Бактерия деменции. Что вызывает болезнь Альцгеймера?

Ученые обнаружили причину и работают над лекарством, а возможно, и вакциной

Болезнь Альцгеймера, разрушившая правое полушарие головного мозга. Фото: Jessica Wilson / Science Photo Library

Спустя десятилетия бесплодных поисков лекарства от болезни Альцгеймера и связанных с этим разочарований ученые, кажется, нашли причину заболевания. Обнаружение связи между бактерией, вызывающей пародонтит, и болезнью Альцгеймера может совершить настоящий переворот в медицине. А также привести к разработке эффективного лекарства и даже вакцины, утверждает журнал New Scientist.

По мере старения населения всего мира деменция распространилась настолько, что стала 5-й по частоте причиной смертности. Болезнь Альцгеймера составляет 70% случаев старческого слабоумия, и до недавнего времени ученые не знали, что именно ее вызывает. С 1984 года ведущей гипотезой была следующая: в мозговых тканях появляются и накапливаются неправильно свернутые белки – амилоиды и тау, образуются бляшки, теряются нейроны и синаптические связи. На изучение этой гипотезы, экспериментальные исследования на мышах и разработку лекарств для блокировки и разрушения амилоидов выделялись огромные суммы.

Впрочем, к концу этого десятилетия возникли подозрения, что эта гипотеза не работает. В одном только 2018-м Национальные институты здравоохранения США потратили $1,9 млрд на исследования. Но, согласно недавней публикации, лекарства против болезни Альцгеймера в 99% признавались неэффективными. Кроме того, выяснилось, что некоторые люди, даже в возрасте более 90 лет, несмотря на бляшки в мозге не страдают от слабоумия и обладают превосходной памятью.

В 2016 году исследователи обнаружили, что амилоид функционирует как защита от микробов. Тогда ученые в качестве причины болезни Альцгеймера придерживались основной (амилоидной) гипотезы, но в последующих исследованиях они все же обратили внимание на бактерии. В мозге людей, страдающих от этой болезни, еще при жизни были найдены бактерии, но тогда было непонятно, являются ли они причиной болезни или мозг стал доступен для них вследствие повреждения, вызванного Альцгеймером.

Далее здесь