На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Убыхи. Исчезнувшая гроза Кавказа

Народы Кавказа воспринимаются посторонним как монолит, но этот камень подобно граниту весь изрезан прожилками, и нет в природе одинакового. Горцы бывают мирными, временно мирными и совсем не мирными. Среди последних убыхи (пех) выделяются особенно своей храбростью, свирепостью и запредельной жестокостью. Какими они были, и где сейчас лучшие воины Кавказа?


Бухта Вардане

Работорговля – норма жизни?

Даже те из нас, кто никогда не был на Кавказе, знают этот край по литературе. В частности, о черкесах много писал Михаил Лермонтов. Он, в отличие от модных сейчас писателей, работал «с натуры», находясь на службе в армии. У него не было причины думать о горцах хорошо, но он их и не демонизировал. Те, кто шел по его стопам, подробно изучили врага и знали его жизнь до мелочей.

Нравы Кавказа жестоки, потому что трудна жизнь. Места, конечно, красивые, но малокормные. Не стоит забывать и про специфический климат при полном отсутствии внятной медицины, зачатков гигиены и ресурсов, превращавший регион в откровенную «язву». Болезни косили горцев куда быстрее пуль.


Однако есть сравнительно небольшой участок побережья, где земля плодородна. Это участок между реками Шахе и Хоста. Собственно, это и есть феодальная Убыхия. Место очень удобное, поэтому поселения здесь фиксируются еще в Каменном веке. Ключевая точка - Вардане (Сюепсе), естественная природная гавань, чья глубина позволяет принимать морские суда (сегодня это окрестности Сочи в Краснодарском крае). Вот только что может предложить нищий Кавказ образца 17-18 века? Только людей.

Один красивый мальчик пяти-семи лет из местных стоил как два строевых коня, если переправить его в Тунис или Алжир. Ислам на подобные «шалости» смотрит негативно – вплоть до побития камнями, но традиция легальной проституции, которой как бы нет, но которая есть, неискоренимы.

Бизнес есть бизнес. Ничего личного

Если живешь среди людей, для которых зарезать соседа - не преступление, но подвиг, тебе нужно оружие и побольше. Но на Кавказе нет селитры и хорошего железа. Зато оно есть в Турции и Персии, как и устойчивый спрос на рабов разной категории.


Последний князь Убыхии Керантух Берзек

Вот тут мы делаем круг и возвращаемся к убыхам, которых многие склонны ставить в пример как «щит» Кавказа от русской экспансии. Бизнес «люди-оружие», что подтверждено археологическими находками и письменными источниками, возник, когда русскими в регионе даже не пахло. А при русских сошел на нет.

Это факт, как и то, что княжеские роды Борзен и Диман (старшие среди убыхов) продавали, естественно, не своих родичей - «товар» добывался в набегах на соседей-горцев. Задолго до прихода в регион русских они буквально терроризировали окрестные племена.

Когда вспоминают знаменитых черкесов, речь идет, как правило, именно об убыхах. Они объективно были лучшими воинами Причерноморья, «бившимися отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех». Но давайте не будем выкидывать слово «из песни»: роды Субешх, Хизе, Вардане, Псахе, Саше и Соцва – работорговцы, и все их подвиги были ради добычи.

А где народ?

Убыхи сделали ставку на Османскую империю, что, в целом, логично. Грабить смысла нет, если сбывать некуда. Рабы и добыча шли в Турцию через морскую пристань, в Трапезунд.

Но Запад есть Запад, Восток есть Восток, как говаривал мудрый Редьярд Киплинг. Когда немногочисленный (до 100000) народ проиграл свою войну, турки его «скушали» без соли. Национальная идентичность и язык утеряны, люди ассимилированы. Нет больше убыхов. К слову, все народы адыгской группы, которые приняли подданство Российской Империи, даже сегодня представлены все до единого.


Вот они: уже не убыхи и еще не турки.

Дело в специфическом полуфеодальном устройстве Великой Порты. Османы (турки как таковые) проживали в Стамбуле и Анатолии, все прочие люди делились на «сорта» исходя из их этнической и религиозной принадлежности. Смешение не допускалось.

С одной стороны, распространение ислама - естественный интерес для султанов, но экономика решительно против. Империя бесконечно воюет, воины у нее есть, но нет денег на армию и флот. Христиане (армяне, понтийские и островные греки, ассирийцы), а также другие «зимми», в частности, евреи – это «кормовая база». В армии они служить не могут, зато платят налоги: харадж и джизью. Нет иноверцев – нет денег. Простая, но архаичная налоговая система.

Убыхи были, как и все народы Кавказа, первоначально язычниками, но под влиянием Дагестана приняли ислам. Следовательно, и взять с них нечего.

«Последний из ушедших»

Нельзя рисовать историю лишь черной краской. Надо вспомнить и достойных. На кладбище в селе Хаджи-Осман (Турция) есть плита с надписью «Vubıh dilini ölümsüzlestiren bu dili yazıp konusabilen son Vubıh», что в переводе на русский значит: «Здесь лежит последний убых, обессмертивший убыхский язык, писавший и говоривший на этом языке».

Это могила последнего убыха Тевфика Эсенча, умершего в 1992.Этот выдающийся ученый был последним, кто знал этот ныне мертвый язык.


Этот представитель рода Зэйшъуэ вдохновил Баграта Шинкубу на роман «Последний из ушедших».

Работая с французским лингвистом Ж. Дюмезилем, он оставил подробную историю исхода народа в Турцию, записал мифы и легенды, составил опись традиций и обычаев. То, что мы знаем о культуре и лингвистике Северо-Западного Кавказа, - его заслуга.

Могла ли история убыхов иметь другой, счастливый конец, если бы они сделали верный выбор? Ведь он был, и адыги им воспользовались, став частью многонациональной России. Как думает почтенный читатель?

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх