На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Быньги - одно из самых удивительных мест Урала

Воскресным утром 19 февраля мы дружным туристско-блогерским составом выехали в село Быньги. Чтобы было понятнее куда мы ездили и почему это уникальное место, расскажу подробнее о селе Быньги и Свято-Николаевском храме, который являлся целью нашей поездки.



В данном посте использовал не только свои фотографии, но и фотографии, взятые из общедоступных источников.



Оглавленние





Быньги

Быньги это старинное староверческое поселение, первое упоминание о котором относится к 1704 году. Есть версия, что поселение основали раскольники, старающиеся держаться подальше от властей тех времен после реформ патриарха Никона и последующих преследований. В это время как раз действовал указ «Двенадцать статей» царевны Софьи о преследовании хулителей Церкви, подстрекателей к самосожжению, укрывателей раскольников вплоть до смертной казни (одних через сожжение, других мечом). Тайных сторонников старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Явных противников реформы велено пытать, а затем казнить.



Картина "Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола". А. Д. Кившенко, 1880 год.

Только в начале 1716 года были отменены «Двенадцать статей» и издан указ, согласно которому старообрядцы могли легально жить, но обязаны были платить двойной налог. Старообрядцев в Невьянском районе было много, да и сейчас остается не мало. До сих пор существуют и действуют старообрядческие и единоверческие церкви. Поселение было основано в 7 километрах от Невьянска, который, как мы все знаем, был основан по указу Петра I в 1701 году, поэтому можно сделать вывод, что Невьянск и Быньги основывались примерно в одном время. Оба поселения именованы в честь рек, на которых они создавались. Быньги – название реки Быньга во множественном числе, связано с тем, что поселение было основано на слиянии рек Ближняя Быньга и Дальняя Быньга с рекой Нейвой.



На этой фотографии вторая по величине церковь в селе Быньги. Это единоверческая Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1718 году здесь построен Никитой Демидовым Быньговский железоделательный завод, который проработал до 1873 года. Завод был вспомогательным и по сути филиалом Невьянского завода и использовался для переделки чугуна с невьянского завода. По современным меркам странное решение – построить ещё один завод в 7 километрах от основного, когда можно было просто пристроить цеха к существующему заводу. Но, надо помнить, что для любого производства нужны работники и сырье – кроме руды нужны вода и дерево. В Быньгах были работящие люди, для которых 7 километров по просёлочной дороге это более часа пути. Кроме того, в те времена деревья вокруг заводов вырубались на цели производства и ещё на один или несколько цехов требовалось откуда-то привозить древесину. В Быньгах всё это было и плюс слияние трёх рек. Поэтому для промышленников тех времен строительство такого вспомогательного завода было очевидным решением. На заводе в Быньгах выпускалось полосовое, дощатое и листовое железо.



Полосовое железо. Можно увидеть в том числе в Невьянской башне укрепления из данного вида железных изделий.

В январе 1769 года Савва Яковлев (Собакин) покупает завод у Прокофия Демидова.



Портрет Саввы Яковлечева Яковлева кисти И.Л. Колокольникова, написанный в 1767 году.



Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова, чудака, спустившего всё своё промышленное наследство на меценатские дела. Портрет кисти Д. Г. Левицкого, написанный в 1773 году.

После смерти С. Я. Яковлева, согласно Акта по разделу имущества, составленному 26 марта 1787 года, завод отходит его третьему сыну, Петру Саввичу.



Согласно легенде во время раздела имущества Пётр Саввич Яковлев поклялся, что, если достанутся ему невьянские заводы, включая быньговский завод, то он построит храм небывалой красоты, которому не будет сноса. Чем обусловлена такая любовь Петра Яковлева к Быньгам не понятно, но клятву перед Богом он сдержал, приказав своему управляющему: «Если можно, отлей в Быньгах церковь чугунную во имя Святителя Христова Николая: если этого нельзя сделать, то построй там храм на славу, ничего не жалей, которому стали бы дивиться и которому не было бы веку». Храм из чугуна - смелая идея, но, судя по Каслинскому павильону, вполне выполнимая.



Каслинский чугунный павильон

Прошение на строительство завода было подано в Святейший Синод владельцем завода Петром Яковлевым и его доверенным Иваном Сусловым, а Синод, в свою очередь, подал представление императрице Екатерине II. 1 сентября 1788 г. императрица подписала указ о строительстве каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. В грамоте, выданной по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского написано "Алапаевскому заказчику иерею Петру Чиркову. Указом Ее Императорского Величества из Святейшего Синода сентября 1-го 1788 года, по представлению нашему ведено в Алапаевского округа Быньговском заводе вновь каменную церковь во имя Святителя Христова Николая Чудотворца построить «на удобном и не-водопольном и от пожарный случаев безопасном месте» и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена... тогда об освящении той церкви просить особливым представлением... Писана лета Господня 1788 г октября 18 дня". В грамоте также было указано «оную церковь строить... с поспешением». Причина «поспешения» со строительством православного храма заключалась в борьбе с расколом.



Храм конечно был возведен не целиком из чугуна и без чугунного иконостаса, но всё же чугуна при строительстве было использовано поболее, чем в любом другом храме. В фундаменте храма под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 тонн), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть ее состоит из чугуна и железа, крыша храма первоначально была из кованого листового железа. Кроме того, ко входу в храм ведут чугунные ступени, а в храме пол устлан чугунными плитами, естественно невьянского производства.



Чугунные ступени крыльца.

При этом храм трехалтарный, что также необычно для российской глубинки. Средний, он же главный алтарь, освящен во имя Николая Чудотворца выступает вперед и имеет полукруглый иконостас. В его нижней части слева сохранилась надпись: «Храм сей и иконостас воздвигнут усердием и иждивением заводовладельца Петра Савича Яковлева в 1796 году». В 1860 г. на средства прихожан иконостас был починен, обложен резьбой и вызолочен, и в нем поновлены иконы. Об этом свидетельствует надпись справа по низу иконостаса: «Иконостас сей возобновлен и украшен благолепием на счет усердных и добровольных пожертвований прихожан в 1860 году». Северный придел в честь Успения Божией Матери был окончен постройкою и освящен в 1819 году, а южный – придельный алтарь, в честь Сретения Господня, устроенный в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, освящен в 1863 году. Напомню, что все храмы построены так, чтобы прихожане стояли во время службы лицом на восток, так как в Православии считается, что рай находится на востоке, а на западе находится ад.






Храм холодный в любое время года. Скорей всего это связано с чугунным полом. Даже современная печь, установленная вместо прежней кирпичной печи не позволила существенной исправить эту особенность. Есть легенда, что строители были староверы и специально сделали так, чтобы этот храм был холодный, дабы его посещало как можно меньше людей. Но это лишь легенда.



Не помню, что это. С виду похоже на печь, но вроде бы там ниже был краник, а значит это скорей всего бак со святой водой:


Храм Святителя Николая Чудотворца – единственный сохранившийся храм, обладающий полным комплексом иконного убранства, исполненным в стиле невьянской иконописной школы. Иконостасы и отдельные образа создавались и наполняли храм в течение ста лет, а значит, эти произведения иконного художества отображают состояние и развитие невьянского стиля в течение этого времени.












Чем отличаются иконы невьянской иконописной школы можно узнать в музее Невьянская икона, там расположено очень много икон невьянской школы, что позволяет отчетливо увидеть общие черты и особенности данных икон.

Невьянская икона — это икона старообрядческая. Для старообрядцев иконы нового, «фряжского», как они говорили, письма были совершенно неприемлемы. Возникновение старообрядческого иконописания стало неизбежным. Оно развивалось по всей территории Урала, но нигде не достигло такого совершенства, как в Невьянске и связанных с ним поселениях. Иконы невьянских мастеров отличались добротным письмом и высоко ценились: заказчиками у них были не только «местные и окрестные жители, но вообще жители всего Зауралья и даже европейской России».

К сожалению этот иконостас стал заложником во время предвыборной кампании в меры Евгения Ройзмана roizman и какова судьба икон мне лично не известно. К поездке в Быньги готовили вопросы к отцу Виктору, но пообщаться увы не успели. В том числе хотелось учтонить вопрос об иконостасе. Всё-таки не все ещё иконы вернулись. А в блоге Евгения Ройзмана roizman последняя запись с тэгом Быньги относится к 2014 году.
Вот таким центральный иконостас я увидел 16 марта 2014 года:

Таким я его увидел в эту поездку:



Неизменным настоятелем Николаевского храма с 1987 года, то есть уже 30 лет, является протоиерей Виктор Зырянов. Отец Виктор также является преподавателем догматического богословия Екатеринбургской Духовной Семинарии. К сожалению он единственный священник в этом огромном трехалтарном храме. Практически все остальные функции исполняют миряне.

За долгие годы существования храма в нём сменилось много священников, подробнее о них можно почитать здесь.


Приехали мы к воскресной службе, которую терпеливо выстояли все участники нашего воскресного путешествия.

После службы священник разрешил посетить часовню, а заодно позвенеть в колокола сколько душе будет угодно. Весьма неприметная дверь в коридоре храма как оказалось скрывает за собой лестницу на часовню. За узкие старинные лестничные подъемы Никита прозвал это место "Каморка Папы Карло".


Лестницы часовни на всех ярусах имеют весьма крутой наклон. Ступеньки местами из кирпича с чугунными плитами. Но большая часть лестниц всё-таки из дерева.








На каждом ярусе нас ждали разные приятные открытия. Вот, например, встертили такую дверь.



Мы естественно не отказали себе в любопытстве заглянуть за неё. Как вы думаете, что мы там увидели?
А увидели мы там вот что:

Подумали, что это купол храма изнутри, но сейчас понимаю, что это была крыша входа в храм, по которой ярусом выше мы потом ходили.



Этот чердак используется как место хранения для разных рам.



С другой стороны от этой двери увидели вот такое сооружение.



Естественно и туда мы тоже не примянули заглунть.



Это одна из гирь часового механизма, который мы увидим поднявшись выше. А выше нас ждала та самая крыша, на чердаке, который мы только что побывали.



Мы забрались на эту крышу, с которой открывались следующие великолепные виды:













А это дым из трубы от печки, которая отапливает храм:



На этом же ярусе мы видим продолжение шахты гиревых подвесов:



Идём выше:


И оказываемся на ярусе с колоколами и часовым механизмом:







Ветхое состояние педалей, часть из которых не позволяет достаточным образом расскачивать языки колоколов, свидетелсьтвует о том, что в храме нет своего звонаря.













Как видно на этой фотографии, колокола отлиты мануфактурой известной ярослваской династии Оловянишниковых.



Это колокола не для быньговского храма, но производства той же мануфактуры.


На православных храмах вообще часов обычно не делают. Здесь же они есть и даже с двумя циферблатами:


Мы рассматриваем различные механизмы быньговских часов.



А вот и вторая гиря, того самого гиревого подвеса.



В механизме часов можно разглядеть маленький барабанчик (слева за большой шестеренкой). На нём есть четыре крупных металлических шпынька, которые при повороте барабана задевают и приводят в движение четыре рычага, расположенных выше, которые в свою очередь при помощи проволочного привода дергают языки колоколов. То есть, когда данные часы работали, то один или два раза в день раздавался звон от четырех последовательных ударов в разные колокола. Служители храма, говорят, что механизм исправен, его нужно почистить, смазать, настроить, прикрепить проволоку к колокольчикам, завести и часы будут работать. А это уникально так же как и в случае с часами на Невьянской наклонной башне, так как во многих случаях на старинных часах сохраняют старинный циферблат, устанавливая современную цифровую начинку.



Идём выше, и ... встречаем скелетированные останки. Видимо среди нас были орнитологи, так как почти сразу установили, что это останки голубя.



Выше хода нет, так как это самый верхний ярус колокольни, а над нами уже купол с крестом.





Но блогеров это не останавливает. Наши опытные руферы не упустили возможность сделать красивые кадры с высоты. Их совершенно не испугало отсутствие ограждений и то, что высота колкольни примерно 57 метров, а это немного выше 16-и этажного дома.





На стенах мы увидели надписи разных годов:





Ну что же, пришло время спускаться вниз, дабы нас не постигла участь французов, которых как-то заперли в этой колокольне.













Наше воскресное путешествие подходит к концу и мы делаем групповое фото на память.







И как поется в одной замечательной песне: "Не повторяется, не повторяется, Неповторяется такое никогда!" )



Post Scriptum

Про Быньги можно ещё очень много написать. Например, про то, что в Быньгах есть свой аэродром, а их не так уж и много в Свердловской области. Аэродром активно используется не только малой авиацией, но на нём так же проводятся концерты на открытом воздухе.


Поездка в Быньги произвела неоднозначные впечатления. С одной стороны уже много лет восстанавливают храм, очень много средств и сил вложено. Есть экскурсионные маршруты, пролегающие через Быньги к селам Верхние и Нижние Таволги, в которых развито гончарное производство. Но состояние колокольни, часов, отсутствие хоть каких-нибудь сервисов (начиная от кафе и заканчивая гостиницей), свидетельствует о том, как много ещё нужно сделать, чтобы Быньги и Храм Святителя Николая получили достойное место среди основных туристических и паломнических маршрутов не только Урала, но и всей России. А уникален он как минимум тем, что:

  • храм 18 века постройки, который не закрывался не на один день и сохранившийся практически в первозданном виде;

  • единственный православный храм с курантами, да ещё и с двумя циферблатами;

  • единственный храм с полом и ступеньками из чугунных плит;

  • храм, в котором сохранилась и как минимум на половину отреставрирована роспись и иконы в уникальном невьянском стиле.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх