На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЖеЖ

50 138 подписчиков

Свежие комментарии

Эмоциональный интеллект

 

Двадцатый век оставил в прошлом убеждение в том, что умственные способности человека играют первейшую роль в его жизненных успехах и в карьере. Психологическая наука доказывает, а жизнь подтверждает: более важными оказываются умение сопротивляться стрессу и способность оставаться оптимистом, невзирая на неудачи.

Конечно, уметь соображать в жизни необходимо. Но этого недостаточно. Эмоции играют гораздо большую роль в мыслительной деятельности, чем это обычно признавалось - в частности, в принятии решений, в личном и профессиональном решении.

Как показали исследования последних лет, ничуть не меньше в нашей жизни и карьере необходимы такие качества, как терпимость, неконфликтность, общительность, а эти черты характера базируются на контроле над эмоциями. Действительно, для того, чтобы воспользоваться имеющимся у нас интеллектом на 100%, мы нуждаемся в развитых эмоциональных способностях. Почему? Потому, что, как бы человек не был "мозговит", если он отталкивает от себя других людей своим равнодушием, не осознает, как выглядит его поведение со стороны, то вряд ли он может вызвать искренний интерес другого к себе, построить добрые отношения, договориться о чем-либо.

Значимость эмоций определяется как основная составляющая жизненного успеха, и предлагаются пути и способы формирования таких личностных качеств, которые позволили бы поддерживать эффективные деловые и доброжелательные личные отношения с окружающими.

В последнее время термин - эмоциональный интеллект (ЭИ) - пользуется все большей популярностью, как в бизнесе, так и в социально-бытовой сфере. Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили американские исследователи Джон Мэйер и Питер Сэловей. Вместе с Дэниэлом Гоулманом, который в 1990 году написал книгу "Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее, чем "IQ", эти ученые составляют "тройку лидеров" в исследованиях данного вопроса. В своих исследованиях Гоулмен обнаружил, что ЭИ оказывает гораздо большее влияние на потенциал успеха личности (85%), чем умственный интеллект (15%). С этим трудно не согласиться. Вспомнить хотя бы Генри Форда, который прославился тем, что объединил и организовал вокруг себя людей гораздо умнее его самого. Идеи Гоулмена были успешно применимы в обучении торговых и страховых агентов, менеджеров по продажам, консультантов и других профессионалов, чей успех напрямую зависит от их способности эффективно общаться с другими людьми.

Смысл, вложенный в понятие ЭИ, можно объяснить следующим образом: "Эмоциональный интеллект (ЭИ) есть способность человека наблюдать и осознавать собственные переживания и эмоции окружающих людей, способность управлять своими чувствами и эмоциями, и на этой основе строить взаимодействие". В этом понятии, на мой взгляд, новым и необычным является сочетание смыслов двух слов: "эмоциональный" и "интеллект".

Идея ЭИ включает в себя пять составляющих умения управлять своими чувствами:

1. Осознанность.
Самоосознанность или умение распознавать и глубоко понимать свои: эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения и глубоко личностные особенности. Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии на поведение. Сюда же входит способность реалистично и позитивно оценивать себя и принимать таким, какой есть. Знать свою "планку", уровень возможностей и способностей. Отсюда - реальные обязательства, планы и требования, и уверенность в их выполнении. Самоосознанность связана с наличием чувства юмора по отношению к себе, а также с обучаемостью и желанием получать отклики на свою работу и конструктивную критику от значимых лиц.

2. Самообладание.
Самообладание основано на способности размышлять и действовать вдумчиво, на контроле за своими негативными эмоциями (злость, обида, вина), на умении сказать им твердое "нет" и перенаправить эти импульсивные побуждения в другое русло. Сюда же относится способность отвечать за себя и свои поступки, т.е. ответственность. Самообладание очень важно в момент жизненных перемен. Оно проявляется в способности чувствовать себя комфортно, трезво мыслить и сохранять инициативу в ситуации неопределенности, но, в то же время, оставаться открытым новым возможностям и использовать их, быстро приспосабливаясь к меняющимся условиям.

3. Мотивация.
Основа жизни и работы высокомотивированных людей - в их позитивном и заинтересованном отношении к чему-либо. Два человека с одинаковым уровнем способностей и равными возможностями, но с разным отношением к делу, будут иметь разные результаты. В спорте это называется "волей к победе", в бизнесе - стремлением к достижениям. Мотивация в данном случае понимается, как большое желание достичь поставленной цели и преданность своему делу. Мотивация проявляется в творческом подходе, настойчивости и эмоциональной приверженности. В том, чтобы не терять надежду, даже когда все плохо, верить в себя и в достижение своей цели, восстанавливаться после неудачи и продолжать свой путь.

4. Чуткость.
В контексте отношений с другими людьми ЭИ проявляется в умении чувствовать эмоции и настроения других людей, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам. Это означает не быть со всеми хорошеньким, а быть внимательным к чувствам и интересам других при принятии решения. Хотя бизнес и чуткость обычно не связывают друг с другом, она все-таки важна и в предпринимательской деятельности. Бизнес не делается в одиночку, поэтому бизнесмену важно уметь создавать себе команду единомышленников и приобретать партнеров. Работники сегодня стали свободнее в своих выборах, знают себе цену. И, если им не нравится, как с ними обращаются, они могут уйти в другое место, где их будут больше ценить и обращаться с ними, как с личностями, а не как с "ресурсом". Чуткость позволяет лучше понимать и удовлетворять потребности своих клиентов и является, на мой взгляд, важной составляющей ЭИ.

5. Коммуникация.
Человек не живет на необитаемом острове, он постоянно находится в общении. Ни одно дело не возможно реализовать без отношений с другими людьми. В этом контексте ЭИ проявляется в следующих способностях и умениях:
- находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание
- завлечь идеей и повести за собой
- точно доносить свои идеи, мысли и чувства, а также точно понимать сообщения других
- поддерживать, обучать и развивать, давая наставления, советы и обратную связь
- разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия, примирять
- создавать прочные связи и развивать сеть поддержки
- сотрудничать, создавать команды и руководить ими.

Такое важное деловое и личное качество как коммуникабельность - это по сути ЭИ в действии.

В США сейчас даже стало популярным такое высказывание: "Благодаря "IQ" Вы устраиваетесь на работу, а благодаря "EQ" - делаете карьеру".

Теория эмоционального интеллекта (ЭИ) произвела реальный переворот в концепции успеха бизнеса, опровергая главную его идею: "Эмоциям не место на работе", и показывая, что успешно работают те люди, которые умело сочетают разум и чувства. В организациях, где работают сотрудники с высокими показателями эмоционального интеллекта, складывается особая корпоративная культура (открытые, доброжелательные, демократичные отношения), что в свою очередь является частью человеческого капитала.

Интересны и такие факты, что "IQ" практически неизменен. Он достигает максимума к 17 годам, остается постоянным в течение всей взрослой жизни и за счет уменьшения умственной активности и физиологических изменений снижается к старости. ЭИ не фиксирован возрастными рамками и не развивается линейно. Установлено, что он устойчиво растет в юности до среднего возраста (до 45 лет), после 50-ти он немного снижается - со 102, 7 в 40 лет до 101,5 в 50 лет. И это не удивляет: мы становимся старше и мудрее. Мы живем и учимся. В процессе жизни мы научаемся уравновешивать свои эмоции и разум. Главное не забывать об этом в моменты взаимодействия с действительностью! Мы многое можем сделать со своими чувствами и поведением, если пожелаем. Приятно узнать, что эмоциональные способности мужчин и женщин равны: те и другие обнаруживают поразительно схожие общие баллы в тесте ЭИ. Это верно для различных стран и культур во всем мире. Повсюду у женщин более высокие отметки в двух категориях - социальной ответственности и эмпатии - в то время, как у мужчин более высокие оценки по сопротивляемости стрессу. Можно сказать так, если в какой-то области эмоциональных способностей у женщин оказывается естественное преимущество, у мужчин выявляется в другой области уравновешивающая сильная сторона.

Определено, что эмоциональные способности не зависят от расы. Исследования групп кавказцев, афро-американцев и жителей Азии показали, что средние баллы в тестах различались менее чем на 5 процентов - это в пределах случайной ошибки.
Возраст, пол и этническое происхождение не ставят никаких ограничений в повышении Вашего ЭИ - это надо помнить всем руководителям и HR-специалистам!
Чем сильнее Ваши эмоциональные способности, тем более успешны Вы будете как работник, как родитель, как менеджер, как взрослый ребенок своих престарелых родителей, партнер для близких Вам людей, или как кандидат на рабочее место. Никогда не поздно измениться к лучшему, главное - захотеть это сделать! И если Вы действительно хотите изменить свою жизнь, Вы это можете.

Развитие ЭИ начинается с детства. Разработаны специальные тренинги и психологические программы для детей, которые закладывают навыки наблюдения и осознания своих эмоций и эмоций близких людей, и управления ими. Молодежные программы развития ЭИ помогают детям и подросткам успешнее решать свои проблемы, лучше справляться со стрессом, стать менее импульсивными и радоваться жизни. Исследования эмоциональных способностей показали, что развитие ЭИ - хорошая профилактическая мера против асоциального поведения. Развитие эмоциональной культуры, эмоциональных способностей детей может уменьшить риск грубого насилия и помочь предотвратить жестокие преступления, которые порой наблюдаются в наших школах и дворах. Развитие эмоциональных способностей в раннем возрасте дает детям хорошее преимущество во взрослой жизни.

По каким признакам выделяется человек с высоким эмоциональным интеллектом?

Если отодвинуть в сторону тесты, которые его определяют, то люди с высоким эмоциональным интеллектом осознают, что они делают: у них адекватная самооценка, они способны анализировать свои чувства и действия с ними связанные. Они понимают, что в себе им надо развивать, что добавить для того, чтобы достигать своих целей. Это те люди, которые хорошо себя контролируют, владеют своими эмоциями, сохраняют самообладание в неожиданных ситуациях. У них хорошо развито чувство юмора по отношению к себе и к ситуации. Самоосознанность таких людей выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает готовность открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии. Они всегда готовы и открыты к изменениям, к получению знаний и восприятию конструктивной критики. Социально чуткие люди, способные понимать чувства других людей: не принимать на свой счет, не брать на себя ответственность за других, а именно сочувствовать, оставаясь собой. Они четко умеют доносить то, что они хотят от других, открыто заявлять, что хотят сами. Такие люди незаменимы в профессиональной команде, также являются прекрасными партнерами в личных отношениях. Это те люди, кто хорошо умеет слышать, кто соблюдает баланс между "говорить самому" и "слышать другого".

Развитость эмоционального интеллекта не означает, что человек будет радоваться в той ситуации, когда должен разозлиться, смеяться, когда хочется плакать. Умение понять себя и быстро решить, какое поведение и эмоциональная реакция адекватны ситуации - тоже очень важный момент осознания. Зачастую люди подавляют не только негативные эмоции, но и позитивные. Как говорится, "радуемся мы тоже с оглядкой": как-то неловко казаться счастливым, сказать приятные слова близким, когда душа переполнена любви к ним. Не научены! Подавление своих эмоций - путь к депрессии, что человек - это биологический вид с самой богатой эмоциональной палитрой, которую нельзя сводить только к черно-белым тонам.

Эмоции являются для нас сигналом о важных событиях, которые происходят в мире, будь это внутренний мир или внешний. А что сегодня происходит с миром эмоций? Эмоции выходят из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет. Сегодня во многих странах высок уровень эмоциональной несдержанности, пренебрежения какими-либо нормами в проявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи, и заканчивая коллективом, в котором человек работает. Полная эмоциональная неграмотность, которая выражается в неумении "сотрудничать со своими эмоциями", привела к резкому увеличению случаев депрессии практически по всему миру, к вспышкам жестокости, насилия, агрессивного поведения. К сожалению, это становится характерной чертой нашей цивилизации и выдается за некую "свободу" в своем поведении.

Действительно ли есть возможность улучшить свой ЭИ и развить управляемость эмоциями или, как спорят психологи о некоторых человеческих качествах, это заложено в человеке от природы и генетически предопределено?

Да, никто не огражден от проблем и трудностей, а соответственно от вспышек негативных эмоций и сожаления о случившемся. Но главное в момент "вспышки" не поддаться импульсу, а "включить" самосознание и не дать выплеснуться отрицательным эмоциям. И, если эмоциональный интеллект - это способность владения эмоциями, значит, как и любую другую способность, ее можно развивать. Это даст возможность поддерживать доброжелательные отношения с окружающими.

Был проведен многопрофильный анализ результатов исследований, связанных с зависимостью уровня эмоционального интеллекта либо от генетической составляющей либо - от воспитательной. Этим вопросом много лет занимается белорусский психолог Андреева Ирина. Результаты показали, что имеется четкая связь между ЭИ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом зависит от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на "правополушарных" (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т.д.) и "левополушарных" (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными науками). У правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Но есть и еще одна зависимость: чем выше образовательный уровень и доход семьи, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали состоятельными в том числе благодаря своей эмоциональности, и эти гены они передали своему ребенку. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, окружающая среда ребенка более разнообразна, и в результате у него высокий ЭИ.
В любом случае воспитание в детстве - один из ключевых факторов развития ЭИ. Если в родительской семье ребенка принято обсуждение эмоциональных проблем, то и ребенок приучается понимать собственные эмоции, у него развиваются способности к их саморегуляции. В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная атмосфера, где со вниманием относятся не только к поведению и событиям в жизни ребенка, к достижениям его в школе, но и к его переживаниям.

Исследованиями показано, что человек в своем развитии на 50% определяется генетикой и воспитанием, семьей. На 10% - внешними обстоятельствами и на 40% - человек влияет сам. Он в силах повлиять на свое состояние!
Главное для человека, желающего совершенствовать свои навыки в ЭИ, понять, где область его развития, и желать этого развития, а остальное - вопрос времени и практики.
И первый шаг в этом развитии - понять, что ЭИ тебе нужен, помимо "IQ". Если ты подавлял свои эмоции и вдруг понял, что адекватное их выражение полезно для дела и для тебя - уже, можно считать, процесс сдвинут с "мертвой" точки и "запущен" в действие.

Второй шаг - это осознание своих негативных и позитивных эмоций, нахождение тех триггеров, "пусковых кнопок", которые запускают негативные эмоции: "я сам не понимаю, как я вчера сорвался, " я сам не понимаю, почему он меня раздражает, почему я терплю и свое раздражение никак не выражаю". Как только мы выявляем те самые "пусковые кнопки", мы можем искать способ реагировать как-то иначе, меняться. В этом могут помочь специальные тренинги и программы, индивидуальные консультации с психологом.

Вот несколько техник, которые можно рекомендовать для отработки навыка эмоциональной сопричастности к собеседнику:

1. "Активное слушание". Активно слушать собеседника - значит "возвращать" ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом точно отражая его эмоции, чувства и переживания. То, как мы слушаем и реагируем на сообщение говорящего, оказывает влияние на желание его продолжать разговор и в дальнейшем общаться.
Приемы активного слушания:
правильная поза слушащего, которой демонстрируем внимание и открытость: поворот тела к говорящему, взгляд "глаза в глаза", легкое кивание в знак согласия.

 - искреннее внимание к собеседнику - самый эффективный прием, чтобы расположить к себе говорящего партнера и подготовить его к тому, чтобы и он в свою очередь также Вас слушал.

 - умение задавать правильные вопросы и вовремя. Лучше задавать больше уточняющих открытых вопросов те, которые начинаются с вопросительных слов: что, где, когда, зачем, почему, или вопросы о мнении, например: "какой из моментов для Вас является важным?" Эти вопросы поощряют собеседника продолжать разговор, он чувствует Ваш интерес и сопричастность. Вопросы лучше задавать, не перебивая говорящего, а в момент, когда он закончил высказывать свою мысль.

 - умение держать паузу в разговоре и после ответной Вашей реплики. Время паузы очень важно и принадлежит Вашему собеседнику. Она помогает ему разобраться в своих переживаниях и одновременно полнее прочувствовать Ваше сопереживание. Узнать о том, что человек не готов слышать продолжение Вашей реплики, можно по его внешнему виду. Если глаза собеседника смотрят не на Вас, а в сторону, "внутрь" или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас важная и нужная внутренняя работа. Важно предоставить собеседнику самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли "спасителя".

 - сосредоточенное или активное молчание - пожалуй, самый надежный ответ в трудной ситуации, вызванной какими-либо негативными событиями. Оно реализуется с помощью минимальных словесных реакций, адресованных говорящему: "Да, верно", "Это точно", "Так-так, понимаю".

 - перефразирование - это, когда смыл фразы собеседника оставляется, и подыскиваются другие формулировки своими словами. Это дает возможность оценить говорящему, насколько правильно его поняли, например, включаются такие фразы: "Другими слова, Вы считаете, что…", " По Вашему мнению…", "Итак, Вы полагаете, что…". Цель этого приема - показать собеседнику, что он услышан и понят.
Будьте первыми, когда нужно слушать, и последними, когда нужно говорить.

2. "Я - сообщение". Этот прием основан на том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе. Таким образом не удастся никого обмануть, негатив "считывается" по Вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз. К тому же подавление эмоций вредно для психического здоровья. Очень важна форма проявления своих чувств. И, если человек вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Когда Вы говорите о своих чувствах ему, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, без оценок и ярлыков. Такой способ диалога не будет в эмоциональном плане разрушителен как для Вас, так и для него, и даст возможность сохранить отношения. Ведь каждое "Ты-сообщение", которое нам более привычно и "удобно", по сути, содержит выпад, обвинение и критику. Например: "Вы не выполнили мое задание", "Вы опоздали на встречу". В данном случае прием "Я-сообщение" - это прежде всего вежливость, прямота и ясность, он способен передать человеку Ваше отношение к ситуации без обвинений и требований, поэтому и не вызывает отрицательной реакции собеседника. Например: "Я чувствую, что…", "Мне бы хотелось, чтобы…" "Я сожалею, что…"

3. Конструктивная критика - это критика "не ради критики" и порицания, в результате которого у критикуемого возникает крайне отрицательное отношение к воздействию, оказываемому на него. Цель конструктивной критики исключить фатальность ошибки и отрицание достоинств личности, и помочь критикуемому "сохранить свое лицо". Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. В ситуации критики важно построить побежденному "золотой мост" для отступления, где он смог бы восстановить свой эмоциональный ресурс.

Основные правила конструктивной критики можно сформулировать в виде конкретных рекомендаций:

 - старайтесь терпеливо выслушивать объяснения;

 - сохраняйте ровный тон. Эффективность крика, когда нужно убедить человека или склонить его к своей точки зрения, близка к нулю, и громче - вовсе не значит убедительнее и понятнее;

 - прежде, чем критиковать, найдите, за что похвалить, и похвалите, далее укажите на неправильное поведение, обозначив последствия, к которым оно приводит. Затем объясните, что именно и как должно быть по Вашему мнению. Подыскивая, за что похвалить, Вы оказываете помощь и критикуемому и себе, поскольку сопоставление хорошего и плохого сделает и Вашу позицию более взвешенной и терпимой. Этот прием эффективен только при соблюдении двух предыдущих правил: выслушивать собеседника и сохранять ровный тон. В результате применения всех приемов не возникает конфликта, к которому зачастую приводит критика, снижается эмоциональный накал. Например, можно начать разговор так: "Мы сотрудничаем с Вами уже не первый год, нередко Ваши результаты были просто великолепны. Что же произошло сейчас?" И неправильное начало разговора: "На что это похоже! Опять все не так!"

 - критикуйте поступки, а не человека. Каждый может согласиться с тем, что он ошибся, особенно, если приведены очевидные факты, но вряд ли кто согласится с тем, что он плохой человек. В последнем случае - это вновь конфликт, отдаляющий стороны от взаимодействия. Часто такого рода критика слышится в адрес расшалившихся детей, когда, чтобы их успокоить и приструнить, взрослые опускаются до обзываний детей, тем самым только подогревая конфликт. Например: Ах, ты - бестолковый, не понимаешь, что тебе говорят!" вместо: Мне стыдно за тебя, когда ты так себя ведешь. Поведение твое не прилично".

н - е критикуйте при свидетелях. Это всегда неприятно для человека!
Эмоции - то, что делает нас личностями, это колоссальный ресурс. Использование энергии эмоций себе во благо - это большое удовольствие.

Как говорил Аристотель, проблема не в эмоциональности, а в уместности эмоции и ее выражения.



Источник: скомпилировано из материалов, доступных в интернете.

Картина дня

наверх