На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Текст выступления Павла Сигала на ПМЭФ-2017

viber image

Уважаемые коллеги! Нужно сказать, что когда читаешь материалы, которые есть в интернете или которые прислали мне из Правительства об экономике, о социальной жизни и вообще о ситуации в республике, это одно, а когда живьем приезжаешь, общаешься с людьми, ходишь по вашему замечательному городу это другое. То выступление, которое я подготовил в Москве, готовясь к этому форуму, оно оказалось ненужным, мне пришлось его радикально переработать, существенно изменить, потому что многие вещи, о которых я хотел сказать, вы осветили лучше, лучше меня знаете, о многих вещах я узнал впервые, поэтому я подготовил некие тезисы, некий экспресс-анализ вчерашней работы и той ситуацией, связанной с экономикой республики и с теми масштабными реформами, которые вы, я уверен, обязательно в ближайшее время начнете и успешно реализуете.


Ситуация в республике, давайте будем говорить откровенно, и, собственно, об этом говорит Правительство, тяжелая, идет тяжелый экономический кризис, он усугубляется и внешними факторами, и внутренними. Мы должны четко это понимать, и исходить из наших всех планов и из этого факта. Я не буду анализировать причины, факторы, которые привели и действуют в отношении этого кризиса, вы прекрасно их знаете лучше меня. Поэтому хотел бы проанализировать те мероприятия, о многих вчера говорилось, я говорил об этих мероприятиях. Однако, все-таки, мне кажется, что складывается некая цельная такая картина, я бы хотел эту картину донести до вашего внимания.

Первый вывод, который можно сделать, исходя из моего знакомства и работы - несмотря на непростую экономическую ситуацию, все-таки, я уверен, если правильно и энергично действовать в направлении реформ, они могут быть успешными. Это первый и основной вывод, который можно сделать, исходя из тех программ, которые готовятся, и той работы, которую предполагается провести. Однако, нужно понимать два фундаментальных закона, два фундаментальных правила, которые будут действовать во время ваших реформ:

1. Стандартными методами, как говорил М.С. Горбачев «усилить и углубить» у вас не получится. Т.е. вам нужны прорывные нестандартные шаги, очень энергичные движения, очень энергичная программа. Это первый фактор, который будет действовать и который необходимо решить. Исходя из этого фактора, необходимы, на мой взгляд, нестандартные подходы к созданию единой экономической среды и нового бизнес-климата, новой экономической и социальной структуры, новых моделей взаимодействия бизнеса и власти. Я считаю, что республика должна поставить перед собой сверхзадачу – создание на вашей территории, если хотите, вот, у меня такой термин – Приднестровского Сингапура, т.е. среды, максимально комфортной и для приднестровского бизнеса, и для бизнеса, который могут создавать инвесторы. Действительно, почему из маленькой рыбацкой деревушки можно было сделать процветающий мировой центр, финансовый и экономический, почему из отсталого, захудалого китайского острова Тайвань можно было сделать процветающее государство, которое, кстати, тоже фактически не было признано? Сразу хочу сказать, что говорят, да, Тайваню помогали американцы, но и вам Россия серьезно помогала и, я думаю, и будет помогать, поэтому условия достаточно очень близкие. И мне кажется, что задачи, которые вы должны ставить перед собой, они должны быть серьезные, амбициозные и, еще раз подчеркиваю, нестандартные. Иначе те вопросы, которые вам необходимо решить, вы решить не сможете.

2. Второй фундаментальный момент. Приднестровской республике для реформ отведено совсем немного времени. Вот вчера в этом зале мы дискутировали по поводу «дорожной карты» и один из уважаемых докладчиков сказал, что «первым этапом надо очистить мусор, из дома вынести мусор, а потом уже проводить реформы. Я вчера не сказал, подумал, сегодня скажу, можно, конечно, выметать мусор и дождаться того, что крыша на голову упадет, и там уже не важно, будет она с мусором или без мусора, вот у вас такая ситуация. Мусор надо выгребать попутно или может быть даже после того, как начнется масштабное строительство, потому что там все равно будет возникать свой мусор.

3. Третий момент, очень важный и принципиальный, это касается руководства республики – должна быть очень сильная политическая воля для того, чтобы проводить эти реформы. Вариант тут один – либо проводятся реформы, и республика успешно развивается и процветает, либо… Я даже не хочу сказать, что будет в случае… Но политическая воля, понимание со стороны и республики, и бизнеса, и граждан, единство в решении этой задачи – это совершенно необходимый третий компонент для того, что сейчас необходимо для Приднестровской республики.

4. И четвертый момент, о котором вчера тоже говорили – это те преимущества, которые есть перед Приднестровьем. Вот, в России, и «Опора России», и мы уже много лет занимается проведением очень серьезных реформ, создания инвестиционного климата, много удалось сделать. Однако, Россия – большая страна с множеством регионов, с совершенно разным экономическим и людским потенциалом, и поэтому многие очевидные вещи с трехуровневой системой управления – федеральная власть, региональная, местная власть. И поэтому многие вещи, даже, казалось бы, простые и необходимые, принимаются достаточно долго, трудно, и искажаются на пути от идей до реального его решения. В этом плане Приднестровье, являясь компактным небольшим государством, это, с одной стороны, минус – маленький экономический внутренний рынок, но с другой стороны огромный стратегический «плюс» – он позволяет достаточно быстро и энергично проводить реформы и контролировать их выполнение. Этим «плюсом» вы должны воспользоваться в полной мере.

Теперь я хотел бы проанализировать те основные направления деятельности, которые вчера обсуждались и которые еще сегодня будут обсуждаться, и, которые, на мой взгляд, совершенно необходимы для решения тех задач, о которых я говорил, и вы говорили. Я буду перечислять эти направления не по степени важности. Ну, просто я вот в таком порядке их предложил, это не значит, что самое первое – самое важное, а десятое – менее важное.

Итак, первая задача – это создание сбалансированного бюджета. Эта задача принципиальна для любого государства, если вы – самостоятельное и независимое государство, то, прежде всего, республиканские власти и бизнес, как основной налогоплательщик, должен думать об этом, хотя отвечает за это Правительство, Президент и другие властные структуры республики. Сбалансирования бюджета, как известно, можно достичь двумя принципиальными путями – это сокращение расходов или повышение доходов. Понятно, что невозможно достичь результата, если решать одну из этих задач. Решать их надо вместе и параллельно. Очень важная и, безусловно, в будущем достаточно болезненная проблема и задача – сокращение расходов. Под сокращением расходов нужно понимать не механическое сокращение… Там, в каком-то министерстве сократили 10 человек, в каком-то 5, уменьшили две комнаты, которые мы занимаем… Это, безусловно, техническая работа, и её нужно делать. Вопрос идет о принципиальном изменении функционала министерств, ведомств и всех органов управления и создания компактного и эффективного государства. Тогда расходы удастся сократить существенно.

В этом направлении, на мой взгляд, республика начала очень энергично двигаться, хотя многие вещи еще не проработаны, но это направление именно не косметический ремонт, а именно существенное принципиальное изменение функционала, еще раз повторяю, многих министерств и ведомств.

И здесь есть очень важный опыт, и, собственно, единственное направление, в котором, на мой взгляд, вам необходимо двигаться. Об этом говорил руководитель Торгово-промышленной палаты, и я считаю, это вещь совершенно необходимая, вчера это нигде не прозвучало, и, как я понимаю, в тезисах «дорожной карты» этого тоже нет, это направление работы, связанное с передачей на аутсорсинг ряда управленческих функций. Здесь принципиально нового ничего нет, во многих государствах это делается, и в России, в том числе. Ну, например, в Голландии регистрацию предприятий осуществляет Торгово-промышленная палата. Никакие не министерства и ведомства. Вот, в России нам удалось провести закон, по которому регулирование всего небанковского сектора, а в России небанковский сектор представлен финансовыми организациями, кредитными кооперативами, ломбардами и иным целым рядом других структур. Так вот, регулирование этого сектора будет по закону передано саморегулируемым организациям. Нам удалось провести этот закон, и Центральный банк Российской Федерации, уж на что у нас вертикально выстроена система, согласился и передал надзорные и контрольные функции, вот подумайте, надзорные и контрольные функции саморегулируемой организации. А сам Центральный банк контролирует уже саморегулируемые организации. Вот примерно по такой же модели можно и нужно будет реформировать структуры госуправления – максимальное количество функций передать общественным саморегулируемым и специализированно созданным структурам. Но не органам госуправления. Это и повышение эффективности, и снижение затрат, ну, и откровенно говоря, уже как бизнесмен говорю, конечно проще, когда тебя проверяет саморегулируемая организация, которая понимает глубину сути проблемы, чем чиновник, даже самый хороший, который эту проблему видит из своего кабинета.

Следующий важный вопрос, который необходимо – это модернизация и переформатирование работы банковской финансовой системы. Проблема очень серьезная, вы знаете, что финансовая система – это кровеносная система любой экономики. Многие вещи кажутся неразрешимыми, но поверьте мне, как профессионалу, на самом деле решения есть, они просматриваются. С другой стороны, я вам сразу честно скажу, что и на заседании в Центральном банке некоторые вопросы, которые мы обсуждаем, обсуждаться не будут. Деньги любят тишину! Поэтому тут очень важно в финансовой сфере, как раз, в отличие от других сфер, где нужна максимальная публичность и открытость, в финансовой сфере публичность и открытость нас ждет после того, как решения уже приняты, сформулированы и четко реализуются. Чтобы не спугнуть удачу, не спугнуть деньги, ну, и не спугнуть потенциальных инвесторов. Но решения, на самом деле, даже сейчас уже намечаются, они есть, они возможны.

Следующий вопрос, о котором много говорили, у меня был в моем докладе посвящен целый раздел, но, насколько я понимаю, республика тут движется достаточно быстро, это модернизация и переформатирование налоговой системы. Здесь этот вопрос надо более глубоко изучить, но те цифры, которые вчера озвучили, что с 35% от ВВП, если я правильно понял, налоги будут снижены до 25% - это очень серьезный системный шаг. Могу вам сказать, что в Российской Федерации сейчас налоговая нагрузка на бизнес гораздо больше, чем сейчас существует в Приднестровье. Даже без вот этих снижений. Поэтому когда вы начинаете ворчать, что высокие налоги, понимайте, что мы – предприниматели России, живем в ситуации, когда налоги еще более высокие. И ничего, как-то живем, работаем. Это не значит, что мы не боремся, не совершенствуем, не снижаем, это все нужно делать, и мы делаем. Но просто здесь надо понимать, что снижение налогов, которое продекларировано, но, я уверен, будет реализовано, оно неразрывно связано с собираемостью налогов, с выходом бизнеса из тени и, если хотите, с жизнеспособностью и функционированием государства.

Так не бывает – «дайте нам налоговые льготы, а мы все равно будем работать вчёрную и втихаря»! Я буду предлагать и настаивать на том, что если налоговая реформа действительно будет реализована и создан благоприятный климат для предпринимателей, а там нет предела совершенству, понятно, что все сразу не удастся сделать, то республика должна требовать, это уже дело государства, максимально полного собирания налогов, иначе вы просто не сохраните государство. Нет другого! Если мы с вами осознаем, что мы – налогоплательщики и на наши деньги все здесь существует и будем активно в этом принимать участие, то тогда, вот это есть та социальная ответственность бизнеса, о которой много говорят и в России, и в Приднестровье.

У нас часто социальную ответственность бизнеса подменяют понятием: «Вот, ты оказываешь благотворительность, ты – социально ответственен». На самом деле, я думаю, это все ерунда. Благотворительность – дело добровольное: хочешь – оказывай, хочешь – не оказывай. А вот платить налоги – это та социальная ответственность бизнеса, которая есть. Так что, коллеги, не обижайтесь, хотя я ваш, как говорил Киплинг в «Маугли»: «Мы с вами одной крови, ты и я». Или как у нас в России говорят: «Заплатил налоги и спи спокойно!» Я принципиально считаю, что если налоговая система сбалансирована, и бизнес может нормально в ней существовать, налоги обязаны платить все. Более того, я считаю своими личными врагами тех, кто не платит налоги, потому что я-то плачу налоги в полной мере, и получается, я своими налогами должен закрывать те дыры, которые не платятся всеми. Поэтому во всех успешных и развитых государствах налоговые преступления самые тяжелые. Другое дело – нам не надо путать налоговое преступление, это мы дальше будем говорить, с налоговыми ошибками, и здесь не должно быть соответствующих перегибов, как часто бывает и в России, когда за какую-то ошибку в бухгалтерском учете налоговая арестовывает счета, а потом несколько недель предприниматель бегает и открывает эти счета. Тут разумный баланс. Но платить налоги – это святая обязанность и без этого государства, особенно вашего, выстраданного, буквально, в боях, вы просто не сохраните и не построите.

Ну, исходя из опыта России, я набросал целый ряд пунктов, связанных, там, с упрощением налогов, с упрощением администрирования налогов, но я так понимаю, в этом вы уже далеко продвинулись, это все у вас серьезно прорабатывается, поэтому эта такая специфическая, тонкая, профессиональная работа, и я рад, что в этом направлении республика движется. Понятно, что есть многие, не решенные еще вопросы, однако, все-таки, это уже профессиональный разговор, и мы зафиксировали то, что налоговая реформа необходима, она будет, она приведет к существенному снижению налогов.

Следующий вопрос. Я его озвучу тезисно. Мы в России с этим достаточно успешно и долго работаем, удалось многие вещи решить. Это упрощение регистрации и перерегистрации и ликвидации предприятий. У нас в России парадоксальная ситуация. Мы практически полностью оптимизировали регистрацию и создание новых предприятий. Просто, четко, понятно. А вот ликвидация предприятии – это уже сумасшедший дом. Начиная с налоговой проверки. Предприятие может быть нулевое. Вот вы открыли, понадобилось вам. Сдавали пустые бланки, хотите закрыть. Все. Начинается сумасшедший дом. Камеральные проверки, куча бумаг и т.д. поэтому бизнес должен был придумывать всякие схемы присоединения, слияния и пр. и этих ошибок в республике надо избежать. Еще раз говорю. Я не знаю как действует система регистрации, перерегистрации и ликвидации. Но это надо обязательно в программе прописать, это максимально упрощенная система регистрации, перерегистрации предприятия, лучше тут что-то потерять, на каком-то предприятии будут недобросовестные, будут пытаться обанкротить предприятие с долгами, но лучше тут потерять что-то, чем заставлять сотни тысяч предприятий бегать и тратить свое время, время сотрудников профильных министерств и ведомств, и, как я надеюсь специализированных структур, которые будут работать, хотя вряд ли налоговой системе это удастся сделать. Поэтому здесь на это надо обратить внимание.

(...)
Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх