На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Почему мы так долго молимся

"Когда люди влюблены, они не могут друг с другом набыться, наговориться. Им даже молчать хорошо, только бы вместе. Так же и с Богом…" — епископ Иона (Черепанов) находит неожиданные слова в ответ на распространенные недоумения, почему в Православной Церкви "всё так долго". Для чего нужны длинные службы и молитвенные правила, планируется ли сократить их в связи с насыщенным графиком жизни современных людей, и можно ли не молиться, когда устал после работы, читайте в интервью.

original_1c4ad8f34bfd25465e51fd7f80f1e6cb

Как это было у апостолов

— Владыка, у вас есть ответ на вопрос, почему у православных всё так долго? Последование ко Причастию, службы, акафисты, каноны… Ведь нигде в Евангелии Господь не говорит: «Молитесь как можно дольше». Наоборот, молитва, которую Он дает людям — «Отче наш» — предельно короткая и лаконичная (Мф. 6, 9-13). И это фарисеев Христос упрекал за то, что они лицемерно долго молятся (Мф. 23, 14). А апостолов предупреждал: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6, 7-8).

Получается, мы — как фарисеи и язычники?


— Последние слова из процитированных вами были как раз ключевыми. Как видим из текста, язычники молились о каких-то житейских вещах, потому и предупреждает Господь, что Отец небесный знает о наших нуждах прежде прошения у Него. И дальше говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 32-33).

Собственно, почему желательно, особенно на этапе воцерковления, совершать молитвы по молитвослову, то есть, используя тексты, написанные святыми людьми: там все прошения касаются Царствия Небесного. Представьте, о чём бы мы стали молиться, когда вот только-только уверовали в Господа, ещё не погрузились в глубину Евангелия, не ощутили всю возвышенность слов Христа. Конечно, просили бы того, что кажется насущным, и чего обычно себе и другим желаем: здоровья, благополучия, счастья в личной жизни. Но против этого, в общем-то, и предостерегал Господь.


И вот слова замечательной молитвы святителя Иоанна Златоуста, читаемой каждый вечер: «Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия…».

Все прошения касаются совершенствования души, наших взаимоотношений с Богом, к Которому мы обращаемся действительно как к Отцу Небесному, Который знает о наших бытовых проблемах, и Ему даже напоминать об этом не надо, а просим мы Его лишь о том, что необходимо для пребывания с Ним в Вечности.

По поводу обличения фарисеев, которые много молились, здесь речь идет вот о чем. В те времена фарисеи стремились к максимальной праведности и это свое стремление всячески подчеркивали. Существовали определенные молитвы, традиции поклонения Богу. Как, к примеру, нынешние правоверные мусульмане: когда приходит время, они, не стесняясь, расстилают коврик — будь то в аэропорту, в учреждении, заведении или где-либо ещё — и совершают положенное молитвенное правило. Такому исповеданию веры стоит поучиться и нам, христианам, которые в большинстве своем стесняются перекреститься перед едой или проходя мимо храма, боятся смутить окружающих, отказавшись от скоромной пищи в постный день. Всё это не от смирения — в данном случае им-то как раз и не пахнет; просто мы стыдимся исповедовать себя христианами. Но Христос говорил: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8, 38). И этих слов Христа никто не отменял.

original_1c4ad8f34bfd25465e51fd7f80f1e6cb
Епископ Иона (Черепанов).

Но вернемся к фарисеям. Для них молитвы в определенное время были связаны с конкретными обрядами и являлись как раз не исповеданием веры, а подчеркиванием своего благочестия. Собственно, это Господь и ставит им в упрек.

По поводу того, почему у православных всё долго. Молитвословия наши появились не на пустом месте: современное богослужение имеет в своей основе богослужение ветхозаветное. В «Деяниях святых апостолов» читаем о том, что первые христиане собирались в Иерусалимском храме, в синагогах — то есть участвовали в службах: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5, 42).

Описано также, что после сошествия Святого Духа на апостолов они «каждый день единодушно пребывали в храме» и преломляли по домам хлеб (Деян. 2, 46). То есть сначала молились, а затем совершали Евхаристию — преломление хлеба в воспоминание о Христе. Можно провести аналогию с нынешней традицией. Суточный круг православного богослужения включает в себя часы, вечерню и утреню. Литургия в него не входит — она стоит вне всего, потому что это Тайная вечеря, за которой мы причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Суточный круг можно сравнить с той молитвой, которую ежедневно совершали апостолы, единодушно пребывая в храме, а Литургию — с особой службой, совершаемой ими отдельно по домам.

При этом написано, что они пребывали в храме каждый день. Не только ведь прочитать «Отче наш» они туда заходили… Наоборот, участвовали во всем цикле богослужения, которое включало в себя и чтение Священного Писания, и иные молитвословия. Помните, для чего рукоположили диаконов? Чтобы не отвлекаться на хозяйственные вопросы, а пребывать «в молитве и служении слова» постоянно (Деян. 6, 4). Всё это также говорит о том, что службы не были короткими.

Да, «Отче наш» — молитва Господня — настраивает на то, о чем нужно молиться. И, собственно, все остальные тексты, которые родились в христианской общине, являются как бы её расширенной версией. Главное же остаётся неизменным: мы молим нашего Господа о том, чтобы нам быть с Ним в Царствии Его, а остальное всё приложится.

На что променять красоту богослужения

— Человеку в городе, в селе столько всего надо сделать, и длинные службы в субботу и воскресенье практически ни на что не оставляют времени. Почему нельзя их сократить, чтобы учесть темп ритма жизни современных людей?

— Если взять общину первых христиан, то в Писании подчеркивается, что они ежедневно собирались, ежедневно пребывали в молитве.

Сейчас люди, даже имеющие массу свободного времени, работающие по свободному графику, каждый день храм не посещают. В лучшем случае — в субботу и воскресенье. Нельзя сказать, хорошо это или плохо, но так есть. Необходимость участия в богослужении сократилась лишь до Литургии в воскресный день или по особым праздникам. Христиане уже практически не почитают дни памяти святых, не внимают чудным песнопениям, не назидаются текстами, возносящими мысленно к мученикам, преподобным, праведникам. Ежедневное общение с Господом сведено к коротеньким утренним и вечерним молитвам. Так что Церковь, по-моему, уже донельзя перестроила всё под современные нужды.

Часто говорят: «Это жестоко, мы всю неделю трудимся, а в субботу вместо отдыха вечером должны идти на службу…». Знаете, мне жаль тех людей, которые сознательно хладнокровно лишают себя красоты песнопений, посвященных воскресшему Христу. Ведь Литургия будничная и воскресная практически ничем не отличаются, но вот всё то, за что этот день, собственно, и называют «малой Пасхой», сосредоточено в вечерне и утрене, которые, по сложившейся традиции, служатся накануне воскресенья. И если человек вдумчиво относится к тому, что в храме поется и читается, старается всё это осмыслить, прожить, ему в голову не придёт променять красоту богослужения на какие бы то ни было иные занятия.

— Не являются ли длинные службы и молитвенные правила теми самыми взваленными на плечи верующих «бременами неудобоносимыми», о которых говорил Господь в Евангелии?

— Если для человека молиться в тягость, значит, он просто не любит Бога. Как бы жестоко это ни звучало.

В одном из интервью я уже говорил, что когда люди влюблены, они не могут наговориться, наобщаться. Им в радость даже просто сидеть рядом, смотреть друг на друга.

И если у человека нет нужды говорить с Богом, значит, он Бога не любит. Это страшное состояние.

Вспомните каждый своё неофитство, когда мы бежали в храм, молились утром и вечером, как жалко было заканчивать эту молитву, как хотелось вновь и вновь обращаться к Богу. Да, мы знаем, что это было действие призывающей благодати; на первых шагах Господь показывал правильное устроение человеческой души по отношению к Богу: как молиться, как жить, как выстраивать Богообщение. Тогда мы как бы увидели эталон — вот так должно быть, стремись дальше к этому.

Со временем Господь отнимает благодать, чтобы мы уже сами стяжали её, учились трудиться, двигались в этом направлении. Понятно, что не всегда будет получаться, но помня ту радость пребывания с Богом, мы будем стремиться вернуть то, что потеряли. И видя это наше осознанное горячее желание, Господь по нашим трудам обязательно пошлет благодать, но произойдёт это тогда, когда сознание радости Богообщения не повредит нам, не вскормит наше тщеславие.

original_1c4ad8f34bfd25465e51fd7f80f1e6cb
Священномученик Онуфрий (Гагалюк). Фото из архива епископа Ионы

Ещё хочу сказать по поводу многословия. В начале ХХ века жил замечательный подвижник, будущий священномученик Онуфрий (Гагалюк). Как епископ Харьковской кафедры, в 1937 году он был расстрелян.

У меня есть его фотография с подписью, адресованной духовному чаду. Владыка пишет: «Рабе Божией Елене в укрепление веры и преданности воле Божией». И далее: «Всякий, обращающийся к Богу за помощью, получит ее, но не всегда в таком виде, как ожидает. Господь лучше нас знает, что нам полезно. Если мы просим что-либо у Бога, то во всем полагаемся на Его святую волю. Наше же дело — молиться и молиться».

Действительно, Господь всегда слышит молящегося. И кроме молитвы о небесных вещах, мы должны просить помощи и в наших земных делах, в том числе и о здравии ближних, о своем здравии, о помощи в различных нуждах. Но Бог видит ситуацию глобально, в целом, и то, что сейчас может нам казаться полезным, важным, неотложным, на самом деле для нас вредно и совершенно не нужно, а необходимо совсем иное. Также и то, что может казаться чем-то ужасающим и жутким, в конечном итоге обращается во благо.

Поэтому наше дело — «молиться и молиться».

original_1c4ad8f34bfd25465e51fd7f80f1e6cb
Слова наставления духовному чаду. Подпись на обороте фото священномученика Онуфрия

Молитва без ущерба работоспособности

— Если нет сил, всё-таки можно встать утром или лечь спать вечером и просто искренне от сердца сказать «Господи, помилуй!»? Или нужно обязательно читать утренние и вечерние молитвы — из последних сил, но полностью?

— Прежде всего, давайте посмотрим, кому «нужно».

Молитвы необходимы нам, Бог в них не нуждается. Мы знаем, что Господь — сердцеведец, и Его не обманешь. Есть реальные ситуации, когда человек приходит с работы уставший и действительно, кроме как перекреститься и сказать: «Господи, в руце Твои предаю дух мой», сил у него ни на что нет. Но если мы сначала садимся к компьютеру, просматриваем в фейсбуке все новости, лайкаем статусы друзей, переходим по всем интересным ссылкам, встреваем в какие-то обсуждения, а после, с трудом отрывая себя от монитора, крестимся и падаем на постель со словами «Господи, помилуй!», это, согласитесь, уже лукавство.

Всегда нужно действовать по совести. Конечно, бывает, человек устает, и дома ему необходим отдых. Если работа эмоционально тяжелая, особенно в больших городах, понятно, что вечером хочется как-то переключиться, получить душевную разгрузку и поддержку. В таких случаях, как правило, я советую читать, пока есть силы, вечернее правило до «Владыко человеколюбче», а уже перед самым сном дочитывать оставшиеся молитвы, которых совсем немного.

— Если утром встал и побежал по делам, нужно ли читать утренние молитвы позже, днем, когда появилось время?

— Думаю, лучше помолиться позже, чем не помолиться вовсе. Но каким бы ранним ни был подъем, встать на 15 минут раньше, чтобы попросить у Господа благословение на грядущий день, никакого ущерба нашей работоспособности не нанесет.

Но, опять же, Господь сказал: «Сыне, даждь Ми твое сердце». И если в силу объективных причин мы не смогли что-то прочитать, хорошо, если совесть нас в этом обличает. Но не стоит доводить себя до уныния и отчаяния — мол, не дочитала столько-то строчек молитвы, значит, Господь не помилует. «Жертва Богу — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19), поэтому если имеем такое сокрушение сердца, признаём искренне: «Господи, прости меня, что я вместо молитвы засмотрелась на какой-то новый клип по телевизору или зачиталась статьей в интернете», думаю, Господь простит. Но необходимо понуждать себя так самоорганизовываться, планировать свой график, чтобы всё успевать.

Ещё бывает, утренние и вечерние молитвы в нашем мозгу замыливаются, и мы вычитываем их механически, совершенно не погружаясь в удивительный и величайший смысл собранных там прошений. В такой ситуации я обычно даю две рекомендации. Первая — попытайтесь молиться вслух. Пусть тихонечко, вполголоса, но когда произносишь те слова, которые привык просматривать глазами, они воспринимаются совсем по-другому и начинают буквально звучать в уме и сердце.

И второе — по благословению вашего духовника можно время от времени заменять утренние и вечерние молитвы псалмами или чтением часов. Знаю, некоторые духовники благословляют утром читать первый час, а вечером — девятый. Или утром первый и третий часы, и вечером — шестой и девятый. По времени столько же, но молитвословия другие, и человек переключается, молится более осознанно.

Всё вариабельно, жестких рамок нет. Главное — чтобы была домашняя беседа с Богом, время для личного общения с нашим Господом.

original_1c4ad8f34bfd25465e51fd7f80f1e6cb

Так и скажи: «Господи, мне лень»

— Что бы вы посоветовали людям, которым постоянно не хватает сил на утренние и вечерние молитвы, и обязательно находятся дела на субботу, мешающие нормально подготовиться ко Причастию?

— Самое главное — не оправдывать себя. В Псалтири есть замечательные слова, которые мы часто слышим на службах: «Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех…» (Пс. 140, 4). «Непщевать» — это изыскивать оправдания. Мы просим Господа, чтобы Он не уклонил наше сердце в лукавые слова оправдывать свои грехи.

Если нет времени и сил, а зачастую и желания, решимости самоорганизоваться, не облекайте это в какую-то оправдательную форму — дескать, «всё это поздняя традиция», «раньше так апостолы не молились», «это всё монахи придумали, Богу это не нужно». Простите, но предки наши в дореволюционный период спокойно молились, хотя работали значительно тяжелее, чем мы, однако это не мешало им быть на богослужении, ходить к заутрени. Сейчас оправдывать себя тем, что «я в офисе переутомился, мне теперь поклоны тяжело делать и в храм я прийти не могу», это чистое лукавство и есть.

Будьте честны перед собой и перед Господом. Что-то не получается — так и скажите: «Господи, я Тебя люблю. Господи, я хочу Тебе служить. Господи, я хочу с Тобой беседовать. Помоги мне, немощному».

Имейте смиренное о себе понятие и просите Господа о помощи: «Господи, я хочу молиться, но пока у меня нет решимости, пока мне лень. Дай мне силы быть с Тобой, дай силы быть Твоим и жить как Твои ученики и апостолы, которые постоянно пребывали в молитве».

И обязательно Господь, видя наше сокрушенное сердце, не лишит нас небесных Своих благ, обязательно даст Свою помощь, даст силы жить, трудиться и молиться так, как подобает христианину.

Беседовала Юлия Коминко



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх