Начало здесь
ПРОЯСНЕНИЕ СЛОВ
Это открытие приводит к мысли, что в школе, наряду с учителями, психологом и медсестрой, должна быть должность «прояснителя слов», потому что это путь вернуть в строй отстающих учеников. Доказано, что прояснив непонятые в предмете слова, можно восстановить даже образование, полученное в прошлом.
Прояснитель слов должен быть обучен делать это правильно. Он должен помочь человеку найти непонятое слово, расположенное в тексте выше того места, с которого текст стал казаться непонятным, спрашивая, как ученик понимает разные слова в этом месте текста. Если ученик не может дать ответ, начинают прояснение. Пусть ученик читает в толковом словаре каждую дефиницию этого слова (кроме специальных) и придумывает предложения с использованием слова в этой дефиниции. Когда уче
веселеет. Затем просят ученика читать текст с того места, где обнаружилось непонятое слово. Если он не испытывает трудности с пониманием, процесс прояснения завершен. Если еще есть трудности, ищут другое слово, которое осталось непонятым.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Если Вы, учитель, хотите преподавать свой предмет максимально эффективно, Вы должны:
1. Преподнести предмет в как можно более интересной форме, указав
а) его общее применение в жизни,
б) привести конкретный пример его применения.
2. Преподнести его в наиболее простой форме, соизмеряя вводимые термины с уровнем понимания учащихся. Вводить более сложные термины по мере усвоения материала. И, конечно, уделять время прояснению новых терминов.
3. Учите с минимумом значимости:
а) избегайте проявления значимости себя самого только по той причине, что Вы знаете этот предмет; будьте настолько авторитетны, насколько Вы способны к практической деятельности в своей области.
б) не принижайте достоинство ученика или его авторитет только потому, что он не знает предмет;
в) подчеркивайте, что значимость заключается только в индивидуальном мастерстве при практическом применении предмета (вспомните прекрасный проект 1-го канала «Голос», где наставники не стесняются выражать восхищение перед талантами учеников).
4. Представляйте каждую порцию материала в ее самой фундаментальной основе с минимальной долей собственных заключений.
а) Предлагайте учащимся самим делать заключения на основе аксиом и теоретического материала;
б) настаивайте только на хорошем знании аксиом и теорий;
в) предлагайте учащимся самим доказать какие-то следствия из теорем;
г) если предусмотрены лабораторные или практические работы, предлагайте учащимся делать самостоятельные выводы о том, как соотносятся данные теории с реальностью.
5. Делайте упор на необходимости оценки данных:
а) истинность и относительная важность каждого положения теории;
б) связь и соотношение данного с другими данными.
6. Учите самостоятельно находить или выводить данные, а не переписывать их.
7. Повышайте способность учащихся применять знания и использовать их по-новому.
8. Подчеркивайте, что знание ученика – это его собственность, и он вправе использовать его по собственному усмотрению. Пусть фантазируют, как бы они могли его использовать.
Автор Мария Эрлина
О реформе образования (продолжение)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии