На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Преподавание языческих традиций в школе: результаты опроса



Преамбула

В 2018 году мы делали опрос язычников о проблеме воспитания детей в рамках той или иной языческой традиции в условиях современности[1]. Один из них звучал так: «На Ваш взгляд, какие факторы могут способствовать воспитанию и укоренению ребёнка в традиции?»; среди ответов был пункт: «Введение курса «Основ традиционной культуры» (аналог ОПК, но без православия)». За введение такого курса проголосовало 29,3% опрошенных. В другом вопросе 42,9% ответивших назвали курс ОПК в школе угрозой воспитанию детей в русле языческих традиций.

В ходе нашего нового исследования, мы решили подробнее изучить мнение язычников об идее преподавания основ языческих традиций в школах, по аналогии с модулем «Основ православной культуры» (ОПК) в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). На данном этапе мы признаем, что внедрение таких курсов неосуществимо, поэтому наше исследование следует рассматривать как изучение мнений и готовности языческого сообщества в широком смысле слова, к обсуждению таких проектов.


Опрос 2018 года затрагивал семьи язычников, где ожидали детей в скором времени или уже были дети дошкольного и школьного возраста. В этот раз мы не ставили таких рамок и не собирали демографические данные. Тем не менее, мы распространяли анкету по аналогичным сообществам, площадкам и каналам среди язычников, что позволяет говорить о том, что аудитории опроса 2018 года и данного исследования в подавляющей массе совпадают.

Ниже мы приводим анализ полученных результатов.

Опрос проходил с 22.08.2019 по 10.09.2019.

В ходе опроса было собрано 588 анкет с ответами.

Из них были исключены анкеты, в которых в графе «Ваша традиция» были указаны «ислам», «христианство», «атеизм», «буддизм», «телема», «никакая» и т. п., так как они выходят за пределы нашей целевой группы. В итоге была обработана 551 анкета. В тех вопросах, которые не были помечены как «обязательные», количество отвечавших бывает меньше.

Итоговые цифры указаны в процентах, в квадратных скобках после процентов уточняется номинальное количество ответов, например: «ответ А – 5% [n человек]». Некоторые ответы снабжены диаграммами, количество ответов указано в левом верхнем углу; другие даны в виде сгруппированных списков свободных ответов от респондентов.

Опрос проводился анонимно и на некоммерческой основе. Все полученные результаты публикуются в свободном доступе для пользы и блага всех, кто интересуется проблемой воспитания детей в русле традиции. Разрешается использовать полученные данные для других аналогичных исследований, изучения корреляций и публикаций, при условии сохранения целостности контекста, указания ссылок на оригинальное исследование и авторов.

Полный текст анкеты размещен в Приложении №1 в конце документа.

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе и помогал его распространять среди языческих сообществ.

Состав участников опроса по принадлежности к традициям

Среди всех опрошенных вновь можно выделить два доминирующих кластера: славяно-русских и германо-скандинавских язычников[2].

Представителей славяно-русской традиции: 69,8% [385].

Представителей германо-скандинавской традиции: 16,8% [93].

Среди славяно-русских язычников встречаются следующие самонаименования: родноверие, славяно-русское язычество или традиция, славянское традиционное мировоззрение, славянофильство, славяно-русское язычество/аграрный традиционализм, древнеславянское традиционное язычество, природноверие, славянское новоязычество, русское язычество и т. п.

Среди германо-скандинавских язычников встречаются следующие самонаименования: асатру, одинизм, вотанизм, германо-скандинавская традиция, северная традиция, германское язычество, скандинавское язычество, скандинавский древний обряд.

Помимо двух самых крупных групп также были названы: язычество, неоязычество, природоверие, примордиальная традиция [1], шаманизм [15], римский политеизм/Religio Romana [2], тантра [1], санатана дхарма [1], офитизм [1], путь левой руки [1], пантеизм [2], финское язычество [1], кельтское язычество [1], традиции коренных народов (без уточнения) [9].

Отношение к идее

Вопрос №2: «Как вы относитесь к идее преподавания в школах условного предмета «Основы языческих традиций»?»

Подавляющее большинство респондентов высказалось об идее одобрительно.

  • Положительно: 62% [341].

  • Скорее положительно: 25% [136].

  • Скорее отрицательно: 7% [41].

  • Отрицательно: 6% [33].

Сводя отношение к двум полюсам, можно заключить что «за» выступают 87% язычников, в «против» только 13%.


Диаграмма №1

Содержание предмета

Вопрос №3: «О чем должен быть этот предмет?».

Ответы на предложенные варианты распределились следующим образом.

  • О языческих традициях мира и их общих (объединяющих) чертах: 18% [95].

  • О славянских языческих традициях в прошлом и современности: 10% [56].

  • О традициях коренных и малых народов в их национальных регионах: 2% [12].

  • Предмет должен учитывать все три пункта выше и адаптироваться к регионам: 70% [377].

Показательным является высокий уровень солидарности сторонников славяно-русского язычества, составляющего большую часть респондентов, с представителями традиционных верований в регионах, что выражается в декларировании необходимости адаптации курса основ языческих верований к этнокультурной специфике национальных республик и регионов, например Осетии, Карелии, Удмуртии[3], Башкирии, Тувы или Бурятии. А также, косвенно, язычники согласны с тем, что детям будет полезно ознакомиться не только со своей славяно-русской или этнической традицией, но и получить общие сведения о языческих традициях народов, которые проживают в России.


Диаграмма №2

Название предмета

Вопрос №4: «Какое название предмета вам больше нравится?».

Респондентам было предложено выбрать из четырех условных названий предмета или предложить свою собственную версию.

Среди предложенных вариантов предпочтения распределились следующим образом:

  • Основы традиционных религий: 34% [182].

  • Основы народной традиции: 24% [132].

  • Основы языческой культуры: 22% [117].

  • Основы славянской традиции: 16% [84].

Ещё 4% [23] респондентов предложили свои варианты названий:

  • Основы языческой культуры Славян

  • Основы язычества как мировоззрения

  • Природноверие.

  • ПриРодоведание

  • Природоведение

  • Родная вера

  • Славяноведение, традиции предков

  • Всё перечисленное

  • Живая традиция

  • История культуры, эстетики и традиций.

  • Мировоззрение

  • МНР (Мировые Этнические Религии) по аналогии с МХК (Мировая Художественная Культура).

  • Наследие предков

  • Основы народной языческой культуры

  • Основы национальных традиций и религий

  • Основы политеистических культур

  • Основы религиозных традиций народов мира.

  • Основы Северных Традиций

  • Основы славянского язычества

  • Основы традиции

  • Основы традиционных верований

  • Основы традиционной культуры

  • Никакое, не надо уподобляться РПЦ

Характер предмета

Вопрос №5: «Этот предмет должен быть миссионерским или культурологическим?»

Данный вопрос затрагивает проблему, которую часто называли в связи с внедрением курса ОПК: будет ли это формальное ознакомление детей с фактами и сутью религии или это будет миссионерская проповедь, направленная на обращение детей в ту или иную традицию. Согласно актуальному законодательству РФ, религиозные организации отделены от государства, проповедь и миссионерство в образовательных учреждениях запрещены.

По итогам опроса, подавляющее большинство язычников проголосовало за культурологический вариант преподавания основ языческих традиций в школе. То есть, учитель должен быть светским лицом.

За такой вариант высказались 82% [443] опрошенных.

Но в динамике, на начальном этапе опроса, лидировал альтернативный и более традиционалистский вариант миссионерского преподавания предмета в школе, где учителем должен выступать священнослужитель (волхв, жрец, карт, годи или, например, шаман).

За такой вариант в сумме высказались 18% [95] опрошенных.


Диаграмма №3

Судя по распределению представителей разных традиций по вариантам ответа, нет оснований говорить что, например, представители родноверия больше склоняются к светской модели, а представители одинизма — к миссионерской модели; распределение в целом пропорциональное и культурологический вариант преобладает в обеих группах.

Классы преподавания

Вопрос №6: «В какие учебные года он должен преподаваться в школах?»

Распределение ответов по этому вопросу с самого начала зафиксировалось в равных пропорциях.

  • Только в старших 9-х, 10-х и 11-х классах: 31% [169].

  • В 4-м, 5-м и 9-х, 10-х и 11-х классах: 36% [195].

  • С 1-го по 11-й класс, на протяжении всей школы: 33% [178].

Тем не менее, можно заметить, что большинство де-факто высказалось за то, чтобы самые азы традиций преподавались детям с младшего школьного возраста, так как два последних варианта частично накладываются друг на друга.


Диаграмма №4

Авторство курса

Вопрос №7: «Кто должен разработать программу, учебник и рабочие тетради по этому предмету?»

  • Только светские эксперты, религиоведы и педагоги: 8% [42].

  • Только представители языческой традиции (жрецы, волхвы, теологи, шаманы и т. д.): 11% [59].

  • Совместно и светские эксперты, и представители традиционных религий: 81% [441].

Активное делегирование задачи составления образовательного курса условного предмета «Основ языческих традиций» коррелирует с аналогично высоким процентом (82%) выбравших светский вариант преподавания курса.

Высокое доверие академическим кругам, которые объективно выступают для языческого сообщества как социально внешние эксперты, также объясняется немногочисленной прослойкой интеллектуалов и квалифицированных экспертов в самом языческом сообществе. Так как очевидно, что создать и наполнить полноценный образовательный план для детей начальных и старших классов для одного человека не под силу.


Окончание здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх