На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Синее синего


Ночь и ее великий дар сна. Эдвард Хьюз.

Синий - цвет королевских лилий и революционных флагов, занял свое место в истории и искусстве далеко не сразу. Рассказываем как это произошло.

Греки и римляне синий цвет не любили - в античном мире это был цвет варваров. Так, античные историки с издевкой отмечали, что престарелые кельты, дабы скрыть седину, подкрашивают волосы вайдой (мало привлекательное растение, которое и стало едва ли не первым источником синего цвета в красильном деле).



Андромеда. Эдвард Пойнтер.

Синяя одежда считалась в Риме чересчур эксцентричной и была допустима разве что в траур. Даже голубой цвет глаз считали едва ли не физическим дефектом. У женщин он символизировал склонность к пороку, у мужчин говорил о женоподобии. Греко-римский мир настолько недолюбливал синий цвет, что античные ученые не упоминали его даже в описании радуги - там присутствуют только красный, желтый, оранжевый, зеленый и фиолетовый.


Лето. Генри Райленд.


Тщеславие. Генри Райленд

С падением Римской империи и приходом средневековья ситуация изменилась мало. Вы не встретите синего цвета ни в ранних христианских изображениях, ни в церковной обрядности. Даже небо в этот период не называют ни синим, ни голубым - оно белое, красное или золотое.

Немного синего можно встретить на ранних византийских мозаиках, но, что интересно, там, где все прочие изображения содержательны и символичны, синий никакого значения в себе не несет - он присутствует только в орнаментах, и то на периферии и в очень незначительных количествах.


Вечер в Египте. Уильям Холман Хант.

Первыми поклонниками синего становятся художники. В эпоху Каролингов они начинают использовать синий в качестве фона для портретов императоров. Скорее всего это связано со стремлением выделить "монархическую" живопись из общей массы художественных произведений. Но, возможно, и с тем, что люди наконец-то начинают относится к пейзажу чуть менее функционально и замечают в нем не только практичные, но и просто приятные глазу детали. В том числе и синий цвет неба, например, на фоне которого художники (предположительно) и пытались изображать монархов, подчеркивая, тем самым, их величие.


Встреча на лестнице башни. Уильям Фредерик Бартон.

Чуть позже синий цвет начинает появляться и в одежде. Первыми "носителями" синих одежд становятся земные правители, но, вскоре, художники все чаще начинают рисовать облаченной в синий цвет Деву Марию. Именно художники Каролингской эпохи во многом способствовали тому, что синий начинает восприниматься как цвет Богоматери. Более того, синий отныне становится не только цветом, но и светом - своего апогея эта трактовка достигает в знаменитых готических витражах.

Эти витражи родились в 1140 году, когда, реконструируя базилику Сен-Дени, средневековые мастера и создали знаменитые витражи, а, вместе с ними, и тот особый синий цвет, который вошел в историю как "синий цвет Сен-Дени". Именно отсюда началось победное шествие синего по Европе.


Песнь Любви. Гарри Джордж Тикер.

В XII веке гербом французских королей становится лазурный щит, усыпанный золотыми лилиями. Тогда Французские короли были единственными сюзеренами, в чьем гербе нашлось место голубому цвету. Должно быть этот выбор был связан с тем, что Богородица была покровительницей королей из династии Капетингов (техническое попадание в синий или голубой цвета в это время все еще оставалось делом случая, и поэтому между этими оттенками еще нет разницы ни в восприятии, ни в произношении). Как бы то ни было, но популярность синего в геральдике росла вместе с авторитетом французского королевского дома.


Любовь среди руин. Эдвард Коули Берн - Джонс.

В то же время синий цвет завоевывает и все большую популярность в одежде. Это во многом объясняется развитием технологий, которые теперь позволяют получать более чистые, яркие и устойчивые оттенки синего.

Основой окрашивания тканей в синий цвет в это время по прежнему остается вайда. Некоторые регионы Европы даже начинают специализироваться на ее производстве. Вайда стала основой богатства и славы Тюрингии и Лангедока. Впрочем, это процветание длилось не долго, вскоре активную конкуренцию вайде составил индиго, завозимый с Востока.


Вечернаяя звезда. Эдвард Коули Берн - Джонс.

В эпоху высокого средневековья синий цвет уже широко используется в живописи и в быту. Теперь он символизирует радость, любовь, верность, покой и утешение. В одном из безымянных трактатов тех лет упоминается "Синий цвет утешает сердца, ибо он - император среди цветов".

Вместе с тем в этом цвете продолжает сохраняться нотка возвышенного. Радость, которую символизирует синий цвет - это, в первую очередь, радость души, равно как и любовь.


Прекрасная Розамунда. Джон Уильям Уотерхаус.

Это победное шествие синего смогла прервать только эпидемия чумы, охватившая Европу в 1346 - 1350 годах, и последовавшие за ней законы против роскоши, которые были призваны остановить знать от бесполезных "презентационных" трат. Популярность синего падает на целых два столетия. Ему на смену приходит черный - цвет сдержанности и хорошего вкуса.

Но даже в то время, когда в жизни повседневной синий цвет утратил свою популярность, в живописи он по прежнему остается цветом Богоматери - синее покрывало и синие одежды становятся такими же символами Девы Марии как белые лилии.


Благовещение. Джон Уильям Уотерхаус.

Второе пришествие синего произошло в XVII веке. Этому опять же во многом поспособствовал технический прогресс, благодаря которому на смену природным вайде и индиго приходит искусственный конкурент, сделавший окрашивание тканей в синий и голубой значительно более доступным и куда менее трудоемким. Техническая революция сделала синий цвет демократичным и он быстро "пошел в народ", где быстро стал популярен.


Портрет Агнес Макдональд вскоре после ее замужества. Эдвард Пойнтер.

Впрочем, "народные массы" долго носили синие одежды не придавая им особого значения и просто радуясь новым краскам в гардеробе. Истинными первооткрывателями синего в Новом времени стали поэты и писатели романтического толка.

Они практически присвоили этот цвет себе, за что можно благодарить и Гете (если вы помните то, его многострадальный Вертер одевался преимущественно в голубой ) и Мориса Метерлинка, чья синяя птица стала символом счастья, практически невозможного в реальном мире.


Зеркало. Роберт Льюис Рид.

Романтизации голубого, но в совершенно ином ключе, способствовали две революции - французская и американская. Выбрав синий цвет в качестве одного из элементов своих флагов, они словно противопоставляли робким грезам силу вполне конкретной мечты о свободе, вполне достижимой, если за нее бороться.

Сегодня синий цвет - едва ли не самый демократичный из цветов. Ведь повсеместно носимые джинсы в их классическом цвете именно синие.


Сумеречная фантазия. Эдвард Хьюз.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх