На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 143 подписчика

Свежие комментарии

Мы не понимаем свою страну. Кем работают герои российских фильмов

Кем работают герои российских фильмов

Мне понравился пост на Обозревателе – о том, почему наши сериалы так оторваны от реальной жизни. Я процитирую один абзац: 

«…глядя российские фильмы и сериалы, ты не всегда понимаешь, где происходит действие, какой социальный статус у героев, где их родители, что было у героев в прошлом. Действие происходит или в Москве, или в некоем российском городе, у которого нет названия. То есть Москва и не Москва. Герои зачастую живут в огромных, дорого обставленных квартирах, на которые они непонятным образом заработали. Работают все либо в каких-то фирмах, где неизвестно чем занимаются…» 

- пишет неизвестный мне сценарист Громов, по-моему, очень точно.

Мне вот, всегда было трудно сочинить сюжет о современной жизни, потому что я спотыкалась о социальные статусы героев. Я могу представить себе девушку, которая влюбляется в мужчину, но, как только нужно это записать и наполнить конкретикой, я теряюсь, потому что не понимаю - а где, действительно, эти люди работают, и откуда у них деньги, чтобы так хорошо одеваться и жить на Фонтанке?

Ну, например. В западном кино любят придумывать так, чтобы героиня работала в издательстве. Это и многие фильмы о Манхэттене, последний фильм Ричарда Кертиса «Бойфренд из будущего», Бриджет Джонс, ну, и самая коммерчески успешная героиня наших дней – Анастейша Стил из «50 оттенков серого» - все работают в издательствах. 

Это очень удобная для жанра профессия. Потому что в ней есть некая приятная романтичность, престижность (а в кино должны реализовываться желания зрителей о том, как им хотелось бы жить). Это творческая профессия, но одновременно земная. Оставляющая возможность рассказывать историю о самой обычной девушке. С которой зрители, смогут себя идентифицировать. 

Так вот, я пытаюсь в голове переложить это на нашу реальность, и чувствую какую-то неправду. Героиня «50 оттенков» изучала в университете английскую литературу, после чего разослала свои резюме, и в одном издательстве ей предложили должность помощника. Вы представляете, что такая история происходит в русском фильме? У нас же не существует таких понятных социальных лифтов. На самые требовательные должности люди часто попадают по знакомству, по блату. И если наша девушка работает в издательстве, это совсем значит, что она разбирается в литературе, или у нее есть деньги снимать квартиру и купить подержанный автомобиль. 

Это вообще ничего не значит с точки зрения социального статуса. Потому что в России сейчас нет социальных классов. Сотрудница издательства может зарабатывать 100 тысяч, а может 15. Нет устоявшейся системы социальных институтов, которые бы позволяли ей делать предсказуемую понятную карьеру. Чтобы можно было нарисовать типаж, и зрители его узнавали, понимали его образ жизни и безоговорочно в него верили. 

Можно взять любой частный случай (работает журналистом, получает сто тыщ, бабушка оставила квартиру на Фонтанке), но это не будет типично и узнаваемо. Вроде правда, а вроде и нет, это и так, и не так. Отсюда желание уйти от конкретики и делать героев «бизнесменами». Потому что тогда снимаются все вопросы о деньгах. А персонаж жанрового кино обязательно должен иметь финансовую опору, чтобы целиком отдаваться любви и приключениям, а не думать, как выжить. 

Сейчас вышла романтическая комедия со Светланой Ходченковой «Любит, не любит». Там очень хороший, такой в духе 60-х годов сценарий, с прогулками по ночному городу и чтением стихов. И фильм мог бы получиться классный, если… отбросить весь социальный бред, в который эта история упакована. 

Ходченкова пишет статьи в журнал и летает на репортажи в Париж бизнес-классом Трансаэро Империал. А Максим Матвеев работает «бизнесменом» и занимается… эээ чем-то очень важным, серьезным и «много денег». Главное, что неконкретным. Зачем его послали в Питер, я так и не поняла. Живет Максим в гостинице Англетер, ну а где еще. Ходченкова в него влюбляется и в расстроенных чувствах бросает работу в журнале и уезжает жить в Париж: «поживу в Париже, буду писать стихи...» Короче, жанр - научная фантастика. 

Мы не понимаем свою сегодняшнюю страну, не понимаем, как о ней рассказывать. Отсюда такой повышенный интерес к прошлому. Со всеми этим бесконечными историческими сериалами по ТВ. А потому что там, в прошлом, все было понятно. Понятно кто кем работает, и что это значит. А сейчас, как пишет этот Громов, у нашей страны, цитата, «невнятная реальность», поэтому легче не мучиться и снимать про СССР. 

Картина дня

наверх