На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 146 подписчиков

Свежие комментарии

Матвейчев vs Беляев

Статья экономиста Беляева в «Московском комсомольце» производит грустное впечатление. Перед нами очередной опус Шарикова, который призывает взять все и поделить, и не согласен ни с Каутским, ни с Энгельсом. Только вчера стал человеком, а уже дает советы космического масштаба и космической же глупости. Сразу видно, что статью пишет человек максимально далекий от экономики, но с развитым воображением. Когда читаешь слова «деньги текут в карманы олигархов» перед глазами сразу встает живописная картина: стоят жирные олигархи в духе «Трех толстяков» Юрия Олеши, а им в карманы затекают реки из денег.

При этом в статье отсутствуют хоть какие-то расчеты как победить бедность. В наличии только одна цифра, и та взята из журнала крупной буржуазии Forbes – 35% ВВП страны якобы принадлежат российским олигархам. При этом хорошо известно, как подсчитывается размер таких состояний. Это виртуальная величина, которая зависит от того, сколько на рынке в данный момент стоят находящиеся в свободном обращении акции компаний. Путем подсчета стоимости пакета акций оценивается мифическое состояние владельца. То есть никаким реальным состоянием это не является, а весь список Forbes существует только ради имиджевой составляющей. Реальным активом это не является.

Даже если владелец захочет продать хотя бы 5% своих акций, то их цена резко пойдет вниз. Поэтому этим инструментом, как правило, не пользуются. Более того, часто владельцы из своего кармана поддерживают стоимость акций на определенном уровне, этот инструмент называется обратный выкуп. Опять же, это делается ради имиджа.

Если верить спискам Forbes, то Цукерберги, Илоны Маски и прочие звезды шоу-бизнеса воротят сотнями миллиардов долларов, а Facebook стоит гораздо дороже «Газпрома». Однако здравомыслящих людей это не должно обманывать. Если завтра прекратит работу «Газпром», то экономика Европы рухнет на 40%. А вот если не станет Facebook, то люди три дня погрустят и перейдут на другие платформы.

Поэтому сравнивать гипотетическое состояние «первой сотни Forbes» с таким реальным и официальным показателем как ВВП страны представляется нелогичным. Это лишний раз демонстрирует непрофессионализм автора.


На самом деле экономика России уже на 70% контролируется государством и компаниями с государственным участием. На долю олигархов практически ничего не остается. Поэтому говорить о том, к мифическим богатеям уплывают несметные деньги и из-за них мы не можем получить некую народную собственность, не приходится.

Давайте посчитаем, сколько денег достается богатеям от использования природных ресурсов. Возьмем частную компанию «Лукойл» и посмотрим сколько получают ее акционеры и сколько она платит налогов. Так вот, ежегодно компания выплачивает от 1 до 1,3 триллиона рублей в наш бюджет. А рекордные дивиденды за год, которые получили владельцы компании Вагит Алекперов и Леонид Федун – 1 миллиард долларов (это около 73 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу). То есть налогов компания платит раз в 15 больше, чем оставляет своим акционерам. Точно такая же ситуация в других компаниях, которые хоть и являются частными, но государство их стрижет как липку, забирает деньги в бюджет, а потом тратит на оборону, на зарплату бюджетникам, социальные выплаты, развитие инфраструктуры и т.д.

Если взять полностью государственную «Роснфеть», то обнаружим, что она платит государству до 15 триллионов рублей в год. Управляющий этой компанией Игорь Сечин может получать до миллиарда рублей в год (в 75 раз меньше чем Алекперов и Федун). В этом смысле госкомпании обходятся государству дешевле.

Зададимся вопросом: много ли у нас частных компаний в нефтегазовой отрасли? После «Лукойла» в порядке убывания идут «Сургутнефтегаз», Новатэк и «Славнефть». Даже если их сложить вместе, то они будут в три раза меньше «Роснефти». Соответственно и дивиденды акционеров там меньше. Что-то около 300 миллионов долларов в год. Больше крупных частных собственников в нефтегазе нет. Получается, что нефть и газ практически принадлежат государству и дают средства на развитие социальной сферы, науку, оборонные программы.

Нам могут возразить, что помимо нефти есть золото, медь и другие ресурсы. И вот там находятся олигархи, в карманы которых текут деньги. Но тут мы обнаруживаем, что в прошлом году пресловутая первая десятка рейтинга Forbes получила дивидендов на 15 миллиардов долларов. При этом не все они имеют отношения к природным ресурсам. Самые большие доходы за год получил Андрей Андреев из IT-отрасли, создатель сервиса онлайн-знакомств Badoo, а также других интернет-проектов: SpyLOG, Begun и Mamba .Есть ряд других олигархов, которые занимаются металлургией, ритейлом и т.д. Наверное их тоже не надо учитывать в предлагаемом контексте.

Наш экономист, который выступает за то, чтобы все взять и поделить, наверняка хочет разорить всех олигархов. Не только нефтяных, но и IT, например. А ведь часто это люди, как тот же Андреев, сделали себя сами и добились всего своим трудом, а не «разграблением недр» или присосавшись к госзаказу.

Если взять вторую десятку Forbes, то резко сокращаются ее доходы. Миллиардов до 7 в год. А третья десятка – до 2-3 миллиардов. В целом, первая сотня Forbes получает дивиденды в размере около 40 миллиардов долларов в год. Вот о такой сумме идет речь. Если мы ликвидируем всех олигархов и все у них отберем, то получим 275 долларов в год на каждого россиянина (чуть более 20 тысяч рублей). Можно ли считать, что это гигантский капитал и за счет этого можно обеспечить рост уровня жизни?

Никакая бедность от разорения олигархов никуда не исчезнет. Корень проблемы бедности не в том, что кто-то кому-то не дает деньги. Бедные это те, кто деньги очень быстро теряет, даже если их вдруг получит. Известны случаи, когда бедный человек выигрывал в лотерею или находил клад. Через год, два, три он опять опускался в бедность. То есть проблема носит структурный характер и решить ее простыми методами не получится.

Скорее всего, если сейчас всем гражданам выдать по сто долларов, то люди накупят себе импортных товаров, порадовав иностранных производителей. Но даже если люди купят русские продукты, то заработает на этом не столько российский производитель, чья доля в цене невысока, сколько ритейлеры и посредники. Деньги моментально потекут богатым. Тем более, что ритейлеры еще и поднимут цены, узнав о новой выплате.

В любом случае богатые сразу же выведут эти деньги за рубеж, как они это делают по своему обыкновению из года в год в условиях отсутствия госмонополии на внешнюю торговлю. А если деньги попадут к так называемому малому бизнесу, то заработавшие их «лавочники» просто купят себе лишнюю путевку в Турцию и подарят эти деньги туркам.

Когда говорят о необходимости вливания денег в экономику, не всегда думают о том, способна ли экономика переварить эти деньги. Невозможно влить ведро воды в трехлитровую банку. Так же невозможно и влить в нашу экономику деньги, которые она не в состоянии принять. Эти деньги тут же окажутся снаружи у тех, кто привык эти деньги высасывать.

Оппоненты могут сказать: что отсутствие олигархов благо само по себе и пусть 40 миллиардов долларов лучше достанутся простым людям. Не согласен. Например, часть компаний, которые мы собрались ликвидировать, имеют зарубежную собственность как «Роснефть» в Венесуэле. Как будет решаться этот вопрос? Отдадим народам этих стран их нефть и газ «по справедливости»? А если мы все раздадим, то не сократятся ли 275 долларов до 50?

А что делать, если олигархи начнут подавать в суды и арестовывать активы России по всему миру? Это же будет не отдельный случай с несчастным «Юкосом», который обиделся за национализацию. Здесь будут десятки таких случаев и не воспользуется ли Запад этим, чтобы действительно отобрать всю собственность России за рубежом и обеспечить нам полную изоляцию?

Кто просчитывал риск того, что обиженные олиграхи вложат свои состояния в цветную революцию? Не устроят ли они в России гражданскую войну? Не приведут ли интервентов? Забыли историю и не помнят 1918 год?

Стоят ли такие риски 40 миллиардов, которые можно взять из других источников? Наш народ только 30 миллиардов в год вывозил за границу в виде выездного туризма. Дарил всяким туркам, итальянцам и грекам. И государство смотрело на это сквозь пальцы, не предпринимая ничего чтобы остановить этот процесс.

Допустим, олигархам не удастся совершить революцию, но встает вопрос: кто будет добывать природные ресурсы, находящиеся за тысячу километров от железной дороги или портовой гавани, зачастую в вечной мерзлоте? А ведь многие существующие месторождения близки к исчерпанию, необходимо вести постоянную геологоразведку, чтобы обнаружить новые. Необходимо строить трубопроводы, тянуть трубы.

Видимо экономист Беляев предполагает, что кто-то поедет и для таких же любителей халявы поедет на Север и будет работать. А эти шариковы будут сидеть на месте ровно и получать свои дивиденды?

До того, как нефть, газ или металл будут проданы на мировом рынке, получены какие-то деньги для того, что Емели всей Руси лежали на печи. До этого времени должно быть вложено огромное количество денег. Откуда возьмутся эти инвестиции, если олигархов мы всех разорили? Раньше олигарх мог достать их из своего кармана – у него ведь их много! Уже упоминавшийся мною Вагит Алекперов именно так и поступал – отказывался от годовых дивидендов и направлял их на развитие «Лукойла».

Если же мы всем таксистам раздадим по сто долларов, а потом предложим им скинуться на инфраструктурные проекты, геологоразведку и освоение новых месторождений, то ничего не получится. Потому что таксисты уже потратят эти деньги на всякие приятные мелочи.

Олигархи, государства и другие юрлица в такой ситуации могут взять деньги в долг, но под залог в виде активов своих компаний. И тут выяснится самое интересное: запасы в месторождениях принадлежат этим самым таксистам. Причем это их неотчуждаемая собственность, они не могут ее кому-то передать, соответственно она не может быть залоговым инструментом. Такой фирме никто никаких денег на развитие не даст, компании прекратят развиваться и добыча природных ресурсов остановится.

В целом, идея с выдачей безусловного базового дохода до ужаса смахивает на идею чубайсовской ваучерной приватизации, когда якобы имущество государства раздавалось народу. Но Беляев считает, что Чубайс поступил очень плохо. Он раздал ваучеры, а глупые люди их продали. Теперь ошибка будет исправлена, людям будут розданы некие бумажки о пожизненном владении российскими недрами – условным дальневосточным гектаром. И продать эту бумажку человек уже не сможет.

Но что же произойдет дальше? Да, продать эту «собственность» гражданин не сможет и сам добывать нефть в Сибирь не поедет. Бумажка будет лежать мертвым грузом. А нефтяными компаниями продолжат управлять менеджеры, которые знают, как эта нефть добывается, как продается.

В 90-е годы при приватизации у условного директора завода было два выхода. Если это был краткосрочноориентированный человек, то с помощью притворных сделок выводил всю оборотку из предприятия, сдавал цеха в долгосрочную аренду, продавал оборудование на металлолом и т.д. Выкачивал таким образом кучу кэша, покупал недвижимость за границей и сбегал.

Более ответственный директор с долгосрочными перспективами просто тупо скупал ваучеры и доли предприятия у рабочих, становился олигархом и продолжал предприятием управлять. И слава Богу, если он так делал.

В результате новой приватизации уже не по Чубайсу, а по Беляеву, когда людям будут розданы неотчуждаемые ваучеры у менеджмента нефтяных компаний не останется шанса на скупку этих долей. Единственное, что им останется – искусственное разорение компании под видом бесхозяйственности и накапливания долгов и последующее бегство за границу.

Популярность побега за границу только увеличится, поскольку люди будут понимать, что такое общество просто не сможет выжить в перспективе. Против него будет настроен весь мир, будет фактически вестись гражданская война на деньги олигархов. Будет явная экономическая неразбериха и упадок в духе 90-х.

Ну и плюс психологические проблемы, связанные с тем, что произошло гигантское разграбление собственников. Будет понятно, что ждать от этого общества, что оно будет ценить умных менеджеров, а не шариковых, нельзя. Умные менеджеры сбегут и бросят шариковых с их ставшими ненужными долями в сибирских недрах.

Вот, что произойдет в результате реализации чудовищной концепции, которую нам подсовывают люди, которые ничего не понимают в экономике, не умеют считать, но лезут со своими доктринерскими и схоластическими экспериментами, пытаясь влиять на жизнь миллионов людей. Именно из таких людей случаются революции, происходят гражданские войны и приходят 90-е.

Если и нужен нам какой-то закон, то против популизма, чтобы такие люди не могли печататься на страницах центральной прессы с безграмотными рассуждениями, соблазняя малых сих. Нам нужен закон против мертвых доктрин в головах и людей, неспособных просчитать последствия своих действий. Таких людей близко нельзя подпускать к политике. За то, что такие люди есть в политике мы уже платим огромный налог в виде утечки капитала. Каждый человек, который заработал хотя бы миллион, хочет передать его детям и внукам. Но когда он читает такие статьи и слышит как таксист мечтает разорить богатеев, то сразу думает о том как бежать из такой страны. И так и делает. Так и происходит утечка капиталов. Мы платим за возможность этих шариковых рассуждать про разорение богатых. Давным давно пора понять всем, что бедные существуют не потому, что существуют богатые. Точно так же как больные существуют не потому, что существуют здоровые. У этих вещей разная природа. Существуют общества, где все богатые. Существуют общества, где все бедные. Необходимо повышать финансовую грамотность населения и не задаривать его «вертолетными» деньгами и базовым доходом, а создать адресные и точечные инструменты, которые помогали бы тем, кому нужно помогать.

Мне и еще многим никакой базовый доход не нужен. Мне эти копейки не нужны, а они могут быть использованы в другом месте в экономике, а мне все равно собираются его платить. Базовый доход – это легкий способ неправильно решить проблему. И от этих легких популистских способов необходимо отказаться, ровно как и от тех людей, которые их проповедуют. Надо наложить запрет на приход в политику людей популистского склада.




Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх