На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

«Новые русские» морально чистоплотнее, чем их родители



Центр социального проектирования «Платформа» подготовил исследование, посвященное эмоциональному восприятию настоящего и будущего России современной молодежью. Его главный вывод: «Россия — страна преобладающего пасмурного освещения, она существует на переходе к сумраку. Мало кто называет страну мрачной, скорее, для молодых она бесцветна, как полотно с еще не наложенными на него цветами».

Мы поговорили с автором этого исследования социологом Дмитрием Серёгиным про современную российскую молодежь, её особенности, ценности и страхи.


Концептуальный вопрос: детство сегодня имеет «срок давности» или может длиться вечно?

Различные психологические теории и общественные институты по-разному отвечают на этот вопрос. Например, уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова уверена, что возраст полной дееспособности и, соответственно, уголовной ответственности в России должны быть снижены до 14 лет. Японцы, наоборот, думают, что человек сегодня становится взрослым лишь к сорока годам.

Кто же он до этого момента?

Сложно сказать, но точно не «взрослый, самостоятельный и состоявшийся человек».

В своём последнем исследовании «Что значит жить в России?» мы опрашивали людей 18-25 лет. С физиологической точки зрения наши респонденты не были детьми, что же касается их ментальности… Немногие люди их возраста могут сегодня сформулировать какие-то наблюдения, убеждения, мысли так, чтобы это было релевантно и совершенно точно выражало их собственный взгляд, а не было пересказом чужих формулировок и идеологических штампов.

Поэтому при организации такого исследования нас интересовало не построение конструкции из чужих концептуальных кубиков, а непосредственные ощущения и переживания респондентов. В этом смысле на наших собеседников 18-25 лет можно смотреть именно как на детей: если относиться к детству как к состоянию непосредственности и искренности переживаний.



В евангельском смысле «будьте как дети»?

Именно так.

Значит, вы попытались создать своеобразную тепловую карту реакции современных детей – полноправных граждан – на нашу повседневную жизнь, выделив на ней какие-то зоны холода, отчуждения, и наоборот, интереса и доверия?

Да. Тепловая карта – это очень точный образ. За исключением того, что реальная тепловая карта снимается приборами без обращения к человеку как к человеку. А в нашем случае ценность наших бесед была именно в том, что респонденты сами решились и смогли высказать свои переживания. То, что не уловишь никаким прибором без добровольного участия человека.



И что же вы уловили?

Задумка была в том, чтобы обойти традиционную для любой социологии проблему социально желательных ответов – проще говоря, обмана. Он возникает не потому, что человек хочет соврать тебе в лицо, а потому что просто не знает, что ответить, не успел сообразить.

Метод, который мы придумали, даёт ему возможность подумать. Причём, подумать не терминологически, не научно, как в школе или в институте учат, а вникнуть и понять. Поэтому тот результат, который мы получили, в первую очередь отражает именно способность к рефлексии. Это ментальная карта, но не в понимании ума как интеллекта, а в понимании ума как способности понять себя.

И все эти познавательные усилия были направлены на определённый внешний объект – на Россию. Хотя, конечно, восприятие такого широкого понятия как «Россия» у каждого человека во многом своё.



Что же вы поняли? С кем мы имеем дело, когда смотрим сегодня на граждан России от 18 до 25? Это мандельштамовские агрессоры из будущего или, наоборот, дети-единороги, над которыми надо трястись? Или стопроцентные конформисты? Я слышал мнение, что у нас появилось поколение идеальных комсомольцев, которые впервые научились говорить лозунгами от чистого сердца…

Если что-то роднит это поколение с ранними комсомольцами, то, как мне кажется, лишь достаточно лёгкое отношение к вопросам эмоциональной и физической близости. Многие из них согласились бы с популярным в те годы утверждением «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит».

Конформист — это существо, которое приспособится к чему угодно и не задумается, а стоит ли к этому приспосабливаться. Современные молодые люди в России не такие. Оценивая любую ситуацию, они задумываются, прежде всего, о том, хорошо здесь или плохо. И если плохо — они не скажут, что хорошо, и не будут себя в этом уверять.

Я бы сказал, что это сознательное поколение, пытающееся понять свое место в новом мире. В карьерном плане тоже, но прежде всего — именно в тех параметрах, которые мы пытались применить: температура, цвет, освещение, давление. Вопрос удобства давления для них даже важнее, чем удобство температуры. Им важно понимать: «Насколько мое место мне подходит?» Важнее, чем ответ на вопрос «Где мое место?»



Это интересы, выходящие за рамки обыденного комфорта?

В обыденном комфорте человеку всё равно может быть плохо. В этом смысле, конечно, выходящие далеко за эти рамки.

Они способны на какой-то сознательный конфликт? Стремятся к нему? Есть в них элемент если не бунтарства, то отчетливого противопоставления себя прошлому?

Мне кажется, каждый из них воспринимает себя как часть волны изменений: не отделяет себя от этой волны, а чувствует, что он и есть эта волна. Им незачем конфликтовать со старым миром, как море не конфликтует с песком: они просто смоют препятствие — и все.



В чём такое отношение к жизни проявляется на уровне образов, реплик?

Прежде всего, они отчётливо понимают, что очень удачно родились. Что их рождение совпало с технологическим взрывом. Что потенциал, заложенный в гаджетах, к которым они привыкли с младенчества, настолько взрывной, что снесёт все традиционные у их родителей ковры, салаты и прочий мещанский антураж, заменив его средой виртуальной, моделируемой и нечувствительной к вопросам, связанным, допустим, с майонезом.

Чувство, что вместе они — таран, для них совершенно естественно. Поэтому индивидуальное бунтарство, насколько я смог понять, им просто неинтересно.

Народоволец бросил бомбу и убил царя: зачем? Его же и так снесет. Но когда они выступают вместе, этой волной, тогда они, действительно, приобретают силу того, что есть между ними общего.



И что же их роднит?

Во-первых, то, что заложено в гаджетах, а во-вторых, привязанность к родителям, например. Потому что электронная среда — это, как ни крути, не мир. Чем более широким становится мир виртуальный, тем более узким и ценным – реальный.

По-моему, для них понятие родины по сути сводится к понятию в семейно-матримониальном таком смысле очень близких людей. И в тоже время эмоционально близких и дорогих животных. Вполне может быть даже ещё и растений.

Своеобразная ойкумена.

Ойкумена, да. Причем, она сужается всё время — и тем становится роднее. Получается, что понятие родины ими, возможно, переживается намного острее, чем нами, потому что этой родины остаётся всё меньше и меньше.



Тогда я искренне не понимаю, если вы говорите, что они способны на какие-то великие свершения и перемены, что для них является эпицентром формирования целеполагания? Откуда они берут это направление движения?

Всё, что связано с политическими убеждениями, с выбором курса — коммунизм или капитализм — для них неактуально. Политическая борьба, по большому счету, тоже.

Они легко вступятся за социальную справедливость – как раз из-за живого переживания за своё окружение. Но традиционные политические идеологии им не нужны, потому что то, что время движется вместе с ними и происходящий сейчас социальный переворот заведомо сильнее любого идеолога.

Если всё-таки постараться нащупать для них оптимальную идеологию, это будет симбиоз двух идей — радостной свободы со всеми кантовскими ограничениями и всеобщей справедливости.

Как они относятся к необходимости взаимодействовать с иерархией нашего традиционного во многом общества?

Как говорится, иерархии — не их тема.

Что же тогда?

Сетевая среда. Поэтому я думаю (и это не результат исследования), что они несут с собой слом в том числе традиционной иерархии на массовом уровне. Что ж, тем проще будет надстроить реальную иерархию над всем этим.

Что такое «реальная иерархия»?

Менеджеры мировых процессов. Не в смысле мирового правительства, а менеджеры тех процессов, которые охватывают весь мир. Инновационные бизнесмены, интернет-разработчики, создатели крипто-валют.



И всё это на волне всеобщего позитива и веры в светлое будущее?

Одно из наблюдений, которое не вошло как раз в презентацию нашего исследования: нельзя сказать, что эти новые люди – не оптимисты: они хотят, чтобы всё было хорошо и, желательно, у всех. Но именно они ценят эту идею потому, что на самом деле у них внутри есть предчувствие какой-то неизбежной катастрофы. Россия, наверное, даёт к этому некоторые поводы, но дело не только в ней.

Они чувствуют, что в их жизни, как бы они ни старались и не хотели, чтобы всё было хорошо, будут глобальные катаклизмы. И спровоцирует их именно эта волна, частью которой они себя ощущают.

Мы с вами понимаем, что, например, изменения на рынке труда приведут к тому, что лет через 20 подавляющее большинство людей будут просто безработными.

Современные молодые люди не могут для себя сформулировать и обосновать эту мысль, но в них живёт отчётливая тревога в отношении к будущему — кем они будут работать? Тому ли их учат? Кто о них позаботится? — они постоянно подпитываются этим генератором предчувствия крушения.

На них как-то можно влиять? Спровоцировать на политическую активность?

Если какая-то политическая и социальная активность для них возможна, она будет возникать на стыке двух полюсов: положительного и отрицательного. Плюс в том, что их поколение несёт изменения, связанные с более свободным общением, которое уничтожает иерархию; с общим ощущением равенства поверх расовых, национальных и прочих традиционных границ. Такой трансграничный мир с оттенком трансгуманизма. Это – условно положительный полюс.

Есть отрицательный — будущее, которое можно представить и назвать несправедливостью и диктатурой. Против такого будущего наиболее активную и думающую часть этого поколения можно будет поднять. А против настоящего, по-моему, нет. За исключением случаев самой вопиющей несправедливости.

Я вспоминаю себя в этом возрасте. У нас было очень острое переживание чувства священного. С одной стороны – попытки навязать своё восприятие священного со стороны государства, с другой – попытки найти что-то своё через музыку, эксперименты с религией. Сейчас, глядя на молодых людей, я понимаю, что само это чувство священного им просто незнакомо.

Да, они гуманисты в самом ренессансном смысле. Если ты просто почитаешь жизнь, то тебе не требуется специального обучения для этого.

С другой стороны, я слышал тезис, что из их жизни уходит нарочитая сексуальности и страстность.

Да, в той мере, в которой это связано с определённой «грязнотцой». По-моему, они морально чистоплотней, чем мы были в их возрасте. Да, пожалуй, остаёмся сейчас. Конечно, это утверждение нельзя распространять на всех. Есть разнузданная гопота. Но люди, которые в собственном смысле люди — они уже иначе строят свою жизнь. Не то, чтобы они ценили брак как институт, но они ценят возможность довериться человеку, и в этом смысле достаточно осмысленно идут на близость.

Мне говорили, что они перестали воспринимать секс как исключительную ценность: для них он доступен и в тоже время не интересен.

Да, их мало что безудержно увлекает и манит. Можно так, можно так. Попробуем то, испытаем это, если не втянемся, то и бросим. Как-то так. Они живут опытом и не живут концепциями: на их взгляд, концепций слишком много и они всё время обваливаются.

Какой главный вывод вы вынесли для себя из своего исследования?

В японских аниме-мультфильмах есть популярный стилистический приём: красиво, насыщенно и ярко рисуется природа — а человек на её фоне как будто истаивает и становится контурным и схематичным.

Мне кажется, такое отношение к жизни свойственно современным детям: они тают и чувствуют это. Мир вокруг них становится интеллектуально всё более беззащитным и как-то скукоживается, социальных гарантий с точки зрения обеспеченного будущего становится всё меньше. Единственное, что они могут на практике противопоставить подобной действительности (хотя вряд ли кто-то из них аргументированно расскажет об этом) — это мораль.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх