На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 137 подписчиков

Свежие комментарии

Бронетанковый кулак Украины




В свете ведущихся боевых действий на Донбассе, где с двух сторон применяется бронетехника советской, российской и украинской разработки, встает вопрос, насколько она совершенна и может ли ее производить Украина. Существуют разные оценки: от «ничего там нет» до наличия серьезных сил. В связи с этим объективная оценка специалистом состояния украинской бронетехники и возможностей ее развития может представлять определенный интерес.


Для организации полного цикла разработки, производства, обслуживания и ремонта бронетехники необходимо иметь соответствующую инфраструктуру, и Украина ее имела. От Союза в наследство ей досталось 13 предприятий, из них значимые: Харьковское КБ им. Морозова по разработке танков, Харьковский завод Малышева по производству танков, Харьковский тракторный завод по разработке и производству легких транспортеров. Остальные заводы – по ремонту бронетанковой техники.

В наследство также достались тысячи единиц бронетехники, из них порядка 2000 танков, склады с боеприпасами, запчастями и имуществом. Как относились к этому наследству, можно увидеть на фотографии хранения в Харькове заросших деревьями более 500 танков Т-64Б, предназначенных по требованию США к утилизации.

У большинства бытует мнение, что танк полностью разрабатывается в танковом КБ и производится на танковом заводе. Это далеко не так: по заданию и под техническим руководством генерального конструктора над созданием танка работают десятки конструкторских, научных и производственных организаций разного профиля и назначения, без которых создать машину невозможно.

В КБ генерального конструктора разрабатывается сама машина, включая корпус, башню, ходовую, механизмы и системы танка. Все остальное: двигатель, броня, вооружение, боеприпасы, прицельные комплексы, вся электроника, средства связи и навигации – разрабатывается в специализированных организациях.

Выпуск танков также требует организации производства не только на танковом заводе, но и на десятках предприятий – производителей комплектующих, и выпадение хотя бы одного из поставщиков может остановить производство танков.

Так что создание и производство танка предполагает сложнейшую кооперацию, и создать ее не так просто. При этом сложность и стоимость комплектующих может быть дороже самого танка, например, в начале 70-х стоимость танка Т-64А была примерно 120 тыс. руб., а когда на него поставили комплекс ракетного вооружения «Кобра», то танк Т-64Б стал стоить более 250 тыс. руб.

Украине досталось ведущее советское КБ по разработке танков, но оно оказалось без смежников (они остались в России) и его возможности резко ограничились. Даже организовать на заводе Малышева выпуск последнего советского танка Т-80УД было невозможно, почти вся комплектация также осталась в России.

Организовать замкнутый цикл производства танков на Украине неожиданно помог заключенный в середине 90-х пакистанский контракт. По нему были выделены серьезные средства в валюте, и благодаря пробивной силе и хватке генерального конструктора Борисюка всеми правдами, а в основном неправдами удалось организовать на Украине производство всех комплектующих, ранее поступающих из России.

Принципиальным было отсутствие на Украине пушки, она поставлялась из Перми, и без нее танк не мог существовать. Документация на пушку в КБ, естественно, была, но отсутствовала технологии ее производства.

Благодаря жадности российских чиновников технология производства пушек была передана Украине. Более того, специалисты с российского завода за отдельную оплату наладили на украинских заводах это производство. Так на Украине появилась своя танковая пушка. Насколько она точно стреляет и какая ее износостойкость, это другой вопрос. Но она реально существует, и ее даже продают за рубеж.

С прицельным комплексом Украине просто повезло. Буквально накануне развала Союза производство прицельных комплексов командира и наводчика из Новосибирска и Красногорска передали в Черкассы и отладили их производство. Самое неприятное заключалось в том, что вместе с прицелом наводчика был передан и лазерный канал высокоточного наведения ракеты. На то время это была самая совершенная разработка тульских конструкторов.

Танковую ракету на Украине долго не могли повторить. КБ «Южное» разрабатывало только большие ракеты, и с этой маленькой у него как-то не сложилось, но спустя годы КБ «Луч» ее все-таки воспроизвело и появились украинский ракетный комплекс «Комбат» и его модификации. Так помогли воспроизвести на Украине высокоточное оружие с лазерным наведением.

Производство средств связи еще раньше было организовано на одном из украинских радиозаводов. Остальную танковую электронику воспроизвели оставшиеся без работы харьковские предприятия по ракетно-космическим системам и наладили их производство.

В итоге на Украине был организован замкнутый цикл производства танков и появился новый конкурент на международном рынке вооружений, заключивший контракт на поставку танков в Пакистан. При этом следует подчеркнуть, что удалось только повторить все самое совершенное на то время, а не разработать принципиально новое. Для этого сил на Украине не было, и вряд ли они могут появиться.

Что ранее производилось на Украине?

В советские времена на заводе Малышева производились только танки из семейства Т-64, последний из них – Т-80УД. Например, танк Т-72 там никогда не производился, так как это была упрощенная версия Т-64, разработанная в Нижнем Тагиле.

Мощности завода на пике производства в середине 70-х позволяли выпускать, если мне не изменяет память, до 94 танков Т-64Б в месяц. То есть один завод в месяц мог оснастить полк, в квартал – дивизию и в год – танковую армию. При этом не надо забывать, что все это возможно только при выпуске такого же количества комплектующих для танка, изготавливаемых на других заводах.

Из бронетанковой техники еще был разработан и производился на ХТЗ легкий плавающий транспортер МТЛБ. Этот живучий малыш до сих пор производится в нескольких странах и верно служит уже более 50 лет. Там же велась разработка легкой плавающей САУ «Спрут-ССВ» с модифицированной танковой пушкой для сухопутных войск. Главный конструктор демонстрировал мне в 92-м два опытных образца, машина интересная, но не получила дальнейшего развития.

На танкоремонтных заводах производили только капитальный ремонт бронетанковой техники. Производить танки и другую бронетехнику они не могут, их задача – разобрать танк, продефектовать, заменить изношенное на новое, собрать и передать в войска. Между прочим, эти заводы всегда находились в подчинении не Миноборонпрома, а Минобороны, и комплектующие для ремонта им поставляли другие предприятия.

На этих заводах, в принципе, возможно производить модернизацию бронетехники, но для этого нужны комплектующие, которые производят специализированные заводы. Так что присвоенное им громкое название «бронетанковый завод» не соответствует сути этих предприятий.

Вся остальная линейка бронетехники БМП, САУ, БТР и бронеавтомобили на Украине не производились. БМП и САУ так и не производятся, эксплуатируются только советские образцы. Обслуживание – на нижайшем уровне, Россия запчасти не дает, и вопрос времени, когда все это пойдет в утиль. Со временем на Украине организовали разработку и производство БТР и бронеавтомобилей.

На базе советского задела Украина выполнила пакистанский контракт и поставила 450 модифицированных танков Т-80УД. Контракт был успешно выполнен, поскольку производство еще не было развалено и с Россией удалось решить проблемы с комплектующими. Эта машина уже более 20 лет эксплуатируется в Пакистане, и она их вполне устраивает.

Разработка нового танка и внедрение его в серийное производство занимает в среднем 5–7 лет, так как надо пройти весь цикл от разработки документации до проведения государственных и войсковых испытаний. Новый танк появляется раз в 30–40 лет, и регулярные заявления о разработке нового танка – не более чем попытки представить модернизацию как новую разработку

На Украине стало модно пропагандировать какие-то убогие предложения по «новому танку» от «бронетанковых заводов», от инициативных групп, даже от моральных уродов из бандформирования «Азов». Ну а шедевром украинской мысли стала разрекламированная попытка школьника учить инженеров завода Малышева, как создавать танки. Все это глупости от неразумных людей, не понимающих, что они говорят.

Для разработки танка…

Полностью читать ЗДЕСЬ



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх