На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Инфляционный налог в Украине, 1999-2016 гг.

Оригинал взят у aillarionov

Дискуссия, развернувшаяся на страницах этого блога относительно (не)возможности/ (не)желательности/ (не)необходимости – либо привязки украинской гривны к одной из мировых надежных валют, либо же к полному переходу Украины на такую валюту, например, на евро, – показала слабую информированность некоторых ее участников относительно плюсов и минусов такого решения. Автор этих строк планирует время от времени возвращаться к этой теме. Сегодня же здесь размещаются результаты расчетов инфляционного налога, уплаченного украинскими экономическими субъектами от использования гривны в 1999-2016 гг.

Инфляционным налогом называются потери экономических субъектов (населения, компаний) от снижения в результате инфляции покупательной способности находящихся в их распоряжении денежных средств (наличных и на банковских счетах).

Так, например, собственник денежных средств в 100 гривен при инфляции в 10% годовых теряет по итогам года покупательную способность, эквивалентную (уплачивает инфляционный налог в размере, равном) 9,1 гривны; при инфляции в 50% – 33,3 гривны; при инфляции в 100% (удвоение цен) – 50 гривен; при инфляции 4735% (фактическая инфляция в Украине в 1993 г.) – утрачивает покупательную способность (уплачивает инфляционный налог) размером в 97,9 гривны.

Следует иметь в виду, что обычные налоги (какими бы неприятными они ни были) являются относительно прозрачными и предсказуемыми, поскольку решения об их введении, а также об изменении их ставок принимаются властями и общественными представителями в ходе наблюдаемых дискуссий, на которые иногда можно оказать влияние.

В отличие от них инфляционный налог взимается с держателей национальной валюты без какого-либо обсуждения в обществе, без какого-либо получения согласия общественных представителей, а размеры инфляционного налога являются результатом во многом произвольных решений денежных властей. Средства, полученные в результате инфляционного налога, используются или преимущественно или исключительно национальными денежными властями (национальным банком и иногда также министерством финансов) без какого-либо обсуждения с представителями общества.

Очевидно, что переход в денежных расчетах и сбережениях на валюту, менее подверженную инфляции (например, на евро), снижает размеры уплачиваемого гражданами и бизнесом инфляционного налога.

В таблице ниже приведены размеры инфляционного налога, фактически уплаченного украинскими гражданами и украинским бизнесом в 1999-2016 гг. по годам и периодам, соответствующим в основном срокам деятельности четырех последних украинских президентов.

Для сравнения приведены размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинский бизнес уплатили бы в эти же годы, если в денежном обращении Украины гривну заменил бы евро – с момента его введения в 1999 г. Для удобства сопоставлений размеры инфляционного налога представлены в миллионах долларов США и в процентах ВВП Украины.

Инфляционный налог на фактических держателей гривны и на гипотетических держателей евро в Украине, 1999-2016 гг.
По годам и периодам Инфляционный налог,
млн. дол. США
Инфляционный налог
в % к ВВП Украины
Соотношение инфляционных налогов на держателей гривны и евро, раз
На фактических держателей гривны На гипотетических держателей евро На фактических держателей гривны На гипотетических держателей евро
1999 992 62 3.0 0.19 16.0
2000 1304 127 4.0 0.39 10.3
2001 910 201 2.3 0.51 4.5
2002 92 272 0.2 0.62 0.3
2003 885 371 1.7 0.71 2.4
2004 1959 504 2.9 0.75 3.9
2005 4510 814 5.1 0.91 5.5
2006 4311 1118 3.8 1.00 3.9
2007 8958 1668 6.0 1.12 5.4
2008 19708 3167 10.5 1.68 6.2
2009 8623 199 7.1 0.16 43.4
2010 6430 1193 4.7 0.88 5.4
2011 6335 2279 3.9 1.40 2.8
2012 543 2358 0.3 1.34 0.2
2013 -298 1512 -0.2 0.82 -0.2
2014 6551 260 6.5 0.26 25.2
2015 13561 14 16.4 0.02 992.5
2016 5308 98 6.3 0.12 54.2
По периодам:
Л.Кучма, 1999-2004 6142 1535 2.3 0.58 4.0
В.Ющенко, 2005-2009 46111 6966 7.0 0.98 6.6
В.Янукович, 2010-2013 13011 7342 2.0 1.12 1.8
П.Порошенко, 2014-2016 25420 372 9.5 0.12 68.3
Всего, 1999-2016 90683 16215 4.9 0.68 5.6
Рассчитано по данным НБУ, Государственной службы статистики Украины, МВФ.

Как видно по данным таблицы, украинские экономические субъекты ежегодно уплачивали и уплачивают (без их согласия) инфляционный налог, измеряемый сотнями миллионов и миллиардами долларов. По абсолютной величине (в дол. США) рекордными были размеры уплаченного ими инфляционного налога в 2008 г. (19,7 млрд.дол.) и в 2015 г. (13,6 млрд.дол.). По относительной величине (в процентах к ВВП) максимальный инфляционный налог был уплачен держателями украинской гривны в 2015 г. (16,4% ВВП).

Среди четырех рассматриваемых президентских периодов наиболее тяжелый инфляционный налог относительно размеров национальной экономики (и, следовательно, относительно суммарных доходов всех украинских экономических субъектов) был уплачен во время деятельности П.Порошенко в 2014-2016 гг. (9,5% ВВП).

Для сопоставления приведены также размеры гипотетического инфляционного налога, который украинские граждане и украинские компании уплатили бы в том случае, если в стране с 1999 г. использовался бы евро. По данным таблицы видно, что в этом случае размеры инфляционного налога составляли бы, как правило, около 1% ВВП или даже ниже и были бы в разы меньше фактически уплаченного ими при использовании гривны:
например, в целом за весь 18-летний период – в 5,6 раза;
за три года президентства П.Порошенко (2014-2016 гг.) – в 68 раз;
в одном только 2015 г. – в 993 раза.

В целом за 1999-2016 гг. украинцы фактически заплатили в качестве инфляционного налога 90,7 млрд.дол., или примерно по 2 тысячи долларов на человека. Если в эти годы в Украине действовал бы евро, то размер инфляционного налога составил бы величину, в 5,6 раза меньшую, – 16,2 млрд.дол.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх