На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

«Мотор Сич» не пускает Украину в НАТО




В предпоследний день лета посол КНР в Киеве Ду Вэй собрал брифинг и заявил, что США не имеют права «нагло вмешиваться» в сотрудничество Китая и Украины в оборонной сфере. Беспрецедентным выступление дипломата не назовешь, однако столь резкие слова в адрес Соединенных Штатов, сказанные в третьей стране, явление достаточно неординарное.

Для сравнения можно вспомнить 2014–2015 годы, когда между Китаем и Вьетнамом происходила острая конфронтация из-за принадлежности спорных островов. Пограничные корабли КНР брали на абордаж рыбацкие суда СРВ, в Ханое проходили демонстрации разгневанной молодежи, а на приемах в Киеве послы обоих государств обменивались любезностями и мирно беседовали друг с другом. 

Потому-то выступление Ду Вэя и выглядит своего рода дипломатической сенсацией. И раз полномочный представитель Пекина говорит о «наглом вмешательстве», то значит вопрос крайне серьезный. Связан он с запорожским предприятием «Мотор Сич».

Вообще в обывательской и псевдоэкспертной среде бытует мнение, будто бы китайский бизнес вот-вот скупит Украину с потрохами и у каждого более-менее привлекательного актива появится владелец, имеющий в кармане паспорт Поднебесной. В реальности ситуация иная. У КНР довольно умеренный интерес к «незалежной», и внимание сосредоточено в основном на инфраструктуре. В частности, за средства China Harbour Engineering Company были проведены работы по углублению порта Южный и порта в Черноморске (бывшем Ильичевске). Тут у Китая прямая выгода: например, в июле грузопоток, проходивший через Южный, на 79% состоял из экспорта и его львиная доля ушла в КНР.

На прочие проекты, связанные с Украиной, Поднебесная тратит деньги по чуть-чуть и осторожно (между прочим, в Нигерию Китай инвестирует в разы больше). Поэтому реакция диппредставительства в Киеве на возню вокруг «Мотор Сичи» показывает, насколько данная компания нужна КНР.

Вообще беда предприятия и ее многолетнего руководителя Вячеслава Богуслаева в том, что производственные мощности находятся на Украине и их нельзя переместить на территорию РФ. Зависимость «Мотор Сичи» от заказов российской «оборонки» почти все постсоветское время была колоссальной. Успешному сотрудничеству способствовали связи Богуслаева в Москве, который находился в дружеских отношениях с генералами, адмиралами, сенаторами и прочими представителями властного олимпа.

Денег, полученных из российского бюджета, хватало на нужды предприятия, а также на собственную телекомпанию и даже гандбольный клуб. Доходы позволяли заниматься и меценатской деятельностью. В 2005 году в Запорожье установили памятник князю Святославу Храброму. Финансированием работ занималась «Мотор Сич». Автором скульптуры стал Вячеслав Клыков, чья самая знаменитая работа — монумент маршалу Жукову возле Исторического музея в Москве.

В конце 2011-го украинские производители авиадвигателей заключили выгодный пятилетний контракт с ОАО «Вертолеты России». Каждый год вооруженные силы РФ должны были получать моторы для Ми-24, Ми-28, Ми-8 МТВ, Ми-17, Ка-31 и Ка-32. Это не говоря о том, что ранее двигателями из Запорожья оснащались знаменитые «аллигаторы» — Ка-52. Благодаря успешному сотрудничеству с Россией предприятие Богуслаева смогло вложить средства в развитие Оршанского авиаремонтного завода в Белоруссии. Здесь давали новую жизнь старым советским вертолетам. Машины модернизировались, получали новые двигатели украинского производства и затем продавались странам третьего мира.

Всему этому пиршеству положили конец события 2014 года. Сначала правительство Яценюка запретило военно-техническое сотрудничество с РФ. Потом последовали санкции, под которые попали российские партнеры «Мотор Сичи». Так компания осталась без своего главного заказчика. Одновременно под ударом оказался завод в Орше — Богуслаев потерял контракты в РФ и у авиаремонтников возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что работники, дабы не сидеть без дела, занимались уборкой территории. В подобном режиме завод провел несколько лет, пока в 2018-м волевым решением белорусских властей предприятие не вернули в госсобственность. Местная оппозиция тут же обвинила Лукашенко в склонности к авторитарности, тоталитарным методам руководства, государственному рейдерству и т. п.

Вернемся к «Мотор Сичи». Оставшись без заказов из РФ, она попала в…

Полностью читать ЗДЕСЬ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх