На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Главный бестселлер музыкальной классики ХХ века - "О, Фортуна"

Далеко не каждый человек, знает, что такое "Кармина Бурана" и кто такой Карл Орф, но первые её звуки знакомы абсолютно всем. Её просто невозможно не знать, потому что она звучит везде: не в рекламе, так в кино, не в кино, так в компьютерных играх, не в играх, так на футбольных матчах или рок-концертах.

"Кармина Бурана" - целиком или в отрывках - самое популярное сочинение музыкальной классики ХХ века. И на это есть свои причины. Но сначала о том, что это вообще такое - "Кармина Бурана".

Не "Карми́на", а "Кáрмина"

"Кáрмина Бурана" - это кантата (то есть музыка для хора, солистов и оркестра). Её написал в 1936 году немецкий композитор и основатель известной системы музыкальной педагогики Карл Орф.

Её странное название (странно звучит и странно выглядит) объясняется тем, что это латинские слова, записанные русскими буквами - Carmina Burana. Они означают - "Песни Бойерна". Речь идёт о бенедектинском монастыре Бойерн в Баварии, где ещё в начале 19 века был обнаружен фолиант со стихами и песнями безымянных вагантов, а также довольно известных авторов средневековья.

Он пролежал в монастырской библиотеке с 13 века и вряд ли выдавался для чтения монахам, поскольку авторы этих стихов воспевали не христианские святыни, а любовь к свободе и румяным девушкам, а также радости пьянства, азартных игр и дружеских пирушек.

Два писца старательно вывели своими гусиными перьями идеальные готические буквы и даже невмы поставили (маленькие графические пометки над словами - специальные знаки для певцов), чтобы напомнить мелодию известных тогда песен.

Карл Орф был очень впечатлён этими стихами. Он отобрал из них 24 и написал к ним музыку.

Вся кантата довольно большая, она звучит около часа. Но, как это всегда бывает, глобальную популярность приобрёл только начальный номер (он повторяется ещё раз в самом конце) - "О, Фортуна!" Это именно то, что разошлось миллионными тиражами по всему музыкальному и немузыкальному миру и не теряет своей свежести даже в 21 веке.



Фото первой страницы средневекового сборника "Carmina Burana" с сайта Мюнхенской библиотеки https://daten.digitale-sammlungen.de/

Карл Орф был очень впечатлён этими стихами. Он отобрал из них 24 и написал к ним музыку.

Вся кантата довольно большая, она звучит около часа. Но, как это всегда бывает, глобальную популярность приобрёл только начальный номер (он повторяется ещё раз в самом конце) - "О, Фортуна!" Это именно то, что разошлось миллионными тиражами по всему музыкальному и немузыкальному миру и не теряет своей свежести даже в 21 веке.

Коварная Фортуна

Весь текст в "Кармина Бурана" поётся в основном на латыни. Но о содержании популярного первого номера кантаты "О, Фортуна!" мы можем догадаться и без перевода: Фортуна - это древнеримская богиня удачи, а шире - сама судьба, играющая человеком, как куловод марионеткой.

На этой старинной литографии она с насмешливой улыбкой крутит своё колесо, наблюдая, как "венец природы" проходит неизбежные четыре стадии жизненного цикла. Он изо всех сил карабкается к своей вершине, но достигнув её, неизбежно падает с завоёванного трона и снова оказывается в той же нижней точке, откуда когда-то начинал свой путь вверх.


Четыре этих стадии на средневековых картинках обозначены четырьмя временными формами латинского глагола regno: regnabo (буду царствовать) - regno (царствую) - regnavi (царствовал) - sum sine regno (теперь я без царства). В один и тот же момент разные люди находятся в разных точках этого замкнутого пути.

Текст первого хора напоминает и молитву и проклятие одновременно. Именно эти строки, написанные на самой первой странице старинного фолианта, зажгли воображение Карла Орфа:

"O, Фортуна, словно луна ты изменчива, то создаёшь, то разрушаешь;
Ты прерываешь течение жизни, то низвергаешь, то возносишь,
Разум не в силах постичь тебя; и нищета, и власть — всё хрупко, как лёд. Судьба коварна и равнодушна,
Уже с рождения запускает она колесо невзгод и болезней.
Благополучие тщетно и ненадёжно,
Фортуна невидимо идёт по пятам за каждым, словно чума.
Непрерывно смотрит мне в спину её злобный лик.
И в здоровье, и в трудах моих она всегда враждебна
И ждёт момента, чтобы всё потрясти и разрушить.
Наступит час, и не успеешь опомниться,
Как зазвенят спицы её колеса;
Каждый попадёт в его круг, и каждый заплачет вместе со мной!"

Элементарная музыка

Ничего нет проще этой музыки: мелодия этого номера построена на пяти нотах и непрерывных повторах простых мотивов. Одна гармония, одна тональность, банальный контраст контраст тихого и громкого.

В "Кармина Бурана" вообще нет ничего, что заставляло бы наш интеллект напрячься в попытках разобрать сложное. Его просто нет. Хор поёт чаще всего в унисон, развития музыкальной мысли не наблюдается: то, что вы слышите в первом такте, будет примерно таким же и во всех последующих.

Но это не примитив, а осознанная концепция. Идея Орфа заключалась в том, чтобы освободить базовые, природные основы музыки от всяческой "искусности" и сложности, которыми композиторы от Баха до Вагнера нагрузили музыку за последние столетия.


Карл Орф в 1938 году.

По мысли Карла Орфа музыка - это выражение коллективной человеческой энергии. Её сила в элементарных вещах: ритм плюс простой мелодический мотив. Всё это гарантированно укладывается в сознание любого человека с помощью механических повторов.

В эту базовую схему Орф добавляет модной архаики - он много лет занимался изучением старинной музыки - и роскошный звуковой дизайн: огромный хор (точнее, три хора, в том числе, детский), большой симфонический оркестр с целой армией ударных инструментов и то, что мы сегодня называем визуализацией - всё это должно сопровождаться каким-нибудь зрелищем.

В итоге грандиозное впечатление гарантировано.

Демоны, вампиры и апокалипсис

В звучании этой музыки есть нечно демоническое, роковое и даже инфернальное. Недаром её используют как саундтрек к самым апокалиптическим и мистическим сюжетам.

Она не начинается, а обрушивается как удар судьбы всей огромной массой хора и оркестра. А потом начинается неостановимый стук колеса Фортуны. На его фоне, как языческое заклинание, звучит один и тот же мотив. Так действует магия элементарного.

Самый эффектный момент - ближе к концу: всё вдруг взрывается ритуальным исступлением под жуткие раскаты там-тама.



Это, конечно, не вся "Кармина Бурана". Дальше Орф разворачивает сочные картины жизни, наполненные то буйными плясками, то трогательной любовной лирикой. Мораль этих текстов тоже элементарна. Живи, пока живой. Люби, пока бьётся сердце. Веселись, пока Фортуна не повернула своё колесо.

Музыка без срока годности

Удивительно то, что "Кармина Бурана" уже почти 80 лет остаётся актуальной и свежей, несмотря на все смены моды и музыкальных стилей.

Каким-то образом она заняла уникальную позицию - ровно посередине между серьёзной музыкой и лёгкой, между сложным и простым, между старым и новым. Из неё делают массовые шоу с лазерными проекциями на стадионах и городских площадях и исполняют на солидных академических сценах.

Лёгкой музыке она тоже угодила по всем статьям (правда, тут речь идёт только о первом хоре "О, Фортуна"). Рокеры ценят её за брутальные ритмы: под "Фортуну" начинал свои концерты Оззи Осборн и Майкл Джексон, многие рок-группы взяли её в основу своих композиций.

И даже юные готы в чёрном с головы до ног узнают своё родное в мрачных звуках этой музыки.

Сам Карл Орф был тоже сильно впечатлён тем, что у него получилось. Несмотря на то, что к этому времени ему уже исполнилось сорок два года, он обнулил все свои достижения в музыке и начал отсчёт своего творчества с "Кармина Бурана".

Правда, он так и не повторил успеха этого сочинения.

источник


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх