ЖеЖ

50 060 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вероника Макарова
    https://zelluloza.ru/blogs/1855363-kak-pridumat-imya-personaju/Fan ID: пугает ли...
  • Вероника Макарова
    Как придумать имя персонажу Имя персонажа — это не просто случайный набор символов, а важный элемент, который может м...Fan ID: пугает ли...
  • Анатолий Петров
    Альберт Эйнштейн – искусственно раздутый псевдонаучный авторитет, не внёсший ни малейшего вклада в создание атомной б...Как Альберту Эйнш...

Драмматический треугольник - Треугольник Карпмана



Треугольник Карпмана
 
 
 
Треугольник Карпмана – модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры (по Эрику Берну), вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу.

В драматическом треугольнике есть три роли: Преследователь, Спасатель и Жертва.

Участники драматического треугольника постоянно меняются ролями.

Преследователь                                        Спасатель

Жертва

Например,

Мужчина несколько лет помогает любимой им женщине, спасает ее от миллионов бытовых неурядиц, трагедий ее жизни, и проблем с деспотами-мужчинами, с которыми она живет.

В какой-то момент, он превращается в Жертву – ведь он так старался, страдал ради нее, а ему – ничего не обломилось, годы прожиты зря...

Спасатель                              Жертва
 
Проходит какое-то время, и человек, бывший в роли Спасателя и ставший Жертвой, переходит либо сам в роль Преследователя своей «любимой» женщины, либо находится другой человек, который начинает его – Спасать, а образ той женщины – Преследовать.
 
 Жертва                         Агрессор   
 
 

Также и Преследователь (Агрессор) может легко переключиться на роль Спасателя, едва только найдется Жертва, затронувшая его.

В рассматриваемом примере, мужчина может начать Спасать другую женщину, чья жизненная история окажется еще более трагична чем его.

 
Агрессор                               Спасатель
 
 

Едва ли он при этом заметит, что прошел полный круг, отыграл все роли, и начал свой излюбленный сценарий отыгрывать по стопервому разу.

Причина того, что человек вовлекается в драматический треугольник – отказ увидеть все три позиции в себе самом.

Отказ признать, собственную слабость и щедрую доброту для Агрессора.

Отказ принять свою силу, потребность во власти и умение заботиться о себе и других и отстаивать свои интересы для Жертвы.

Отказ принять свою потребность во внимании,  защите своих интересов и осознании как своей собственной слабости, так и своей агрессии для Спасателя.

Проще говоря, Жертва – не видит как она проявляется как Агрессор и Спасатель,

Спасатель  не видит, что ведет себя как Жертва и Агрессор,

А Агрессор игнорирует, что выполняет и функции Жертвы и Спасателя.

И пока человек не осознает все три разрозненные, противоречивые части в себе, не объединяет их в целостность – обычный живой человек, он мотается по вершинам и углам драматического треугольника, отдавшись его динамике, и болезненно наслаждаясь силой продуцируемых процессом чувств и эмоций.

Как выйти из треугольника?

1. Увидеть, как вы играете каждую из ролей.

2. Начать вести себя ИНАЧЕ (искренне как ребенок, разумно – как взрослый, мудро и со смирением – как хорошие Отец и Мать).

3. Научиться быть живым человеком, в отношениях устанавливать комфортную дистанцию, с близкими людьми – жить в поле интимности, близости, любить и уважать.

4. Конкретные техники выхода:

- ощутить свое тело, улыбнуться, расправить плечи и глубоко вздохнуть;

- посмеяться над собой и ситуацией, по доброму;

- проанализировать «какую выгоду я получаю от своего отыгрывания роли» и найти рационально более адекватный способ получения нужного;

5. Если минимума информации, изложенного здесь – мало, то как насчет – серьезно заняться своей жизнью, и получить консультации психолога? Либо исследовать тему более подробно - самостоятельно.

-----------

Стивен Карпман, http://www.karpmandramatriangle.com/

наверх