На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Почему на печати 1694 года из Кузнецка изображен волк, а не лошадь?


Изображение царской печати Кузнецкого острога из сборника графических снимков 1858 года.

Кузнецкая геральдика полна загадок. Профессиональные историки знают, что с 1634 года на государевой печати Кузнецка был волк. Всё это подтверждается царскими росписями сибирских печатей 1635, 1656, 1692 годов, Окладной книгой Сибири, составленной в Сибирском приказе в Москве в 1697 году, различными сведениями 18 века. Однако известная исследовательница Надежда Соболева с 1981 года утверждает, что у Кузнецка на царской печати была лошадь. Ссылается она на издание 1858 года: «Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском Архиве Министерства Юстиции, составленный Директором Архива П. Ивановым». Но там кроме рисунка печати и описания документа ничего про лошадь или про волка не сказано. Н. Соболева сделала свой вывод на визуальном восприятии. Есть все основания полагать, что она ошиблась. Ведь письменные источники и до 1694 года и после говорят иное.

Проблема царской печати Кузнецкого острога 1634–1730 годов сродни проблеме печати Пскова (до 1510 года), где псковский барс в мифологической форме и по мнению маститых ученых визуально не опознается. Этот псковский барс имеет подобные как на печати Кузнецка «лошадиные пропорции». Аналогичные изображения можно встретить на печатях Новгорода 15 века, где лошадиные формы имеет «лютый зверь». Перед нами средневековая модель мифологического древнерусского хищника, которая вобрала черты разных животных и в зависимости от надобности становилась тем или иным животным. Подобные изображения хищных зверей, волков известны на иконах, книжных иллюстраций того времени. Поэтому на печати Кузнецка шаблон, мифологическая модель хищника, у которого от волка только прямой хвост.


А лошадей в древнерусском искусстве рисовали по-другому. Они были хорошо узнаваемы. Это ныне народный конек с шеей-коромыслом, с прогибом спины под седока, лохматым и извилистым хвостом, копытами, а не задними лапами-лодочками как на кузнецкой печати. На копеечных монетах современной России мы можем увидеть такое животное.

Круговая надпись Кузнецкой печати 1694 года просто кричит, что её матрица сделана намного раньше. Строгий, близкий к уставу шрифт, а не буйство вязи, завитков, что можно видеть на печатях середины – второй половины 17 в. Это печать государева (в надписи сокращенно «ГДРВА»), одного царя, а не печать двух государей как это было на новых матрицах в правление Ивана и Петра (1682–1696). То есть матрица печати однозначно старше 1682 года. На круговой надписи нет ещё устоявшихся норм середины – второй половины 17 века: буква «У» ещё через обычную «У», а не «УК»; окончание названия острога через ОВО, то есть КУЗНЕЦКОВО, как это распространено было в разговорной речи и приказном языке, а не через церковнославянское окончание прилагательных ОГО/АГО; окончание слова ОСТРОГА на «А», а не на «У»… При надобности печать могли поновить по запросу из Кузнецка в Москве, где хранилась её восковая копия. Иная печать Кузнецка могла появиться со сменой его административно-территориального статуса, но этого не было.

Сама печать 2,5 см шириной. Понятно, что изображение довольно маленькое. Его надо внимательно рассматривать. Самое смешное, что уже в период существования этой печати некоторые это животное воспринимали как соболь. Такова природа древнерусских изображений, которая часто весьма была далека от реализма.


Барс на печати Пскова (до 1510 года).


Лютый зверь на печати Новгорода 15 века.


Волк и лиса на иконе 17 века.

Краеведческая колонка Андрея Полухина


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх