На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Новая власть хочет продать «Украину»




Генеральный директор «Укроборонпрома» Айварас Абромавичюс заявил о возможности продажи ракетного крейсера «Украина». По его словам, у украинского государства нет потребности в военных кораблях такого уровня. «В Украине нет необходимости в крейсере такого масштаба, поэтому мы будем рассматривать возможность продажи этого крейсера», — пояснил он. Абромавичюс также отметил отсутствие целесообразности достройки этого корабля.

Действительно, если без ерничества и пафоса, для страны Украина потребности в таком корабле совершенно нет. Он является кораблем океанской зоны, основное предназначение которого — уничтожение авианосцев. Для решения задач, которые могут возникнуть перед региональной державой, не имеющей прямого выхода в океаны, куда с большей эффективностью можно использовать небольшие корабли прибрежной зоны и береговые вооружения. В крайнем случае — надувные лодки.

По уму, отказываться от «Адмирала Лобова» (так назывался корабль в «девичестве») за полной ненадобностью следовало бы сразу по обретении незалежности, вплоть до того, что продать его заинтересованной стороне по символической цене, удовлетворившись оплатой работ по его достройке. Так, к слову, поступила Россия, продав по цене металлолома Индии авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», но заработав более миллиарда долларов на его полной реконструкции.

Ведь ракетный крейсер — это классический неликвид (то есть продукт с высокой номинальной стоимостью, но имеющий крайне ограниченное применение, а следовательно, и узкий круг потенциальных покупателей). Корабли такого класса имеют на вооружении лишь 3–4 державы, и их не «приобретают по случаю». Даже если его покупают по бросовой цене, неизбежно встают вопросы обеспечения его эксплуатации (а это очень недешевое удовольствие), технического облуживания (запчасти) и обучения личного состава.

Но сильно мучили украинское руководство и общество в целом «фантомные боли» по великодержавию и его атрибутам, от которых вроде бы Украина сама же и отказалась, уйдя из «империи». Поэтому кораблю присвоили пафосное название «Украина», видя в нем будущий флагман украинского флота и символ могущества самостийной державы. Средств на достройку, несмотря на регулярно принимаемые постановления, так и не нашли, корабль же после 28 лет стояния у пирса, понятно, пришел в плачевное состояние, а установленные на нем системы вооружений устарели и морально.

Решения о его продаже также принимались неоднократно, но оставались на бумаге, поскольку по указанным выше причинам покупателя на него найти нереально. Понятно, что сейчас его можно продать только на металлолом, что, видимо, и планирует новая власть, которая, руководствуясь жестким прагматизмом, судя по всему, всерьез намерена расстаться с «непрофильными активами», оставшимися с советских времен.

Повторюсь, в ситуации с крейсером «Украина» такое решение абсолютно логично и обоснованно. Замечу, что ситуации, когда недостроенные корабли идут на слом из-за изменившейся концепции их применения или военно-политической обстановки, в истории военного кораблестроения нередки, такое случалось и в СССР, и в США.

Но планы новой власти по продаже Украины не ограничиваются стоящей в Николаеве ржавой посудиной, с которой связаны ностальгические воспоминания. Запланирована и «большая приватизация» еще сохраняющихся крупных государственных компаний. Президент дал поручение Раде до 1 октября принять законопроект об отмене перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, а Кабмину — сформировать перечень стратегических предприятий, которые нельзя приватизировать.

Дело в том, что собственность, на приватизацию которой доселе был наложен запрет, можно разделить на две категории. Первая — это предприятия, выпускающие продукцию стратегического значения, прежде всего военную и двойного применения, такие как Южмаш, Энергоатом, концерн «Антонов», тот же завод им. 61 коммунара, у достроечного пирса которого догнивает «Украина».

Все они создавались как неразрывная часть единого народнохозяйственного и производственного комплекса СССР, связаны с предприятиями в бывших советских республиках, прежде всего в Российской Федерации, тысячами кооперационных связей, там же находятся основные потребители их продукции, которую, в общем-то, также можно отнести к «неликвидам». Ну кому, к примеру, кроме Роскосмоса, нужны системы управления и стыковки космических аппаратов, которые разрабатывал и производит харьковский «Хартрон»?

Нигде, кроме России и арендуемого ею у Казахстана «Байконура», нет и стартовых площадок для южмашевских ракет — все периодически анонсировавшиеся проекты строительства космодромов под них в других странах закончились ничем. Для АЭС советско-российской конфигурации предназначена продукция Энергоатома. Производство же конечной продукции (самолетов, к примеру) в свою очередь критически зависит от поставок комплектующих из России

После Евромайдана и объявленного курса на разрыв всех связей с Россией (от которого отходить новая власть не собирается) все эти производства дышат на ладан, без всяких перспектив, поскольку даже при смене политического курса «поезд ушел» Россия активно и успешно реализует политику импортозамещения, дабы не зависеть в критических сферах от недружественного соседа.

Наивны надежды и на то, что на эти предприятия придут инвесторы, которые смогут их переориентировать на другие рынки. Конкуренция в области высоких технологий таких отраслей, как атомная энергетика, авиастроение и космос, чрезвычайно жесткая, поскольку ими обладает крайне ограниченное число стран, именно они дают наибольшую прибавочную стоимость, всегда пользуются государственной поддержкой, даже если находятся в частных руках.

Так что плодить конкурентов никто не будет, интерес эти предприятия могут вызвать разве что у китайцев, да и то лишь для того, чтобы получить доступ к технологиям и вывезти их к себе в Поднебесную. Но история с реакцией Америки на попытку покупки китайцами акций «Мотор Сич» показывает, что это направление закрыто. Впрочем, для Украины можно сказать, что оба варианта плохие.

Их приватизация, скорей всего, означает продажу за копейки. Главный смысл ее будет не столько в получении хоть каких-нибудь поступлений в бюджет, а в том, чтобы этот самый бюджет окончательно освободить от бремени поддержания предприятий в полуживом состоянии, что ранее еще делалось для успокоения общественного мнения и наивных надежд определенной части «патриотов» в том, что Украина может развиваться как высокотехнологическое государство.

Украина же следует по намеченному ее правителями и их зарубежными патронами прямо противоположному курсу — от высокотехнологичного индустриального государства к «великой аграрной державе», поставщику дешевой рабочей силы для требующих неквалифицированного физического труда производств и рынку сбыта для ведущих держав. Такой стране мощный авиапром не по карману, да и «не по чину».

С этой точки зрения распродажа высокотехнологичных производств выглядит абсолютно логичной. В бизнесе это называется «избавление от непрофильных активов», а высокие технологии для нынешней Украины и назначенного ей вектора «развития» явно относятся к таковым, и ныне составляющие власть молодые «менеджеры» готовы расстаться с ними без всяких сантиментов.

Другое дело инфраструктурные предприятия, электростанции, железная дорога, порты и т. п. Спрос на их продукцию и услуги гарантирован, пока на данной территории сохраняются признаки цивилизации, поэтому интерес к ним будет. Очевидно, о них и идет речь в первую очередь, ведь Зеленский поручил парламенту до 1 октября принять закон о концессии и до 1 января 2020 года провести пилотные конкурсы по передаче в концессию морских портов «Ольвия» и «Херсон», а также подготовить план реструктуризации Укрзализныци, чтобы либерализовать рынок локомотивной тяги.

Фактически же речь идет о передаче зарубежным владельцам…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх