На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 153 подписчика

Свежие комментарии

Индоевропейцы: Фатьяновская культура


Реконструкция фатьяновца из погребения № 1 Халдеевского могильника

Фатьяновская культура (включая её средневолжскую часть, зачастую выделяемую в отдельную Балановскую культуру) представляла собой крайнее восточное ответвление огромного археологического горизонта Шнуровой керамики и Боевых топоров, существовавшего между 2800 и 2000 гг. до н.э. (ранее Фатьяновская культура ошибочно датировалась II тыс. до н.э.). Культура Шнуровой керамики и Боевых топоров возникла в Южной Польше в результате миграции из южнорусских степей индоевропейцев Ямной культуры, испытавших определённое культурное и генетическое влияние субстрата местных неолитических земледельцев. В лингвистическом отношении шнуровики представляли северный индоевропейский (пра-германо-балто-славяно-индо-иранский) языковой континуум.




Фатьяновская культура была распространена от Псковского озера до Камы и Вятки и от юга Вологодчины до Десны, верховьев Оки и Пензы, достигая на юго-востоке Средней Волги, т.е. занимала почти всю лесную полосу Европейской России. Непосредственной её предшественницей (и отчасти современницей) на большей части этой территории была Волосовская мезолитическая культура, основными занятиями носителей которой были охота и рыболовство. Она, в свою очередь, имела свои корни в существовавшей здесь ранее Верхневолжской культуре (5000-3500 гг. до н.э.).


Реконструкция верхневолжца из погребения № 4 стоянки Ивановское 7

Верхневолжская и Волосовская культуры были частью континуума мезолитических культур европейских охотников-собирателей, в который первоначально входили и праиндоевропейцы. Останки волосовцев пока не подвергались генетическим исследованиям, но из того, что нам известно о генетике их соседей в южнорусских степях и в Прибалтике и Карелии, можно предполагать, что они были типичными восточноевропейскими охотниками-собирателями, а среди их мужских гаплогрупп преобладали периферийные по отношению к индоевропейским линии R1a и R1b (возможно также присутствие I2a). О языке носителей Волосовской культуры нам достоверно ничего не известно, но, учитывая их предполагаемые генетические связи, он мог быть отдалённо родственным праиндоевропейскому.


Реконструкция волосовца со стоянки Володары

В расовом отношении верхневолжцы и волосовцы были северными европеоидами: «Черты северного типа совершенно отчётливо проявляются в населении лесной полосы Восточной Европы в V-IV тыс. до н.э. и, в большей или меньшей степени выраженности, прослеживаются в населении Восточной Европы в последующие эпохи. Например, в населении верхневолжской и волосовской культур».[1]


Реконструкция волосовца со стоянки Панфилово

Прослеживается антропологическая близость между волосовцами и фатьяновцами: «Анализ краниологических остатков из погребений позволяет определить антропологический тип носителей волосовской культуры. Определимые остатки со стоянок Сахтыш 1 и 2 отнесены Г.В. Лебединской и Р.Я. Денисовой к европеоидному антропологическому типу. Черепа из погребений 1, 2 стоянки Володары по определению М.М. Герасимова также принадлежали к европеоидному типу, а череп из Панфиловской стоянки отнесен к ярко выраженному европеоидному типу. Следует отметить близость антропологического черепа панфиловского волосовца и волосовца со стоянки Сахтыш 2 с фатьяновским антропологическим типом… Волосовцы принадлежали к этнической группе северных европеоидов, потомков населения верхневолжской культуры, являющейся основой волосовской культуры».[2] Несмотря на отдалённое родство между волосовцами и фатьяновцами, как мы увидим далее, их отношения складывались отнюдь не по-семейному.


Реконструкция волосовца из могильника Чёрная Гора

Почти вся информация о Фатьяновской культуре получена из её захоронений. Постоянные поселения фатьяновцев до сих пор не найдены, что, вероятно, связано с подвижным характером их скотоводческой экономики. В отличие от волосовцев, которые хоронили своих мёртвых прямо на поселениях возле жилищ, у фатьяновцев были родовые кладбища, располагавшиеся на высоких холмах или береговых скатах. Самым крупным известным фатьяновским могильником является Волосово-Даниловский, содержавший 125 захоронений. Погребения были грунтовыми, бескурганными, что характерно для северо-восточных культур Шнуровой керамики (помимо Фатьяновской – также для скандинавской культуры Одиночных погребений и финской и прибалтийской культуры Ладьевидных топоров; в Среднеднепровской культуре грунтовые захоронения сосуществовали с курганными). Покойников укладывали в скорченном положении на боку – мужчин на правом (головой на запад), женщин на левом (головой на восток). Тела заворачивали в бересту или шкуру медведя. По останкам в захоронениях можно заключить, что фатьяновские женщины носили высокие головные уборы из кожи или шерсти, украшенные нашитыми пронизками из трубчатых птичьих костей и подвесками из зубов и костей животных и раковин.


Реконструкции фатьяновских женщин из погребений № 14 и 2 Тимофеевского могильника

В ранний период в центре могильников хоронили только мужчин, а для женщин и детей были отведены участки по краям. Позднее появляются погребения зрелых мужчин с могилами женщин и детей вокруг них. Захоронения Фатьяновской культуры обычно индивидуальные. Среди самых богатых встречаются захоронения мужчины и женщины вместе. Останки женщин в некоторых из таких захоронений имеют признаки насильственной смерти (так, череп женщины из погребения № 2 в Сущевском могильнике имел пробоину), поэтому речь может идти об умерщвлении жён или наложниц вождей. О существовании у фатьяновцев патриархального рабства может свидетельствовать захоронение № 5 Вауловского могильника, в котором вместе с вождём, погребённым с медным топором в руках, были захоронены женщина и мужчина, которого в загробный мир сопровождали каменная мотыга и глиняный сосуд.


Посуда фатьяновцев

Остатки костров вокруг могил и над могилами, угли в засыпке могил и возле головы и ног погребённых, красная краска и кремни в захоронениях свидетельствуют о роли огня в погребальном культе. Имеются могилы без останков людей, но со следами костров, вероятно, вырытые в честь убитых на стороне воинов. Места захоронений могли отмечаться деревянными столбами, основания которых обнаруживают археологи.


Посуда фатьяновцев

Наиболее примечательными предметами в фатьяновских захоронениях являются боевые топоры, изготовлявшиеся в основном из кристаллических пород камня (гранита, диорита, диабаза). Известны топоры нескольких разновидностей, из которых наиболее совершенные, иногда украшенные лучеобразными узорами, по всей видимости, принадлежали вождям. В московской группе Фатьяновской культуры боевые топоры обязательно присутствуют в каждой мужской могиле, а иногда и в женских. В Поволжье их количество снижается, так что в Балановском могильнике на 117 погребений приходится всего 5 топоров. Вероятно, это связано с тем, что каменные топоры вытесняются оружием из меди.


опоры с лучеобразными узорами

Положение топоров в могилах различается: в самых богатых захоронениях мужчин 30-60 лет они обычно лежат перед лицом, в менее богатых захоронениях мужчин 17-30 лет – у затылка, в других случаях они лежат у пояса или у ног. Можно предположить, что вождям и заслуженным пожилым воинам топор клали перед лицом, более молодым воинам – у затылка, начинающим воинам – у пояса и только что посвящённым в воины юношам – у ног. Находки игрушечных топоров из камня и глины в детских могилах свидетельствуют, что фатьяновцы приучали своих сыновей к жизни воина с самого раннего возраста.


Детские игрушечные топоры фатьяновцев

Из оружия помимо топоров в фатьяновских захоронениях встречаются наконечники дротиков и стрел группами по несколько единиц (т.е. уложенными в тулах), булавы шаровидной и грушевидной формы, тщательно отшлифованные шары правильной формы (вероятно, снаряды для пращи), кинжалы из костей медведя, а также кремнёвые ножи, которые могли использоваться как для военных, так и для бытовых нужд (у мужчин они лежат около руки или пояса, у женщин – около сосудов или в сосудах).


Фатьяновские булавы и снаряд для пращи

В поздний период Фатьяновской культуры в богатых погребениях племенных вождей и военачальников появляются медные вислообушные топоры характерной фатьяновской формы, уложенные в чехлы из берёсты или кожи. Наряду с ними встречаются и другие металлические изделия – втульчатые копья, шилья, иглы, браслеты, гривны, перстни, кольца, трубчатые пронизки, височные привески и т.д. Фатьяновцы хорошо владели ковкой, литьём и плавкой. По всей видимости, источником меди для них были залежи медистых песчаников на Средней Волге и в Вятско-Ветлужском междуречье.


Фатьяновские вислообушные топоры и браслет из меди

В Волосово-Даниловском могильнике погребение № 21 содержало останки фатьяновского металлурга и орудия его труда – две глиняные двустворчатые литейные формы для отливки медных висообушных топоров и глиняный тигель. Могила большого размера находилась почти в центре кладбища, что свидетельствует о высоком общественном положении захороненного. Чурачикский могильник в Чувашии содержал два погребения под курганом, в первом из которых находились останки человека и медный вислообушный топор фатьяновского типа, а во втором – две двустворчатые литейные глиняные формы для отливки медных висообушных топоров. Отлитый в одной из этих форм топор лежал перед лицом погребённого здесь же человека.


Погребение фатьяновского металлурга на Волосовско-Даниловском могильнике

Помимо боевых топоров, фатьяновцы делали из камня булавы, снаряды для пращи, долота, тёрочники, из кремня – клиновидные топоры для разнообразных хозяйственных нужд (они встречаются во всех погребениях – мужчин, женщин и даже детей, за исключением погребений вождей), ножи, наконечники стрел и дротиков, скребки, проколки, из кости – долота, кочедыки, лощила, шилья, булавки, подвески, обереги, из глины – посуду и ложки.


Медные украшения и шилья фатьяновцев

Тонкостенная круглодонная глиняная посуда фатьяновцев резко отличается от толстостенной остродонной посуды неолитических охотников-рыболовов лесной полосы и при этом очень сходна с посудой других культур Шнуровой общности. Находки глиняных ложек свидетельствуют о варёной пище у фатьяновцев и культуре её приема.


Украшения на днищах фатьяновских сосудов

Украшения фатьяновской керамики весьма разнообразны, и у каждой территориальной группы выделяются свои излюбленные мотивы орнаментики. Стенки своей посуды фатьяновцы украшали ёлочным, решётчатым, лопастным, ромбическим узором, насечками, зигзагами и другими орнаментами. На днищах фатьяновских сосудов имелись ямки, пространство вокруг которых также украшалось декором, в основном солярного характера.


Украшения на стенках фатьяновских сосудов

Эти солярные мотивы были унаследованы более поздними обитателями Волго-Окского междуречья, и встречаются ещё на русских надгробных плитах XV-XVI вв., на деревянные резных ковшах, прялках, вальках и т.п. изделиях, на наличниках и воротах русских крестьянских изб, в вышивках и кружевах и т.д. Примечательно, что ромбический орнамент, распространённый в верхневолжской группе Фатьяновской культуры, до недавнего времени оставался излюбленным мотивом декора у русских Ярославщины.


Украшения на стенках фатьяновских сосудов

Во многих фатьяновских захоронениях мужчин и мальчиков присутствуют обереги из клыков медведя, чаще всего лежащие у кисти левой руки погребённого. Наряду с обычаем заворачивать усопших в медвежьи шкуры, кинжалами из медвежьих костей, топором из Ростова-Ярославского с изображённой на обухе головой медведя и обрядовыми погребениями медведей в Вауловском и Холмовогорском могильниках это свидетельствует о взгляде фатьяновцев на медведя как на священное животное, который объединяет их с их предшественниками в этих землях – верхневолжцами и волосовцами.


Топор с медвежьей головой из Ростова-Ярославского

Основой хозяйства фатьяновцев было скотоводство, а именно его лесная разновидность с большой ролью свиноводства (в хозяйстве степных индоевропейцев свинья не играла почти никакой роли). В ранних московско-клязьминских могильниках каждое погребение сопровождается частями туши свиньи. В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с ними появляются части туши овцы или козы (останки этих животных трудно различимы), а также изделия из костей овец и коз. В ярославско-ивановских могильниках количество костей овец и коз продолжает расти. В Тимофеевском могильнике останков овцы-козы уже в 2 раза больше останков свиньи, в нём же впервые появляются захоронения пастухов с собаками (погребения № 1 и 15), расположенные в центре в сопровождении богатого инвентаря.


Фатьяновские захоронения собак на Волосовско-Даниловском могильнике

Помимо Тимофеевского, захоронения пастухов с собаками известны ещё в двух фатьяновских могильниках – Болшневском (1) и Волосово-Даниловском (12). Чаще собаки лежат в изголовье похороненных, реже в ногах. Рядом с ними находят птичьи кости (т.е. фатьяновцы снабжали и своих собак пищей для загробного мира). Подобные захоронения являются самыми богатыми и находятся на самых почётных местах. Таким образом, с ростом роли овец и коз в фатьяновском стаде возрастала и роль пастухов и их сторожевых собак, порода которых определяется как близкая к современной северной лайке. Вероятно, зимой фатьяновцы держали скот в стойле на зимнем корме, а летом гнали его на выпас. В поздних ярославских могильниках (Фатьяновский, Вауловский, Говядиновский и Сущевский) появляются отдельные обрядовые захоронения овцы-козы. Примечательно, что места наибольшего сосредоточения могильников ярославской, ивановской и северотверской групп в настоящее время безлесны, что может быть связано с овцеводством фатьяновцев.






Фатьяновские топоры и стрелы, найденные в 2019 г. на Истринском могильнике

В захоронениях ярославско-тверской и ивановской групп Фатьяновской культуры появляются также изделия из костей крупного рогатого скота и его черепа над могилами. В самых поздних фатьяновских могильниках (Волосово-Даниловский, Балановский и др.) присутствуют уже кости всех видов домашних животных (собака, свинья, овца-коза, корова, конь). Однако примечательно, что, в отличие от свиней и овец-коз, фатьяновцы никогда не клали в захоронения части коровьих туш. Из этого можно заключить, что они не ели говядину, а корова для них была лишь молочным животным (что представляет собой любопытную параллель с более поздней индоарийской традицией). Вероятно, бытование у фатьяновцев разных видов амфор, чашек и мисок было связано с употреблением молока. Быки могли использоваться как тягловые животные для фатьяновских повозок, о наличии которых свидетельствуют находки глиняных моделей колёс в Балановском могильнике.


Глиняные модели колёс из Балановского могильника

Высказываются предположения о наличии у фатьяновцев подсечно-огневого земледелия, однако никаких собственно земледельческих орудий на их памятниках до сих пор не обнаружено. Находки кремнёвых огнив рядом с трутом из древесного гриба свидетельствуют о высекании огня металлическим кресалом из огнива. Фатьяновцы добывали древесную смолу и делали вар. Судя по костным останкам в захоронениях, они охотились на медведя, северного оленя, лося, кабана, косулю, куницу, лисицу, рысь, волка, бобра и других животных.


Реконструкция балановца из Балановского могильника

Как уже упоминалось, восточное ответвление Фатьяновской культуры в Среднем Поволжье зачастую выделяется в особую Балановскую культуру. В то время как единственными известными фатьяновскими памятниками являются могильники, археологами обнаружено около 70 балановских поселений с жилыми и хозяйственными постройками, а иногда и с оборонительными сооружениями (рвами, валами и палисадами). Обычно они располагаются на высоких естественно укреплённых местах. Жилищами балановцам служили наземные срубы с одно- или двухскатными крышами. Известны также 50 могильников, из которых самым крупным является давший название культуре Балановский могильник, содержавший 117 погребений. Около трети балановских погребений являются курганными.


Реконструкции балановцев из Балановского могильника

Балановцы создали собственный очаг высокоразвитой металлургии, под влиянием которого находилась металлургия их западной фатьяновской родни. Базой для него служили вятско-казанские месторождения медистых песчаников. О далёких походах с целью разведки новых месторождений могут свидетельствовать фатьяновско-балановские погребения, обнаруженные у города Бирска на реке Белой в Башкирии. Балановцы занимались разработкой рудных месторождений, плавкой металла и литьём медных изделий. Их изделия из почти что чистой меди включают оружие (вислообушные боевые топоры, наконечники копий, шиловидные наконечники стрел), орудия труда (тёсла, шилья, иглы) и украшения (височные кольца, подвески, серьги, пронизки и др.). Исчезновение балановского металлургического очага примерно совпадает по времени с появлением сейминско-турбинского.


Медный фатьяновский браслет, найденный в Мытищах

По своему составу балановское стадо отличалось от фатьяновского – в нём преобладали свинья и корова, потом шёл конь, а овца-коза была представлена очень незначительно. Это дополнительно свидетельствует, что по сравнению с фатьяновцами балановцы вели более оседлую жизнь.


Балановские булавы

Уже по количеству предметов вооружения и разнообразию арсенала (топоры, копья, дротики, луки и стрелы, кинжалы, ножи, булавы, снаряды для пращи) фатьяновцев и балановцев можно судить о той роли, которую в их жизни играла война. Дополнительным свидетельством о ней служат массовые захоронения убитых фатьяновцев и волосовцев.


Медные копья фатьяновцев

Самое известное такое захоронение было обнаружено в местности Николо-Перевоз на правом берегу реки Дубна на севере Московской области. На волосовском поселении находилась братская могила, в которой были похоронены 9 фатьяновцев (мужчины, женщины и дети), из которых 6 – головой на юго-запад и 3 – на северо-восток, один в вытянутом положении, остальные – в скорченном. В загробный мир их сопровождали 5 сосудов, 2 каменных топора, 5 наконечников стрел в туле и 1 наконечник дротика. На костях некоторых скелетов были найдены кремнёвые наконечники стрел волосовского типа. Вероятно, похороненные были убиты в бою с волосовцами, в котором победили фатьяновцы (иначе они не смогли бы похоронить своих мёртвых на волосовском поселении). Однако, судя по слою волосовской керамики выше захоронения, волосовцы в конечном счёте смогли вернуться на своё место жительства




Братская могила фатьяновцев на поселении Николо-Перевоз

Сходную картину представляет Болшневский могильник 3 у деревни Болшнево в Тверской области. На нём археологи обнаружили 4 захоронения и в некотором отдалении от них ритуальное кострище. В первом захоронении покоились останки четырёх женщин, во втором – мужчины с пробитым черепом, в третьем – ещё одного мужчины, в четвёртом – четырёх человек: мужчины, женщины и девушки с пробитыми черепами и мальчика, рядом с которым была похоронена собака. По всей видимости, в могильнике были похоронены убитые фатьяновские воины и их семьи. Картину гибели волосовцев от рук фатьяновцев может представлять волосовский могильник Сахтыш II. В его погребении № 4 были обнаружены четыре скелета, у троих из которых отсутствовали черепа и некоторые кости конечностей, а у одного под поясничным позвонком был найден кремнёвый наконечник дротика.


Фатьяновские наконечники дротиков и стрел

На Верхней Волге в Волосово-Даниловском, Фатьяновском, Мытищенском, Горицком и других фатьяновских могильниках были обнаружены разграбленные захоронения, в которых не только были взяты все ценные вещи (топоры, металлические изделия и пр.), но и кости похороненных были перемешаны и побиты камнями. Это свидетельствует, что вражда между фатьяновцами и их противниками распространялась не только на живых, но и на мёртвых.


Каменные топоры фатьяновцев

К сожалению, останки фатьяновцев до сих пор не подвергались палеогенетическому исследованию, однако их антропология изучена хорошо: «[Антропологический тип верхневолжских фатьяновцев] характеризуется ярко выраженной долихокранией, большим высотным диаметром, среднешироким, средневысоким и резко профилированным лицом. Верхневолжские фатьяновцы относятся к северному европеоидному типу. Они длинноголовы, высоки ростом и красивы… Костные остатки людей из могильников московско-клязьминской группы не дают полного представления об антропологическом типе фатьяновцев, но позволяют судить, что он близок, с одной стороны, верхневолжскому, а с другой – испытывает влияние юго-западных элементов… Средневолжский сурско-свияжский (балановский) антропологический тип имеет смешанный характер с преобладанием средиземноморского европеоидного краниологического варианта».[3] (Отметим только, что «средиземноморский вариант» у советских антропологов означал не более, чем узколицесть.)


Реконструкции фатьяновцев из Ханевского, Никульцинского, Воронковского и Волосово-Даниловского могильников

В лингвистическом отношении фатьяновцы, по всей видимости, говорили либо ещё на пра-балто-славянско-индо-иранском языке, либо на уже выделившемся из него пра-балто-славянском. Возможно, пролить свет на этот вопрос сможет изучение конкретных линий гаплогруппы R1a, которые были у них распространены.



На рубеже III и II тысячелетий Фатьяновская культура прекращает своё существование. На востоке фатьяновцы под влиянием распространяющихся со стороны Урала финноугров переходят на уральское наречение и становятся одной из составляющих в сложении финских народностей, на юге Фатьяновская культура уcтупает место пра-индо-иранской Абашевской культуре, а в западных областях становится одним из источников образования балто-славянских народностей, включая будущих русских.

[1] Алексеева Т.И. Древнейшее население Восточной Европы: Восточные славяне. Антропология и этническая история. М., 1999. С. 22.
[2] Крайнов Д.А. Волосовская культура: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 24-25.
[3] Крайнов Д.А. Фатьяновская культура: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 71.




Подробнее здесь



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх