленные письма, дарили цветы, хранили пластинки и фотографии.

В конце 1940-х годов Шульженко по-прежнему остается фантастически популярной и востребованной певицей, тираж пластинок, на которых были бы ее песни, исчисляется миллионами экземпляров. По сути, голос Шульженко становится настоящим символом эпохи, звуковым воплощением Великой Отечественной. Очень часто он использовался в художественных и документальных фильмах, для того чтобы обозначить временные рамки происходящего. Однако попытки сняться в кино в основном ни к чему не приводили, теряя контакт со зрителями, Клавдия Ивановна терялась и сама.

В какой-то момент у нее даже начали портиться отношения с властью. На рубеже 1940-1950-х годов ее обвиняли в мещанстве и пытались навязать ей свой репертуар. Однако исполнять пафосные песни советских лет она так и не стала. Шульженко пела о любви, а не о партии и комсомоле, возможно, именно поэтому звание народной артистки СССР она получила сравнительно поздно, в 1971 году, уже на закате своей эстрадной карьеры. Правда или миф, но встречается информация о том, что Клавдия Ивановна даже поссорилась со Сталиным. Она отказалась выступить на концерте 31 декабря 1952 года, на котором присутствовал вождь. Накануне, 30 декабря, ей позвонили и сказали, что она будет выступать в Кремле, на что певица ответила, что предупредили ее слишком поздно, она уже успела составить собственные планы на этот день. «По конституции я тоже имею право на отдых!» — заявила Шульженко. Если такая история действительно имела место, скорая смерть Иосифа Сталина оставила ее без особых последствий для творческой деятельности певицы.

В 1956 году Шульженко развелась с Коралли. В июле того же года режиссер Марианна Семенова познакомила ее с известным кинооператором Георгием Кузьмичом Епифановым, который был влюблен в певицу еще с 1940 года. Епифанов влюбился в нее еще до начала войны, когда случайно приобрел ее пластинку с песней «Челита». А через несколько месяцев, попав на ее концерт в Ленинграде, он понял, что окончательно «пропал». Георгий Епифанов был влюблен в Клавдию Шульженко заочно на протяжении долгих 16 лет и остался верен этой любви до конца своей жизни. Все эти годы певице приходило много писем от поклонников, многие признавались ей в любви, однако в этой массе писем и поздравительных открыток она всегда выделяла те, которые были подписаны инициалами Г. Е. Таинственный воздыхатель, которым и был Георгий Епифанов, слал ей открытки со всех уголков огромной страны. При этом кинооператор был моложе звезды советской эстрады на 12 лет. Казалось бы, если два человека любят друг друга, что может стать преградой для их счастья? Однако это в наши дни на разницу в возрасте двух влюбленных смотрят не так строго, а в те годы такой союз осуждали, за их спинами шептались: «Связался черт с младенцем». Однако любовь двух людей оказалась гораздо сильнее предрассудков и пересудов. Вместе они прожили до 1964 года, затем разошлись, но, спустя продолжительное время, в 1976 году, вновь сошлись и уже не расставались.

В послевоенные годы Клавдия Шульженко буквально воцарилась на советской сцене, любые песни в ее исполнении со временем становились популярны. Она давала десятки сольных выступлений в месяц, а каждый новый день приносил ей сотни поклонников. С годами ее мастерство оттачивалось все сильнее. Последний раз Клавдия Ивановна вышла на большую сцену Колонного зала Дома союзов в 1976 году. На том концерте по многочисленным просьбам зрителей она исполнила все свои песни военных лет. При этом последняя долгоиграющая пластинка Клавдии Шульженко «Портрет» вышла в 1980 году, за четыре года до ее смерти, а в 1981 году свет увидели ее мемуары.

Сердце Клавдии Шульженко перестало биться более 30 лет назад, она умерла 17 июня 1984 года. Похоронили ее в Москве на Новодевичьем кладбище. По воспоминаниям очевидцев, в тот день в столице стояла пасмурная погода, шел дождь, но непосредственно на похоронах из-за туч выглянуло солнце. Молодое поколение знает о ней лишь вскользь. Но главное в том, что в далекие и очень трудные годы войны ее голос поднимал советских солдат в атаку, облегчал выздоровление раненых и вселял в людей уверенность в том, что Победа все-таки наступит.

26 мая 1996 года в Харькове был открыт городской музей Клавдии Ивановны Шульженко, в котором представлены концертные костюмы, личные вещи, документы и другие реликвии, которые принадлежали певице. А к столетию исполнительницы саратовский джаз-оркестр «Ретро» подготовил программу из подлинных партитур ансамблей и оркестров, с которыми выступала знаменитая певица. Так спустя много лет, в 2006 году, под сводами Колонного зала в Кремле, снова прозвучали ее песни.

Клавдия Ивановна Шульженко была и остается настоящим национальным достоянием, классикой и эталоном советского искусства. Казалось бы, она не обладала таким уж сильным голосом и такой привлекательной внешностью, однако именно ее «Давай закурим» и «Синий платочек» становились и остались навсегда шлягерами. Не случайно о ней без преувеличения говорят: «Советская Эдит Пиаф».  (с)



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх