На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Вятрович провозглашает: «Деколонізація буде!»

На исходе февраля Владимир Вятрович, директор Украинского института национальной памяти (УИНП), публично отчитался о проделанной этим учреждением работе. Затем он проинформировал, что в течение 2019 года возглавляемое им ведомство разработает проект закона о деколонизации. Нельзя сказать, что новость стала подлинной сенсацией, но и не осталась незамеченной. Причем на очередную инициативу Института нацпамяти обратили внимание и в Польше, где обеспокоились судьбой своего наследия в т. н. кресах – территориях, которые раньше входили в состав Речи Посполитой.

О том, насколько обоснованны страхи поляков, чуть ниже, а пока о предыстории деколонизационного вопроса. Это только на первый взгляд может показаться, что данный термин выскочил из головы Вятровича только сейчас. Нет, идея вынашивается им уже в течение нескольких лет.

Еще шла пресловутая декоммунизация, а начальник УИНП говорил: идет лишь первый этап, потом возьмемся за деколонизацию. Сказано это было в 2015-м. Потом свои слова Вятрович повторял в 2016-м, 2017-м, а в 2018-м сообщил, что тема обсуждалась в комитетах Верховной Рады, и вот теперь Институт нацпамяти собирается сочинять законопроект, а его директор в «Фейсбуке» провозглашает: «Деколонізація буде!»

Правда, есть одна загвоздка. С декоммунизацией было просто: за образец брались процессы, проходившие в странах, состоявших некогда в Организации Варшавского договора, а также в бывших прибалтийских республиках СССР. А вот с деколонизацией дело обстоит худо – копировать ее не у кого. Поэтому «мудрецы» из УИНП и мучаются. Это признает сам Вятрович, рассказывая все время, что аналогов нет и нужно изучать зарубежный опыт. Думаю, в конце концов Институт нацпамяти «скреативит» и просто сделает копию собственной декоммунизации.

Теперь о том, что собственно такое деколонизация. На днях Вятрович посредством «Фейсбука» дал следующее определение: «Деколонизация – это избавление от имперского наследия, которое используется для восстановления имперского влияния». Своим подписчикам глава УИНП предлагает обсудить данный тезис, подискутировать, но вполне очевидно, что перед нами практически готовая формулировка. В глаза бросается ее, так сказать, универсальность, поскольку под восстановление «имперского влияния» можно притянуть все что угодно.

Поэтому-то и всполошились западные соседи Украины. Доктор Лукаш Адамский из Центра польско-российского диалога и взаимопонимания выразил опасение, что деколонизация выльется в кампанию против всего русского и может затронуть наследие других народов – венгров, румын и поляков. Подобного мнения придерживается и Марек Войнар, представляющий Институт политических исследований Польской академии наук. Об их тревогах уже написал ряд польских СМИ. Забавно, что Адамский с Войнаром считаются у себя на родине украинофилами, но от идей Вятровича не по себе становится даже им.

Директор УИНП в одном из своих интервью (а он раздает их пачками) как-то говорил, что для него одинаково неприемлемы как монументы русским монархам, так и памятники императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу. Таковых на Украине три: в Черновцах, Ивано-Франковске и селе Нижнее Солотвино в Закарпатской области. Кроме того, в Ужгороде несколько лет назад была установлена скульптура австрийской императрицы Марии Терезии. Существует ли угроза этим памятникам в случае начала деколонизации? Теоретически да, а практически – вряд ли. У местных властей вполне хватит инструментов, чтобы отстоять Марию Терезию и Франца Иосифа. Поэтому основная опасность исходит от буйных «активистов»: в Черновцах бронзовый император уже несколько раз становился объектом нападения вандалов.

С польским наследием ситуация более сложная. Для примера можно вспомнить Львов, где на Лычаковском кладбище находится Мемориал Орлят – юношей и девушек, которые в 1918-м защищали город от украинцев, а через два года – от наступающей Красной армии. В нынешней Польше Орлят чтут. Когда-то частью мемориала были две скульптуры львов, в советское время их убрали, а в конце 2015-го вернули на место.

И вдруг выяснилось, что сделано это было…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх