На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Объединенные метроареалы, критерии агломераций и рейтинг миллионных агломераций

Осталось описать самый большой уровень агломерационных связей - комбинированные метро-ареалы или, лучше, объединенные метро-ареалы (ОМА).

ОМА, как правило, объединяют агломерации на территории нескольких регионов и, даже, стран, и являются аналогом американских CSA (объединенных статистических ареалов).

Поскольку данные о взаимных миграциях, применяемые для оценки американских CSA, между муниципалитетами России, так и большинства стран мира, не известны, то критерий объединения МА в ОМА должно стать наличие статистических единиц, которые можно включить по критериям в оба МА. Второй момент – чтобы не расширять ОМА за счет включения небольших сельских территорий, логично ввести ограничение на численность населения присоединяемых МА.
Сформулируем критерий ОМА:


Критерий объединенных метро-ареалов:

Несколько метро-ареалов численностью населения свыше 50 тысяч человек в каждом могут создать объединенный метро-ареал, если имеются статистические единицы, которые по критериям метро-ареала можно включить одновременно в 2 и более из этих метро-ареалов. При этом, связь между любым метро-ареалом и метро-ареалом с наибольшей численностью населения, включенными в объединенный метро-ареал, может проходить не более чем через один метро-ареал, а между любыми двумя метро-ареалами, включенными в объединенный метро-ареал – не более чем через 2 метро-ареала.

Последнее ограничение справедливо для избегания формирования длинных цепочек МА, включаемых в ОМА, а с другой стороны, позволяет классифицировать в ОМА все общепринятые российские полицентрические агломерации. Для России это, прежде всего, справедливо для Северного Кавказа, где, не будь этого ограничения, мог бы быть сформирован ОМА от Пятигорска до Дербента. Критерий разграничения ОМА в таком случае формулировать дополнительно не буду, но очевидно, что «резать надо в наиболее тонком месте».

Уточню также иные критерии агломераций:

В метро-ареалы включаются статистические единицы районного уровня (муниципальные образования, поселения, сельские округа), центры которых расположены от центра города, образовывающего урбан-ареал на расстоянии по автомобильным дорогам не более:

{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} Lj = √√ (Pj / 10) или Lj = 10 * √√ Nj          (1),

где Lj – предельное расстояние, км; Pj, Nj = Pj / 1000 {C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C}{C} - население урбан-ареала, образующего метро-ареал, в чел. и тыс. чел. соответственно.

Один метро-ареал в полном составе включается в состав другого метро-ареала, если расстояние между центрами этих метро-ареалов не более предельного. Если какая-либо статистическая единица попадает по критерию одновременно в 2 или более метро-ареала, то это она включается в состав того МА, для которого минимальное отношение среди всех УА, входящих в его состав (2) меньше чем аналогичное минимальное отношение у другого МА:

minj∈k (Lij / Lj)                                                                                     (2),


где Lij - расстояние от центра статистической единицы i до центра урбан-ареала j, входящего в состав метроареала k, а Lj - предельное расстояние для урбан-ареала j, определяемое по формуле (1).

{C}{C}

Критерий урбан-ареалов:

В урбан-ареалы включаются статистические единицы низового уровня (поселения, отдельные населенные пункты и части населенных пунктов), суммарные разрывы в жилой или промышленной застройке между которыми не превышают 5 км (без учета длины единичных разрывов) по автомобильным дорогам. При этом в разрывы не включаются гидротехнические сооружения (кроме дамб), а также дороги, к которым примыкают территории населенных пунктов, которые не могут быть использованы для строительства зданий и сооружений (городские парки, кладбища, стадионы, аэродромы, автостоянки, АЗС, жд станции и т.д.). Пограничные территории с пропускным режимом в состав одного урбан-ареала не включаются. Если статистическая единица низового уровня может быть по критерию присоединена к 2 и более УА, то она присоединяется к УА с минимальными единичными разрывами до его центра.

Ну. и наконец, список миллионных (и не только) агломераций России. По всем 4-м уровням )):



Большая таблица агломераций для городов свыше 100 тысяч жителей:




из блога reissig


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх